Отчет об автопутешествии по южной норвегии из санкт-петербурга

День второй. Путешествие в сказку в середине дня.

Внутри тебя встречают эльфы, которые под рождественский звон колокольчиков ведут вас по ледяному тоннелю на встречу с боссом. Садишься рядом с ним, он улыбается, немножко беседует с посетителями, в это время вас снимают. Самим фотографировать там нельзя, фотографии и видеофрагмент встречи можно купить на выходе. Маленькая хитрость: Санта иногда выходит «перекурить», в это время можно сфотографироваться за его столом бесплатно.

На территории деревни находится фирменное почтовое отделение Санты. Почтовые гномы помогут вам отправить красочную открытку в любую точку мира, хотите — немедленно, хотите — именно к Новому году.

Через деревню проходит белая линия с координатами Arctic Circle (Северного Полярного круга) — 66°32′35″. На самом деле эта параллель является условно-принятой, ведь положение Полярного круга не статично. Но все равно прикольно, туристы даже группами прыгают через линию. Можно специальную грамоту купить со свидетельством о совершении перехода.

Есть там еще аттракционы Санта Парка с платным входом, и куча различных лавочек и магазинчиков с сувенирами, продуктами, одеждой и различной рождественско-новогодней атрибутикой. Вообще, если большинство достопримечательностей в Финляндии либо вовсе бесплатны, либо имеют вполне адекватные цены и в любом случае носят некий «камерный» характер, то здесь дело четко поставлено на коммерческий поток, и от этого сказка немножко ретушируется… С другой стороны, если бы я побывал здесь в детстве, это было бы то самое воспоминание на всю жизнь, а проблемы товарно-денежных отношений в детстве не сильно волнуют. К тому же при покупках от 40€ стоит оформить tax free, и тогда часть потраченной суммы (в зависимости от вида товаров от 10 до 16%) можно будет вернуть при въезде обратно в Россию.

Еда

Все кафе и рестораны практически одинаково дорогие, поэтому сэкономить на обеде или ужине в обычном месте не получится. Исключение составляют лишь азиатские кафе и бистро, цены в которых значительно ниже.

Кстати, не забывайте, что вода бесплатна во всех заведениях. И гуляя, не забывайте брать с собой бутылку — в Норвегии вода из-под крана питьевая и вкусная.

Too good to go

Лучшим и самым эффективным способом сэкономить на питании в Норвегии является новое приложение Too good to go, которое также работает в других европейских странах. Его цель — спасти продукты от выбрасывания. Ряд кафе (в том числе, кафе на заправках), ресторанов, отелей, булочных/пекарен и супермаркетов распродают оставшуюся еду в конце дня. В приложении нужно выбрать место, где находишься, после чего получаешь список участников программы с адресами и временем, в течение которого нужно забрать пакет. Заказ и оплата происходит в приложении, а забрать заказ нужно на месте. Примеры того, как можно сэкономить:

  • Thon Hotel (ужин, забрать с 21 до 21:30) — горячее блюдо, салат и хлеб. Стоимость — 35 крон.

  • Thon Hotel (завтрак, забрать с 10:20 до 11) — остатки со шведского стола: бутерброды, нарезка, хлеб, салаты, яйца, фрукты. Цена — 35 крон.

  • Circle K -заправка (забрать с 21 до 23:00) — в одном пакете: багет/сэндвич, пшеничные роллы, 3 булочки или другая выпечка. Стоимость — 39 крон.

  • Meny — супермаркет (забрать с 21:15 до 22:00) — в одном пакете: хлеб, выпечка, нарезка мясная и сыр, фрукты и овощи. Также дополнительно могут положить продукты с последним днем реализации (это может быть что угодно). Цена — 49 крон.

Для сравнения — обычно ужин в норвежском ресторане стоит не меньше 200 крон.

Дёшево перекусить можно в студенческих столовых, а также кафе от Красного креста и организации Fretex.

Супермаркеты и магазины Holdbart

Самым оптимальным решением будет закупаться едой в супермаркетах

В них стоить обратить внимание на их собственные марки, которые обычно стоят дешевле: First Price, Eldorado. Почти всегда есть корзинка с товарам с истекающим сроком годности, продающиеся с 50% скидкой

Самый выгодный вариант — магазины Holdbart, где цены на продукты ниже в 3-7 раз. В них продаётся продукция с истекающим или истёкшим сроком годности и обычные товары, также по сниженной цене.

Подготовка к туру

Каждое наше путешествие начинается с составления плана, списка достопримечательностей и маршрута, расчета затрат, закупки билетов, бронирования автомобиля и гостиниц. Норвегия с ее невероятными фьордами, мостами и тоннелями была давней мечтой. Решились на автомобильный вояж зимой 2017 года. Тогда же и начали подготовку. Поездку запланировали на конец июля — начало августа, поскольку это лучший сезон для Норвегии. Маршрут построили при помощи Яндекс.Карт и RuDorogi.ru.

Дорога Москва — Осло

Сначала он проходил от Москвы до Выборга, затем пролегал через Хельсинки. После этого мы должны были пересесть на паром до Стокгольма, потом опять проехать на машине, но уже до Осло. Оттуда — на самолете в Тромсё, где на арендованном автомобиле планировали совершить вояж по северу Норвегии, напрямую к Лофотенским островам. Затем мы должны были вернуться в Осло и уже на своем «железном коне» объездить достопримечательности юга и юго-запада страны. Далее, обогнув Ботнический залив, через Швецию, Финляндию и Выборг вернуться в родную Москву.

Наш Nissan Qashqai 2013 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литров по России тратит в среднем около 8 литров на 100 километров. Исходя из этого, рассчитывали будущие затраты на топливо. Согласно интернету, цены на бензин в 2017 году были такими:

  1. В Финляндии —1,47 евро.
  2. В Швеции — 1,48 евро.
  3. В Норвегии — 1,84 евро.

На самом деле цены оказались ниже. В Норвегии после 20:00 топливо стоило 1,33 евро, а до 20:00 — 1,31 евро.

Мы вплотную занялись вопросом в начале февраля. Самолет Осло — Тромсё — Осло обошелся нам в 17 867 рублей с человека. Машину категории «эконом» с механической коробкой передач и полной франшизой взяли на пять дней в компании «SIXT Rent A Car» за 4125 норвежских крон, что в рублях составило примерно 34 500. Наши друзья таким же образом еще в январе сэкономили около 17 000 рублей.

Внутренняя каюта класса «эконом» на пароме компании Talling Silja обошлась нам в 145 евро. На Booking забронировали гостиницы в Выборге и Осло. Парковка при отеле Best Western Oslo Airport Hotel за пять дней стоила 30 евро.

Отели в Выборге и Осло

Наконец, настало время решить, какие именно достопримечательности мы бы хотели увидеть. Тут на помощь снова пришел интернет. Прочитав отзывы бывалых туристов о высоких норвежских ценах, решили взять с собой газовую горелку с баллонами и запас продуктов, смену постельного белья на каждого, а также спальники и палатку. Для увеличения полезной площади одолжили у друзей багажный бокс на крышу авто.

Также желательно иметь навигатор Navitel, поскольку он работает без интернета. Покупка карт составляет, в зависимости от конкретной страны, от 400 до 4000 рублей. Мы установили навигатор на телефоне. Это не один раз помогло нам в непростом и долгом путешествии. В нашей семье два водителя, поэтому мы могли сменять друг друга за «штурвалом», что сохранило в итоге много времени и сил.

Также обязательно оформите зеленую карту — страховку на машину. У нас она стоила 2450 рублей на две недели. Мы также посчитали необходимым купить двухнедельную медицинскую страховку в страны Шенгенского союза. Она обошлась нам в 2400 рублей с человека.

Дороги Норвегии

Главное, что хочется сказать про дороги в Норвегии – они узкие и непрямые. Начнем с ширины

Я был неприятно удивлен, когда обнаружил, что федеральная трасса E6, которая проходит через всю Норвегию и является важной транспортной артерией этой страны, практически по всей длине является однополосной в каждую сторону и проходит через населенные пункты. Ни в какой стране Европы не видел такого

Даже в менее благополучной Словении проложен скоростной двухполосный автобан с разделительным барьером. В Норвегии такие дороги я видел только около крупных городов. В результате, перегоны длиной более 500 километров в день превращаются в испытание. На севере страны это не так угнетает, там машин не так много и всегда есть возможность обогнать тихоходов. А вот из Олесунна в Осло мы ехали медленно и печально. Сочетание весьма интенсивного трафика и постоянных изгибов дороги не дает возможности ехать динамично. Ограничение скорости на подавляющей части E6 – 80 км/ч. Если задаться целью проехать по всей стране с севера на юг с осмотром достопримечательностей, а это более 3000 километров, то надо учитывать факт небыстрых дорог.

У норвежских дорог есть еще одна особенность, которую нужно учитывать – они проходят вдоль фьордов и по полуостровам. Чтобы понять масштаб бедствия предлагаю взглянуть на кусок карты Норвегии в районе Олесунна:

В результате часто возникает такая ситуация: по прямой километр, а по дороге все 10. Еще и с прыгающими ограничениями разрешенных скоростей: 80 по трассе и 60-70 по населенному пункту. Из-за этого и без того немалые пробеги по километражу еще и растягиваются по времени. А если у вас по пути еще и ремонт дороги или тоннеля… На нашем пути таких ремонтно-строительных работ было немало, в одном случае мы стояли около получаса. Кстати, в отличие от немцев, где ремонт дорог помечается дорожными знаками, разметкой и барьерами, в Норвегии используется ручной труд. Обычно в начале ремонтной зоны и сужения дороги стоит человек с «палкой» и дает команду водителям стоять или ехать. Еще одна особенность: в некоторых случаях поток машин через ремонтные зоны за собой ведет специальный автомобиль «Follow me». Нигде такого не видел.

Полезная информация для планирования поездки по норвежским фьордам на машине

Для планирования поездки по норвежским фьордам на машине, вам следует знать некоторую информацию. Мои друзья потратили много времени изучая форумы, а о некотором мы узнали сами на практике.

Полезная информация о Норвегии:

  1. Валюта Норвегии NOK, 1 евро = около 10 норвежских крон в мае 2017 года.
  2. Вы вряд ли найдете обмен валюты, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами. Если вам это нужно, ищите в крупных городах, но не надейтесь на хороший курс.
  3. Вы вряд ли найдете место для оплаты наличными, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами.
  4. Все в Норвегии хорошо говорят по-английски, некоторые говорят по-немецки.
  5. Вы можете и отправиться на рыбалку.
  6. Вы можете легально поставить палатку в любом месте в Норвегии на 1 день.
  7. Общие цены относительно высоки, но есть некоторые действительно дешевые продукты (вероятно, финансируемые государством).
  8. Алкоголь очень дорогой, самое дешевое пиво 0,3 в супермаркете составляет около 3 евро, но есть много вкусного безалкогольного пива дешевле 1 евро.
  9. Вы можете пить водопроводную воду в Норвегии, она очень чистая.

Вот информация, которую вы должны знать перед поездкой по Норвегии на машине:

  1. Аренда автомобилей довольно дорогая. Мы потратили 250 евро только на 3-дневную аренду автомобиля класса VW Golf.
  2. На протяжении всей дороги встречаются паромы, которые также дорого стоят. В зависимости от ширины фьорда и количества людей в автомобиле, стоимость парома может составлять от 15 до 50 евро.
  3. Ограничение скорости очень низкое почти везде, так как многие дороги проходят вдоль фьордов, поэтому в основном вы можете кататься всего 50-60 км/ч.
  4. Цены на бензин в Норвегии также довольно высоки. В мае 2017 года они варьировались от 1,4 до 1,6 евро за литр в зависимости от дня и времени. Самая дешевая бензоколонка, которую мы обнаружили, была Uno, где не работал ни один человек.
  5. В Норвегии есть также платные дороги. Сразу как выезжаете за пределы города, обычно вам нужно заплатить небольшой сбор в размере 2-3 евро. Путешествуя по норвежским фьордам и горам, не особо часто приходится платить за дороги.

Начало первого дня, документы, граница

Жителям Санкт-Петербурга сейчас без проблем дают визу на два года (если не в первый раз, конечно). Остальное все вполне очевидно: медицинская страховка + Green Card + страховка на транспортное средство, обязательная для въезда в страны ЕС. Последнюю без проблем можно сделать по дороге (предложение даже превышает спрос), но лучше оформить заранее, чтобы быть спокойным, тем более что цена на страховку автомобиля фиксированная. Для Тигуана (Фольксваген) тогда это стоило 2 500 рублей на две недели.

Для нашего маршрута оптимальным было пересечение границы на переходе Светогорск – Иматра. Последняя заправка на территории России является обязательной в плане наполнения бака до полного. Уж больно разнятся цены на бензин у нас и в сопредельных западных государствах. Замечу, что в канистру при существующей норме в 10 литров заливается обычно 15-20 литров. Риск есть, но для коммерции этого маловато, так что никто, как правило, на это не смотрит.

То же самое можно сказать и про магазин Duty-Free: по финским правилам алкоголь там не следует покупать и ввозить в страну, если вы предполагаете находиться в Финляндии менее 72 часов. Однако на практике финские таможенники закрывают на это глаза, и редко когда детально все проверяют. При этом на вопрос о целе поездки и сроке пребывания следует отвечать честно, так как теоретически они могут проверить факт вашего бронирования в кемпинге, гостинице и т.д. Если информация не будет достоверной, то следующую визу в Финляндию можно и не получить.

Понятно, что алкоголь покупается в соответствии с нормами ввоза, а не ящиками. То же самое можно сказать и про продукты: колбаска, сыр, яйца, йогурты и бутерброды в дорогу берите в разумных количествах, это ни у кого не вызовет вопросов, особенно если они упакованы в рюкзаке или в мини-холодильнике.

Итак, граница. Правила просты: на выезде из России следуешь весьма понятным знакам и светофорам, документы подаются в окошко пропускного пункта в порядке очереди, водитель идет первый плюс два пассажира (в нашем случае), затем осмотр машины — верхний багажник лучше тоже открыть заранее. Шлагбаум поднимается, и вперед — через магазин беспошлинной торговли и нейтральную полосу к суровым финским парням в форме. Суровые в данном случае не для красного словца — на финской границе не стоит вести себя вызывающе, шутить и т.д. На все вопросы отвечать четко и ясно, при недостаточном знании английского спокойно говорить на русском. При въезде в Финляндию документы проверяют обычно в здании погранично-таможенного терминала, на входе и на выходе из которого есть туалеты, если что…

Перемещения

Главный принцип дешёвых перемещений по Норвегии — бронирование заранее. Также, часто покупая билет утром, можно сэкономить до 50% стоимости, а людям, не достигшим 26 лет, предоставляются скидки. Каким же способом лучше всего перемещаться по стране? Внутренние перелёты почти всегда дорогие, но есть три других способа.

Автобусы

Самый бюджетный и распространённый вид транспорта — автобусы. Главные автобусные перевозчики: nett, konkurenten, nor-way.no. У них можно найти такие билеты: Осло-Ставангер — 2000₽, Осло-Кристиансанд — 800₽, Осло-Телемарк — 1000₽. Обычно в автобусах есть розетки, интернет и туалеты. Отслеживать дешёвые билеты можно здесь: lavprisekspressen.no

Между Осло и шведскими городами ходят бюджетные автобусы Flixbus.

Круизы

Чтобы сразу посмотреть несколько норвежских городов, удобнее всего воспользоваться круизом. Круизы позволяют сэкономить на проживании и питании, и зачастую намного выгоднее наземных видов транспорта. Круиз можно начать из Киля (Германия), Копенгагена, Амстердама, Осло или Бергена. Актуальные предложения и календарь низких цен можно найти здесь.

Поезда

К сожалению, железнодорожное сообщение в Норвегии развито не очень хорошо, и во многие точки добраться на поездах невозможно. Но на самые популярные направления билеты обычно есть. При выборе билета нужно смотреть тариф Minipris. По этому тарифу можно найти поезд Осло-Берген за 2000₽.

Автомобиль

Другим относительно бюджетным способом перемещения является аренда автомобиля. Удобно, что взять машину можно сразу в аэропорте, а вернуть уже в другом месте. Чтобы найти самые выгодные варианты, бронировать машину лучше заранее через агрегатор лучших предложений. Стоимость аренды на неделю будет около 13000-15000 руб.

Рейтинг достопримечательностей

Я на краешке утеса

В Осло мы обошли все музеи музейного острова. Посмотрели на корабль Фрам, участвовавший в норвежских полярных экспедициях и на реконструкцию плота Ра, на нем плавал Тур Хейердал. Но больше всего поразил парк скульптур Вигеланда, такого я больше нигде не видела, не пропустите этот парк.

Реконструкция плота Тура Хеейедала

В Бергене мы посетили аквариум, ради детей, естественно прошлись по набережной Брюгген, занесенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, купили себе рыбу на местном рыбном рынке и отправились ее жарить в кемпинг, на гору не поднимались.

Берген, набережнаяКемпинг кабины на берегу озера Олден, Норвегия

Рукав ледника Бриксдалсбреен хорош, но несколько испорчен толпами народа, и потрогать ледник не удастся, там все огорожено. Это первый наш ледник, так что он тоже очень экзотичен.

Рукав ледника Бриксдаллбреен

Гейрангер-фьорд, глубина около 600 метров, а скалы взмывают почти вертикально вверх на 1000м. Там мы взяли круиз по фьорду. Посмотрели на водопад – Семь сестер, посмотрели на лица Троллей в скале, позже поднялись на смотровую площадку.

Гейрангер фьорд

Дорога Троллей произвела на нас неизгладимое впечатление, все окрестные пейзажи очень хороши и на подъезде и после прохождения самого крутого участка.

Лестница Троллей

Атлантическая дорога тоже очень хороша. Там всего 8 изящных мостов между островами на протяжении участка пути в 8 км.

Один из мостов на Атлантической дороге

Зоопарк Кольморден в Швеции тоже очень хорош, на данный момент это самый крутой зоопарк из тех что я видела. Там открыли канатную дорогу над участками леса где свободно расхаживают животные.

Вагончики канатной железной дороги

В Стокгольме посетили  фольклорный  парк Скансен, детский музей по мотивам сказок Астрид Лингрен – Юнибакен и музей корабля Васса. Это был наш второй визит в Стокгольм, по Гамла Стану мы прогулялись в прошлый раз и шоу смены караула тоже видели в прошлый раз.

Макет Скансен, Стокгольм

Развлечения и достопримечательности

Главная достопримечательность Норвегии — это природа. Почти ко всем природным достопримечательностям доступ свободный: фьорд Гейрангер, язык Тролля, Прекестулен. По всей стране проходит множество пешеходных маршрутов и экотроп, охватывающих самые живописные места. Если вы забрели в совсем глухое место, есть вероятность найти домик с продовольствием, в котором можно будет укрыться на ночь.

В городах проводится много бесплатных мероприятий, об их расписании можно узнать заранее. Также почти в каждом городе бывают бесплатные пешеходные экскурсии от местных жителей. Кстати, разговаривая с местными, можно узнать о самых интересных местах. Обычно норвежцы очень доброжелательны и смогут подсказать необычные точки, которых не будет в путеводителях.

Наиболее экономным и удобным вариантом экскурсии будет их бронирование заранее.

Маршрут

Начать нужно с составления маршрута. Определиться, каким составом мы поедете, какие у вас интересы – природа, рыбалка, каякинг, музеи – в Норвегии есть все, главное – решить, что же подходит именно вам. Наш первоначальный маршрут немного изменился в ходе поездки, но вы можете его взять за основу вашего самостоятельного путешествия.

Отели и кемпинги на первые дней 5 мы бронировали заранее. Больше всего предложений по Норвегии представлено на Booking.com, однако стремительно набирает популярность сервис для аренды жилья у местных – Airbnb (для наших читателей – ссылка на скидку 2100 рублей при первом бронировании).

Выборг — Хельсинки

Наступило 27 июля, на часах — снова 06:00. Ранний подъем, завтрак, отъезд. Перед пересечением границы с Финляндией решили полностью залить бак. Цена бензина выше примерно на рубль, но дальше будет еще дороже. Заправляемся.

Затем было 200 с лишним километров отличной дороги — сначала узкой, а ближе к Хельсинки — широкой и многополосной. Несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться природой. В столицу Финляндии приехали около 11:00. По навигатору без проблем добрались до порта. Там немного покружили в поисках парковки и в итоге остановились прямо напротив морского вокзала. Вышло дороговато — больше 10 евро за три часа.

Паром отходил в 17:00. Оставшееся время посвятили небольшой экскурсии по окрестностям. Прошлись по набережной и попали на Сенатскую площадь, рядом с которой стоял чудный белоснежный собор Святого Николая. Храм был открыт в феврале 1852 года. Он имеет много общего с архитектурой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Роскошное здание возвышается над окружающим городом.

Собор Святого Николая

Прямо перед ним расположен памятник Александру II — российскому самодержцу, который даровал Финляндии автономию с исключительными правами и всемерно поддерживал культуру страны.

Совсем неподалеку красуется еще одна достопримечательность Хельсинки — собор Успения Пресвятой Богородицы. Этот великолепный храм привлекает много туристов. Мы тоже не удержались и заглянули внутрь. Смирение и покой настигли нас сразу же, как только мы попали туда.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Однако за его стенами царит шум, гам и сутолока. Дело в том, что недалеко от собора раскинулась Рыночная или Торговая площадь. До нас доносился потрясающий аромат деликатесов. На прилавках были разложены горы вкусностей: начиная от копченого лосося и форели, заканчивая хрустящей жареной рыбешкой. Порция небольшая, стоит около 10 евро. Наглые, но голодные пернатые так и норовят отхватить немалую часть обеда. Прикупили пару сувениров на память и с сожалением покинули площадь.

Преодолели короткий путь к порту. Наконец, мы сели в свой автомобиль, чтобы заехать на паром. Погрузку организовали быстро и четко. Через 30-40 минут познакомились со своей каютой. Все очень скромно, даже аскетично. Выбрались на палубу, чтобы не пропустить отплытие.

Остров и крепость Свеаборг

Вечером немного побродили по парому, заглянули в многочисленные магазинчики и, наконец, отправились спать.

Лекнес — Сёрваген

На календаре — 31 июля. Утром проснулись, потянулись, пробежались по кемпингу. Позвонили в сервис по поводу машины. Ответили, что мастера пока нет, попросили повторить звонок позже.

Приятно посидеть и попить чай

Думаю, куда податься — в Анадырь или Екатеринбург?

Все-таки решил: поеду на Лофотенские острова. Пляжи с белым песком, великолепные пейзажи, тихие бухты и высокие горы. Рыбацкие деревушки с шестами для сушки трески и видом на простор Атлантического океана.

И снова в путь

Трасса Е10 проходит по Лофотенским островам

Чудо инженерной мысли

Лофонтенские пейзажи

Наверно, будет вкусно

Тихая бухта

Рыбацкие суденышки

Деревня Хеннингсвер

Шесты для сушки рыбы

Мосты Фредванг

На Лофотенских островах раскинулось огромное количество мостов, причем некоторые из них настолько узкие, что даже две легковые машины не могут разъехаться. Вот почему там стоят светофоры, регулирующие движение транспорта.

Одностороннее движение

Это еще не конец пути

И опять мы взбираемся на спину к очередному мосту

Временами дороги такие узкие, что сделаны специальные расширения, чтобы машины могли разъехаться. Они обозначаются буквой «М».

До «кармана» надо еще доехать

Крайняя точка Лофотенских островов

Дом в национальном стиле в самом дальнем городке под названием «А»

История в камне

Кемпинг снова заказали по телефону, используя «Дримсим». Вдыхали чистый воздух, который навеял в итоге крепкий сон и хороший аппетит. В этот раз, к сожалению, номера были откровенно плохие. Посуда убитая, мебель скудная и старая, не было даже душа и туалета. Самое интересное, что цена при этом не особо ниже, чем в других.

Кемпинг

Долина водопадов

Следующим нашим пунктом была долина водопадов. Об этом пункте нам мало что было известно кроме названия, которое и так придумали туристы. Мы остановились на парковке возле водопада, перекусили с живописным видом, и отправились наверх. Первые 15 минут мы шли по резкому уклону вверх вдоль трубы от электростанции.

На вершине была небольшая заводь, где можно купаться, только она ограничена буйками, потому что через пару метров находился водопад. Далее мы обнаружили знаки туристической тропы и пошли по ней. Оказалось, что мы находились в национальном парке.

В пути у нас были отличные виды на водопады с огромной высоты.

К нашему удивлению, на высоте было очень тепло, около 18 градусов, только на самой вершине был ветер, и мы надели куртки. Незабываемая красота, которую не передаст никакая фотография.

Что взять с собой?

Ответ на этот вопрос индивидуален для каждого. Есть , который мы составили для себя. И не забудьте теплые вещи, если собираетесь поехать на север Норвегии!

Узнав про цены на еду в Норвегии, мы решили купить все необходимое в Москве. Консервы, макароны, соусы, печеньки и шоколадки еле уместились в 2 сумки по 25 кг, но к окончанию поездки съели почти все подчистую. Наш также доступен для ознакомления и скачивания.

Наличие еды с собой позволило здорово сэкономить, хотя мы покупали и местные продукты – макароны, рыбу, молоко, йогурты. В среднем цены выше российских в 2-2,5 раза. Алкоголь настоятельно советую везти с собой (если он вам нужен) – покупать в Норвегии очень дорого.

Готовить в дороге можно с помощью плитки на газовом баллоне. У нас уже была своя, но ее можно купить почти в каждом крупном магазине (мы видели в супермаркете “Лента” за 800 рублей. Баллон от 50 до 90 рублей). Мы кипятили чай и варили суп. Довольно удобно.

Сколько потратим за неделю?

Если вы заранее продумали все детали, то при поездке на автомобиле компаний из 4 человек, каждый потратит 40 – максимум 50 тысяч рублей. При условии, что большую часть еды везете с собой, а ночуете либо в кемпингах, либо в дикой местности.

Бюджет путешественника – одиночки будет уже больше – 55-60 тысяч. Это в том случае, если в Норвегию турист прилетел на самолете, а по стране перемещается на поездах и автобусах. При аренде автомобиля к этой сумме добавляется еще 20-25 тысяч.

Какой бы вариант вы ни выбрали, если хорошенько продумать все детали путешествия заранее, то удовольствие от поездки будет огромным, а затраты нет.

* – в материале приведены примерные цены, из расчета на 2017 год.

Почитать еще:

5 моментов запомнившиеся мне в Мьянме

Путешествие по Европе на автобусе

Очарованный Сьеной

10 ошибок путешествующего в одиночку

Москва — Выборг

Наступило 26 июля 2017 года, на часах — 06:00 часов. Машина упакована «под завязку». Расстояние от Красногорска до Выборга — 860 километров плюс 80 километров сверху, поскольку мы заезжали посмотреть достопримечательности.

Дорога Москва — Селищи — Выборг

Navitel обещал около 12 часов пути. Из Москвы выехали пораньше, чтобы избежать пробок. Предполагали сделать несколько интересных остановок. Самыми любопытными оказались Селищи и расположенные там Аракчеевские казармы. Сама деревня находится на берегу реки Волхов — это немного северо-восточнее Великого Новгорода.

Сюда в 1816 года был направлен второй батальон гренадерского графа Аракчеева. Строительство комплекса началось в 1818 году под управлением К. Ф. Детлова.

Манеж

Комплекс включал манеж с церковью. Внутри также есть гауптвахта, каланча, полковой плац, окруженный широким бульваром, каменные казармы, размещенные в форме квадрата, много офицерских домов, жилье самого полкового командира, а также дворец — видимо, на случай визита знатных особ.

Место это считалось своеобразной «ссылкой» для гусар. В 1838 году сюда был переведен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

Памятные доски

Казармы серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны и с тех пор не реконструировались. Сейчас от построек остались только руины, но даже они впечатляют размахом и мощью.

Аракчеевские казармы

До Санкт-Петербурга оставалось около 40 километров. У нас было два варианта проезда — платный и бесплатный. Решили сэкономить. После съезда с Московского шоссе в сторону Колпина на круговой развязке попали в ужасную пробку и потеряли 40-50 минут.

До Выборга оставалось 170 километров, а сил и терпения сильно поубавилось. Впрочем, по объездной дороге пролетели быстро и вскоре попали за пределы города. Примерно в 21:00 добрались до Выборга. Забежали в магазин, докупили продуктов.

Отель Apartments Vyborg нам понравился: достаточно уютный и чистый номер с небольшой кухней, есть все удобства. Машину можно оставить прямо на обочине перед зданием. Немного утомил громко работающий холодильник, но в остальном претензий у нас не было. Быстро поужинали, приняли душ и легли в мягкую постель. С утра снова в путь.

На этот отрезок пути потратили около 70 литров бензина на сумму 2700 рублей.

День третий. Не торопясь в Норвегию!

С утра продолжаем движение по «Northern Lights Route» — трассе Е8. Дорога проходит, в частности, через городок Kilpisjarvi, культурный центр саамов. Они называют Лапландию Сампи, то есть «земля саамов». Недалеко от города находится уникальное место, в котором сходятся территории трех государств: Финляндии, Швеции и Норвегии. Но мы уже мыслями в Тромсё, до которого осталось каких-то 170 км. Наша граница более прозаична, хорошо хоть, что как-то отмечена:

Практически сразу окружающая действительность резко меняется: горы — это… горы. Остановились перекусить и искупаться в примечательном месте на берегу Северного Ледовитого океана:

Там продают различные саамские поделки, шкуры, ножи, и даже национальный деликатес — сушеное оленье сердце. На одной из фотографий видно саамский флаг. Ну и как же не искупаться в погожий летний денек? Водичка + 3 °C, по мелководью до глубины идти долго и ног просто не чувствуешь:

Осмотр достопримечательностей

Особая статья расходов в Норвегии – это траты на поездки по интересным местам. Ехать в эту страну, чтобы увидеть только столицу, нет смысла. Расходы на бензин в автомобильном путешествии составят не менее 10 тысяч рублей. Если вы арендуете транспорт, добавьте к этой сумме еще тысяч 15. Пешему туристу экономичнее передвигаться на поездах. Для этого нужно заранее продумать маршруты и выкупить билеты. Тогда сможете уложиться в 10 тысяч.

Но просто добраться, например, до фьердов, недостаточно. Конечно, их можно рассмотреть и с одной точки, но хотя бы один раз рекомендуем потратиться на тур по воде. Цена за взрослый билет начинается от трех тысяч.

Вывод

Значительно сэкономить на путешествию в Норвегию можно при бронировании билетов заранее, поиске спецпредложений и акций. Качественная подготовка к поездке сократит бюджет и позволит более интересно провести время. Обо всех способах экономии при планировании путешествия.

В интернете многие советы по бюджетным поездкам по Скандинавии строятся на фрирайдерстве. В Норвегии многое основывается на доверии: часто факт оплаты услуги или товара не проверяется и многое остаётся на совести. Например, домики в глухих местах, в которых можно бесплатно переночевать, предназначены для людей, по-настоящему нуждающихся в ночлеге и еде. Не стоит паразитировать на этом и пользоваться доброжелательностью людей, так как это снизит доверие к туристам, которые приедут после вас.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Тэги:

  • европа
  • норвегия
  • совет