ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

«Водительские права» для операторов БАС

Sky review получил комментарии из EASA касаемо категорий БАС и обучения управлению беспилотниками в Европе.
17 ИЮЛЯ / 2020 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Европейские правила полетов для беспилотных авиационных систем (БАС) базируются на степени риска, которую они могут представлять для окружающих. В связи с этим существует три наиболее распространенные категории полетов.
  1. «Открытая» категория (open category) — операции БАС с наименьшим риском для окружающих. Не требуют специального разрешения перед началом полета беспилотника.
  2. «Специальная» категория (specific category) — полеты с более высоким риском. Пилоту БАС необходимо получить разрешение перед началом полета. Для некоторых операций определены условия, обязывающие пилотов подавать специальные декларации вместо стандартной заявки на разрешение полета.
  3. «Сертифицированная» категория (certified category) — те случаи, при которых риск значителен и сопоставим с риском при полетах ВС с людьми на борту. В этих ситуациях необходим сертификат летной годности для БАС, сертификат оператора БАС и лицензия удаленного пилота.
Регистрация
Как отмечают специалисты EASA, все операторы БАС, когда они выполняют полеты, относящиеся к «Специальной» категории, обязаны регистрироваться через соответствующие государственные органы. Если полеты выполняются в «Открытой» категории, операторы должны также зарегистрироваться при условии, что используемый дрон отвечает хотя бы одному из следующих требований:
  • имеет максимальную взлетную массу более 250 г;
  • максимальная взлетная масса БАС составляет менее 250 г, но дрон при этом оснащен датчиком/датчиками, способными собирать персональные данные (к примеру, видеокамерой);
  • дрон является высокоскоростным.
После регистрации оператор получает «Регистрационный номер оператора БАС» (UAS operator registration number), который должен крепиться в виде наклейки на всех дронах, принадлежащих одному и тому же оператору. Регистрационный номер оператора БАС также должен быть загружен в систему удаленной идентификации (Remote ID).
Здесь важно внести ясность, что оператор БАС — это владелец дрона, и он не всегда может являться непосредственным пилотом беспилотника.
Открытая категория
Большинство частных полетов в зоне прямой видимости будет выполняться в рамках «Открытой» категории полетов. Лицам, чьи полеты попадают в данную категорию, необходимо получить регистрационный номер, а также проверить специальный знак класса дрона — CE, напечатанный на беспилотнике. CE определяет условия, при которых данный дрон можно будет использовать, и содержит одно из следующих значений: C0, C1, C2, C3, C4.
  • С0: дрону данного класса (весом до 250 г) разрешаются полеты в городских условиях без серьезных ограничений за исключением тех случаев, когда данные полеты осуществляются над большими скоплениями людей. Пилот БАС должен ознакомиться с инструкцией производителя БПЛА, какая-либо дополнительная специальная подготовка пилоту не требуется.
  • С1: подобным дронам (весом до 900 г) полеты в городских условиях также разрешены, однако операции над людьми должны быть максимально ограничены, а полеты над большими скоплениями людей запрещены вовсе. Кроме того, пилот БАС должен быть ознакомлен с инструкцией производителя дрона, обязан пройти онлайн-курс, сдать экзамен и получить «Подтверждение о прохождении онлайн-обучения» (Proof of completion of the online training).
  • С2: для дронов данного класса (с весом до 4 кг) полеты в городах разрешены, за исключением операций над людьми. Полеты над людьми возможно только в случае, если было получено отдельное согласие (при этом люди должны быть ознакомлены с возможными последствиями в случае какой-либо неисправности дрона). Также должно выдерживаться минимальное расстояние в 30 м от больших скоплений людей. Данное расстояние может быть уменьшено до 5 м, если на дроне включен режим низкой скорости. В дополнение к требованиям, описанным для класса C1, пилотам БАС в данной категории также необходимо получить «Свидетельство о квалификации пилота» (Certificate of remote pilot competency).
  • С3 и С4: дронам данных классов (весом до 25 кг) полеты в городских условиях запрещены, а также предписывается соблюдать минимальное расстояние в 150 м от жилой, коммерческой или промышленной зон. Кроме того, люди не должны присутствовать в зоне полетов беспилотника, если только они явно не согласились с этим (как и упоминалось выше, в данном случае обязательно ознакомление с возможными последствиями в случае неисправности дрона). Пилот дрона в данной категории должен пройти онлайн-обучение и сдать экзамен, предоставленный национальным компетентным органом;
Покрытие вторичными локаторами
Стоит отметить, что в дополнение к знаку класса CE на дроне БПЛА будет комплектоваться специальной памяткой о правах и ответственности пилота. Также она будет содержать информацию о необходимом обучении.

Читайте также

Экзамены и сертификаты
Как уже упоминалось, в зависимости от класса используемого дрона пилоту беспилотника может понадобиться пройти онлайн-обучение и сдать экзамен.
После успешного прохождения обучающего курса компетентный государственный орган выдаст базовое «Подтверждение о прохождении онлайн-обучения». В случае более опасных операций необходимы дополнительное обучение и сдача экзамена на получение «Свидетельства о квалификации пилота». Эти два документа («Подтверждение о прохождении онлайн-обучения» / Proof of completion of the online training и «Свидетельство о квалификации пилота» / Certificate of remote pilot competency) по своей сути могут рассматриваться как «водительские права» для пилота БАС.
«Подтверждение о прохождении онлайн-обучения» выдается после успешной сдачи онлайн-теста, проводимого национальным компетентным органом или сертифицированной организацией. Тест включает 40 вопросов, а для его успешной сдачи потребуется набрать минимальную общую оценку в 75%.

Чтобы получить «Свидетельство о квалификации пилота» будет необходимо пройти ряд дополнительных шагов:

  • практическую часть обучения, включающую реальные полеты;
  • получить расширенные теоретические знания о погодных условиях, характеристиках БАС и обособленностях полетов при интенсивном движении.
Специалисты EASA отмечают, что пилоты БАС могут заниматься самостоятельно или же пройти обучение в специализированных классах. Когда претенденты будут готовы, они могут обратиться в компетентный орган или в соответствующую организацию для сдачи финального экзамена. Он будет включать 30 вопросов, а минимальный проходной балл составит также 75%.
После успешной сдачи этого экзамена пилоту БАС будет выдано «Свидетельство о квалификации пилота», которое позволит выполнять более сложные операции в воздушном пространстве Европы.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: