Военно-сухумская дорога

Восстановление дороги

С инициативой восстановления дороги и строительства отдельных её участков для использования автомобильным транспортом выступили руководители Абхазии (Сергей Багапш) и Карачаево-Черкесии (Мустафа Батдыев).

В 2010 году средства массовой информации сообщали, что рассматривается два варианта восстановления автомобильного движения между Карачаево-Черкесией и Абхазией, причём оба, для сохранения круглогодичного движения, предусматривают строительство тоннелей. Первый из них предполагает прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала (то есть примерно по маршруту ныне существующей дороги), второй — устройство дороги через Архыз. Предполагается, что новая дорога станет платной. Вариант через Клухорский перевал позже был отклонён по экологическим соображением, так как он нарушал режим Тебердинского заповедника и был предложен вариант через перевал Нахар.

Руководство Абхазии выступает против строительства Военно-Сухумской дороги, аргументируя данное решение экологическими проблемами.

Экономические аспекты

Многие эксперты и в России и в Абхазии выражают экономический скептицизм в отношении строительства дороги. Такой подход разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба:

Аналогичную позицию занимают и некоторые российские эксперты, которые считают данный проект экономически нерентабельным, поскольку Абхазия — «тупиковое» в транспортном отношении государство.

Политические аспекты

Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского «правительства Абхазии в изгнании» Котэ Кучухидзе заявил, что это «ещё одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России».

Военно-Сухумский тракт нужен и для стратегических целей, в качестве запасного маршрута из России в Абхазию. До сих пор из России в Абхазию проходит единственный сухопутный путь — через Сочи (Краснодарский край РФ). Аналогичная ситуация и с Южной Осетией. Там планируется строительство запасного пути через Мамисонское ущелье.

Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может стать основным и стратегическим партнером КЧР. Именно Республика Абхазия может предоставить КЧР реальную перспективу выйти из транспортного тупика, получить прямой выход к морю, что является насущной потребностью.

Экологические аспекты

Маршрут Военно-Сухумской дороги проходит через заповедные территории и используется для горного туризма. Появление в данной местности тяжёлой строительной техники, взрывы при разработке горных пород, и последующее автомобильное движение нанесло бы экологический ущерб Тебердинскому заповеднику.

Культурные аспекты

На протяжении многих тысячелетий Клухорский перевальный путь, в древности известный под названием «Турецкая тропа», получивший в XIX веке наименование Военно-Сухумской дороги, играл важную роль в экономике и культурных связях народов, обитавших по обе стороны Главного Кавказского хребта, в особенности абазин и абхазов. Перевалом могли воспользоваться также и враги для вторжения в Абхазию с Северного Кавказа. Все это способствовало возникновению вдоль дороги большого числа памятников древнего зодчества, и в первую очередь крепостей и храмов. Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Как туристический маршрут он остается популярным. Военно-Сухумская дорога очень живописна.

Всесоюзный маршрут №43

Во времена СССР через Гоначхирское ущелье по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Летний туристический сезон на Кавказе длился с июня по сентябрь. Путевки на всесоюзные маршруты распределяли экскурсионные бюро, а также республиканские, областные и краевые советы по туризму и экскурсиям. Путевку можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Продолжительность путевки на всесоюзный маршрут №43 составляла 20 дней. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для опытных туристов так и для новичков. Активный отдых начинался с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они достигали турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, затем через Клухорский перевал (категория — 1А) выходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье и заканчивали свой поход в городе Сухум. В настоящее время увидеть все красоты всесоюзного маршрута, по известным причинам, невозможно, но достопримечательности, которые находятся на территории России посмотреть можно и нужно.

Акармара — заброшенный город

В память о страшных событиях 90-х годов президент Абхазии в 2008 году издал указ о присвоении Ткуарчалу звания города-героя. Благодаря новому статусу были выделены некоторые средства на восстановление инфраструктуры, но этих денег было недостаточно даже на частичное возрождение зданий и дорог.

Город Ткуарчал, второй по численности населения в Абхазии, постепенно оживает — продолжается добыча угля и отправка его по железной дороге в Очамчиру, где его перегружают на корабли. Пассажиров эта железнодорожная ветка уже не перевозит.

В то же время возрождение угольной промышленности наносит ущерб экологии, потому что, в связи с разрушением инфраструктуры, уголь стали добывать исключительно открытым способом.

Но это оживление не относится к более отдаленному от центра району — Акармара все больше и больше приходит в запустение. Входы в подъезды заколочены, во дворах брошены ржаветь остовы старых автомобилей.

В городе-призраке, где полуразрушенные дома постепенно тонут в пышной субтропической растительности, остались жить только старики и люди, которым совершенно некуда податься. Поблизости от Акармары есть такие же города-призраки — Джантуха, Поляна и другие.

Марина Спасёнова

Современное состояние

Дорога проходит вдоль реки Теберда

Длина 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Проходит через город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью вдоль реки Клухор. Последним пунктом на дороге со стороны Карачаево-Черкесии ранее была турбаза «Северный приют», полностью исчезнувшая в начале 1990-х годов. Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Далее дорога идёт вдоль реки Клыч до первого населённого пункта со стороны Абхазии после перевала — сванского села Омаришара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трёх километрах южнее Сухума. Со стороны Карачаево-Черкесии большей частью дорога асфальтирована (170 км). Асфальтированная дорога заканчивается в ущелье Северного Клухора недалеко от метеостанции. Со стороны Абхазии дорога (53 км.) большей частью не асфальтирована.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 м). Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время не приспособлен для автомобильного движения, а в перевальной части стал практически непроходим и для пешеходов из-за оползней и размывов. Для пешеходов и вьючных животных существует обходная тропа по левому берегу Северного Клухора. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на этом участке. Зимой здесь часты снежные заносы и сходы лавин. После вооружённого грузино-абхазского конфликта — гг., а также установления режима государственной границы, сквозное движение по дороге закрыто, пограничная зона со стороны России начинается у моста через реку Китче-Муруджу.

Как добраться

До Кодорского ущелья проще добираться через Сухум. Оттуда нужно направиться на юго-восток в сторону Дранды. Доехать туда можно доехать на маршрутке, машине или такси.

Далее есть несколько вариантов пути. Первый — доехать до прибрежного села Мачара и пересесть на маршрутку, которая едет вдоль реки Мачара через поселения Цебельду и Мерхеули. Второй путь — доехать до Дранды и направиться по реке на север, проезжая через села Эстонка, Ганахлеба и Владимировка. Третий маршрут самый сложный. Если вы планируете ехать по нему на машине, учитывайте, что встречаются непроходимые участки дороги, поэтому там проедет только внедорожник. Дорога ведет через селение Тахи.

Если решили ехать на такси, лучше воспользоваться услугами фирм. Частные перевозчики слишком завышают цену. В регионе работают следующие службы — «Гаруда Экспресс» и «GT Абхазия».

Кодорское ущелье на видео

Прямой эфир

  • Публикации
  • Объявления
  • sochielektroseti →
    Информация о временных ограничениях подачи электроэнергии
    в ЖКХ
  • david_d →
    Бородатое чмо говорит: «Мразь ты беложопая, мы вас *бали черные и будем *бать»!
    4 в Город: проблемы и решения
  • mberkov →
    Регоператор заменит УО
    1 в ЖКХ
  • nordman →
    Из жизни полка слепых, глухих, и… (В общем, нетрудоспособных)
    13 в Автомобильный Сочи
  • janil10608 →
    Альфу в БАНКРОТЫ?
    в Судебный Сочи
  • sochielektroseti →
    Информация о временных ограничениях подачи электроэнергии
    1 в ЖКХ
  • bescker →
    Вдоль по Адлеру в 2010-х
    18 в Адлерский район города Сочи
  • URPSO →
    За прошедшие сутки спасатели дважды выезжали на помощь людям в горно-лесную местность
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • timofeitselovalnikov1962 →
    Игра чемпионата края по футболу Жемчужина-«»Медик»
    13 в Спортивный Сочи
  • turbazahosta →
    В Хосте укрепляют оползневые склоны
    в Город: проблемы и решения
  • sochielektroseti →
    Информация о временных ограничениях подачи электроэнергии
    в ЖКХ
  • DanaShved →
    Олимпийские схватки 34-ого Краевого турнира по дзюдо
    в Спортивный Сочи
  • sochielektroseti →
    Информация о временных ограничениях подачи электроэнергии
    в ЖКХ
  • Andrey_K →
    Ксения Собчак попала в ДТП в Сочи по дороге в аэропорт. Есть погибшие.
    40 в Происшествия в Сочи
  • Sprut →
    Приобрету или приму в дар ходунки — ролятор
    в МДД (мастерская добрых дел)
  • helix →
    Бродячий лекторий: Как найти свой путь к счастью?
    в Культура Сочи
  • URPSO →
    Спасатели ЮРПСО отработали завершающую дистанцию соревнований
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Alena25 →
    Найден лабрадор-ретривер (кобель)
    в Бюро находок и потеряшек
  • URPSO →
    Команда Южного РПСО прошла техногенную дистанцию Чемпионата по многоборью спасателей
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • bessochi →
    Полеты Вокруг Сочи | #4 Белые скалы
    13 в Аэро-Сочи. Съёмка с высоты
  • dionisy-s →
    Поможет ли духовность и нравственность сохранению культурного облика города? Состоялся круглый стол с участием сочинских учёных, общественников и духовенства Сочинской и Туапсинской епархии РПЦ.
    28 в История Сочи
  • Tuss →

    в Животный мир

  • ribok251295 →

    в Животный мир

  • archin →

    в Строительная ярмарка

  • KiraSochi777 →

    в Отдам даром

  • KiraSochi777 →

    в Отдам даром

  • feld →

    в Недвижимость

  • NPOK →

    в Животный мир

  • viktor_ovsyannikov →

    в Услуги

  • Olechka_Sochi →

    в Недвижимость

  • energo17 →

    в Услуги

  • Sofija2021 →

    2
    в Животный мир

  • olicazapl →

    в Животный мир

  • RYDWAN →

    1
    в Авто-Вело-Мото

  • qazxdews →

    в Животный мир

  • kazakova0303 →

    в Животный мир

  • KASSA →

    в Авто-Вело-Мото

  • boginya-z →

    5
    в Недвижимость

  • kazakova0303 →

    в Недвижимость

  • Sanny7 →

    в Услуги

  • kostrykinas →

    в Услуги

  • shopangel →

    в Услуги

  • Levtova_Anna →

    в Отдам даром

RSS

Что случилось с Акармарой

После развала СССР в Абхазии начались военные действия, продолжавшиеся с 1992 по 1993 год. Грузино-абхазский конфликт возник в результате отказа от подчинения грузинским властям. Осада Ткуарчала (называвшегося ранее Ткварчели) продолжалась 413 дней, город обстреливала артиллерия.

В результате блокады местное население голодало, случались эпидемии, среди местных жителей было немало погибших. Многие из тех, кто бежал от войны, уже не возвращались на прежнее место обитания.

В ходе военных действий была уничтожена почти вся промышленная инфраструктура, многие дома были разрушены обстрелами, а дороги повреждены бомбами.

Владимир Воловиков

Кодорское ущелье в Абхазии

Где расположено Кодорское ущелье

Кодорское ущелье располагается на северо-востоке страны, найти точное расположение можно с помощью онлайн-карты. Протягивается достопримечательность более, чем на 100 километров.

Описание Кодорского ущелья

Кодорское ущелье является живописной речной долиной, которая располагается недалеко от Сухума. Однозначно, эта достопримечательность считается одним из красивейших и интереснейших мест в стране. На территорию ущелья регулярно приезжают туристические экскурсии. Несомненным плюсом считается множество маршрутов, что позволяет найти самый подходящий лично для вас. Экскурсия по ущелью изобилует красивыми местами, вы увидите множество колоритных долин, берега бурных речек, горные озера и красивейшие водопады.

Уникальным Кодорское ущелье делает то, что экскурсия позволит вам ознакомиться с природным миром Абхазии, а также особенный быть людей, проживающих там, ведь на территории страны живет большое количество национальностей и этнических групп, у каждой из которых собственные исторические и культурные ценности.

На территории ущелья вы имеете возможность потрогать множество древних строений и руины. В некоторых мечтах местной речки вы можете перебираться по берегу или же проплыть на байдарке или каяке.

Привлекает ущелье еще и своим географическим расположением. Оно находится на месте большого перепада высоты, который составляет около 3000 метров.

Абхазия является одной из самых разносторонних стран мира. На территории Кодорского ущелья множество загадочных дольменов и неприступных в прошлом крепостей. Каждый турист может спуститься на дно глубокого каньона или зайти в ущелье скалы

Однако большее внимание вызывают пасущиеся на лугах стада и сверкающие реки, в которые плавает золотистая форель. Преимуществом экскурсий являются небольшие и несложные маршруты, они не будут забирать слишком много сил, поэтому вы сможете спокойно любоваться красотами страны

Конечно, существуют маршруты и для продвинутых, а также для тех, кто любит экстремальные виды путешествий. Но мягкие климатические условия в Абхазии очень радуют. Они создают прекрасные условия для пеших походов в горы, ведь даже ночью температура в ущелье не опускается слишком сильно, как это обычно бывает.

Как доехать до Гоначхирского ущелья

От Домбайской поляны до съезда в Гоначхирское ущелье 7 километров, а от поселка Теберда чуть более 13 километров.

Гоначхирское ущелье находится на территории Тебердинского заповедника, поэтому вход платный. Сотрудник заповедника дежурит на пропускном пункте ежедневно с 9 до 17 часов. Экологический сбор за прогулку по маршруту составит 200 рублей с человека и столько же с автомобиля.

До Клухорского перевала протяженность всего ущелья составляет 30 километров, но для туристов открыты только 15 километров пути — от начала ущелья до пограничного шлагбаума у реки Кичи-Муруджу. Дальше закрытая пограничная зона.

На общественном транспорте можно доехать до начала ущелья из поселка Домбай или Теберда. Маршрут по Гоначхирскому ущелью можно пройти пешком или проехать на автомобиле. Хотя для пешей прогулки 15 километров в одну сторону весьма существенное расстояние. Кроме того, идти пешком по асфальту, где ездят машины, не очень удобно. Таким образом, ущелье реки Гоначхир можно посетить на автомобиле и сделать остановки в понравившихся местах, о которых речь пойдет ниже.

Если же вы приехали в поселок Домбай без машины, то в Гоначхирское ущелье, как и на все знаковые достопримечательности, местные жители организуют экскурсии. Цена такой экскурсии напрямую зависит от числа желающих. Оплачивается стоимость машины и чем больше желающих наберется, тем меньше будет стоимость на человека. Если же желающих не найдется, а в будние дни так скорее всего и будет, то всегда можно договориться.

Вот несколько вариантов экскурсий из поселков Теберда и Домбай:

  • от 2000 рублей — индивидуальная экскурсия по ущелью до пограничного шлагбаума, с остановками;
  • от 700 рублей — такси до пограничного шлагбаума, обратно самостоятельная прогулка;
  • от 300 рублей — такси до пропускного пункта в начале ущелья, далее самостоятельная прогулка по ущелью;
  • от 20 рублей — на общественном транспорте до пропускного пункта в начале ущелья (остановка по требованию), далее самостоятельная прогулка по ущелью.

История Акармары до войны

Поселок городского типа Акармара был образован в 1938 году, а уже в 1942 году был объединен наряду с другими селами в город Ткварчели.

Во время активных боевых действий в разгар Великой Отечественной войны в плен были захвачены тысячи немецких солдат и офицеров. Многих из них направили на восстановление народного хозяйства страны, на стройки.

Так и получилось, что совершенно новый промышленный город СССР, предназначенный для добычи и переработки угля, был построен немцами и оказался непохожим на традиционные шахтерские города Советского Союза. Дома в новом городе были выстроены в западноевропейском архитектурном стиле, близком строителям-немцам, и стали совершенно уникальны для этой местности.

Район Ткварчели Акармара, расположенный в горах, считался элитным местом жительства, люди стояли в очереди на квартиру по несколько лет. Вдоль широких проспектов стояли дома-«сталинки» с высокими потолками, были проложены красивые прогулочные аллеи.

Михаил Калачев

Город Ткварчели, несмотря на свое промышленное назначение, по сути представлял собой традиционные абхазские поселки, перемежающиеся горными массивами. Поэтому, благодаря уникальному климату, вредные промышленные выбросы сводились к минимуму. В Ткварчели, как и в Акармару, вела всего одна автомобильная дорога.

Несмотря на то, что жилой фонд составлял всего несколько десятков зданий, для жителей Акармары работал свой Дом культуры, была школа, больница, рынок, ресторан, кинотеатр, пансионат и даже гостиница. В конце 80-х годов в Акармаре проживало порядка 5 тысяч человек.

При СССР в Акармаре жили шахтеры, работавшие на угольных месторождениях Ткварчельского района. Для переработки высококачественного коксующегося низкозольного угля были построены обогатительные фабрики. Позже к ним добавилась ГРЭС и различные предприятия строительной, транспортно-механической и пищевой промышленности. Все товары, необходимые для жизни, производились на месте.

Alaexis

Река Кичи-Муруджу

Последняя остановка в Гоначхирском ущелье и конечная точка Военно-Сухумской дороги на территории России находится у реки Кичи-Муруджу. Дорога дальше закрыта. У небольшого мостика через реку можно сделать несколько памятных фотографий и попрощаться с красивым Гоначхирским ущельем, где пихты укутывают дорогу, местами укрепленную каменной кладкой, где ревет река и скалы врезаются в пелену тумана.

Гоначхирское ущелье хорошее место для катания на велосипедах, но осилить такую программу смогут не все. Большое расстояние из Теберды или Домбая и перепад высоты в 1000 метров возможно к преодолению только спортсменами. Таким образом, если вы затеете велопрогулку по Гоначхирскому ущелью, то лучше всего взять трансфер из поселка прямо в ущелье, а оттуда уже на велосипеде все время вниз по комфортному асфальтированному покрытию.

Не важно в какую погоду вы посетите Гоначхирское ущелье, не важно как вы это сделаете, у вас несомненно останутся только положительные воспоминания о природе Кавказа

Озеро Туманлы-Кель

Туманлы-Кель самая знаменитая достопримечательность ущелья Гоначхир. Туманлы-Кель настоящее горное озеро, расположено оно на высоте 1850 метров. С карачаевского наречия «туманлы-кель» переводится как «туманное озеро». Нас оно встретило именно так, как положено озеру с подобным названием. Хотя в солнечные дни отсюда открываются фантастические виды гор.

Возле озера оборудовано место для отдыха туристов. Летом вода в озере прогревается до 20 градусов тепла, но это бывает только в самые жаркие дни, в основном вода в озере холодная. Зимой озеро покрывается льдом.

Раньше озеро называли форелевым, ведь в нем пробовали искуственно разводить форель. Эксперимент не удался из-за частых сходов сели, но форель в озере до сих пор водится. Туманлы-Кель находится на территории заповедника, поэтому рыбалка здесь запрещена.

История

Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен. В VIII в. по ней в Аланию вторглись арабы. Этот караванный путь изображен на венецианской карте-схеме XIV в.

Проект строительства колёсной дороги родился в 1850-х годах, а железной дороги в 1890-х годах. Геологические исследования вдоль дороги были проведены в 1895 году под руководством И. В. Мушкетова. Основной целью было строительство железной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет от станции Невинномысская до Сухума.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.

Как добраться

Акармара находится примерно в 8 км от центра города Ткуарчал, который отделяет от Сухума 85 км.

Даже в лучшие времена, когда Акармара была элитным районом Ткварчели, добраться в центр города было непросто, хотя между горными районами ходил рейсовый «пазик». Сейчас абхазские дороги находятся в плачевном состоянии, к тому же появились визовые вопросы.

Железнодорожный вокзал в Акармаре заброшен, поезда не ходят. Ранее в Акармару вела железнодорожная линия с уникальным, единственным в СССР железнодорожным мостом с изгибом, но с сохранившегося моста давно сняли рельсы.

Путь в Акармару лежит через Сухум, куда можно добраться поездом или электричкой.

Авиарейсы в Сухум

Сухумский аэропорт, пострадавший в военные годы, пытались восстановить. Однако, поскольку Грузия считает Абхазию своей территорией, международная организация гражданской авиации ICAO не признает аэропорт Сухум в качестве международного. Российские авиакомпании также не летают в Сухум, чтобы избежать санкций IATA. А прибыль от местных авиарейсов, выполняемых раз в неделю только в Псоу, не может обеспечить рентабельность аэропорта и принести достаточно средств для его развития.

В Сухум можно добраться на поездах № 306Х, 479А «Москва — Сухум» (дорога займет более 2 суток), а также за 4 часа на комфортабельной электричке от железнодорожной станции Адлер. Из аэропорта Адлер есть прямые рейсы автобусов и маршруток до Сухума.

Железные дороги России

В Сухуме, возле железнодорожного вокзала, можно сесть на автобус или маршрутку, которые за час с лишним довезут до Очамчиры, а там уже сесть на местный рейс автобуса или маршрутки до Ткуарчала. Однако автотранспорт до Ткуарчала ходит нерегулярно, поэтому более надежный вариант — самим договориться с частниками или заказать такси.

harddm

От Ткуарчала до Акармары можно доехать на личном или арендованном автомобиле, либо отправиться пешком, в надежде, что по пути кто-то подвезет. Поэтому некоторые туристы предпочитают заказывать экскурсионные туры, чтобы заранее быть уверенными в успехе поездки.

Автомобиль можно арендовать и в Абхазии, но, по отзывам путешественников, это рискованно, поскольку дороги в республике находятся в ужасном состоянии, а какие-либо автомобильные страховки не действуют. Поэтому, по отзывам автолюбителей, тем, кто предпочитает сам вести машину, лучше арендовать автомобиль на российской территории.

Расписание международных маршрутов автобусов из Сочи

Из России можно въехать в Абхазию через КПП «Псоу». На границе потребуется предъявить документы на машину и медицинскую страховку, а также оплатить сбор.

До Акармары также можно добраться из Грузии. В этом случае въезд разрешен только через КПП «Ингури», при этом вернуться назад следует тем же самым путем.

Владимир Воловиков

Виза в Абхазию 2021

Благодаря подписанному в 2009 году соглашению о безвизовом режиме между Россией и Абхазией, гражданам России не нужна в 2021 году виза для посещения Республики Абхазия, на территории которой можно пребывать на протяжении 90 дней.

А гражданам Украины, Беларуси, и других стран, не признавших суверенитет Абхазии, с 1 апреля 2016 года для въезда в Абхазию обязательно нужна виза. О правилах оформления визы можно узнать на официальном сайте МИД Абхазии.

Получение визы в Абхазию делает невозможным поездки в Грузию! Путешественники, въехавшие в Грузию с паспортом, содержащим абхазскую визу, считаются нарушителями грузинских законов. За это правонарушение следует наказание вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет.

Город-призрак Акармара на google-панораме

Город-призрак Акармара: видео

Поляна Косыгина

Наша первая остановка была на поляне Косыгина. Название поляне дали еще в советское время, но никаких документальных подтверждений относительно названия найти не удалось. Расположена поляна в живописном месте, рядом со слиянием рек Бу-Ульген и Клухор. Здесь чувствуется настоящая мощь горных рек, особо полноводных весной во время таяния снега и после сильных дождей.

С поляны Косыгина начинается один из пешеходных туристических маршрутов по Домбаю. Маршрут называется «Поляна Косыгина» — «Русская поляна». Его можно пройти и в обратном направлении. Расстояние которое придется преодолеть составит 15 километров. Маршрут проходит через некатегорийный перевал Чучхур, высота которого 2712 метров. За время маршрута придется преодолеть подъем в 1050 метров и спуск в 1100 метров.

Есть еще один интересный пешеходный маршрут с поляны Косыгина к озерам горы Мусса-Ачитара. Как и другие пешеходные маршруты он доступен только в летний сезон. Маршрут радиальный и совсем несложный.

Радоновые ванны в Акармаре

Природные источники ткварчельской минеральной воды расположены на берегу реки Галидзги, в селе Соуквари, между населенными пунктами Акармара и Квезани.

Эта слабая серно-щелочная вода, известная с давних времен как «источник Абаран» или «Абаранские воды», считалась целебной, но долгие годы к источникам можно было дойти или доехать верхом только по тропинке.

Источник стал очень популярным, когда русские начали освоение Кавказа. Во второй половине XIX века правитель Абхазии князь Шервашидзе решил построить возле источников загородный дом, куда его семья и приближенные ездили летом на отдых. В те годы князь и его близкие принимали ванны в деревянных бадьях.

Михаил Калачев

В советские годы источники были благоустроены, работал небольшой санаторий на 400 мест, пациенты которого ждали своей очереди на лечение по нескольку лет. После войны от санатория ничего не осталось, только полуразрушенные ванны, в которые по-прежнему текла вода, да и спуск к источникам был довольно рискованным. Характеристики этой минеральной воды подобны Цхалтубской воде в Грузии и характеризуются небольшой радиоактивностью и достаточно высокой температурой, 35° С.

В апреле 2017 года Кабмин Абхазии предоставил право пользования радоновым источником в селе ООО «Здоровье нации», которое обязалось восстановить курорт, создать 35 рабочих мест и ежегодно перечислять налоги в бюджет. Уже через год, весной 2018 года, обновленные радоновые ванны начали принимать первых пациентов.

Марго Маковкина

Радоновые ванны Акармары полезны при заболеваниях:

  • суставов;
  • позвоночника;
  • костей, мышц и сухожилий;
  • нервной системы;
  • кожи;
  • сосудов, сердца и сердечно-сосудистой системы;
  • урологических;
  • гинекологических;
  • при хронических интоксикациях.

Полный курс радоновых ванн составляет 10–15 сеансов, но проходить их надо по назначению врача, потому что у этой процедуры есть ряд противопоказаний.