ОБЗОР

В фарватере ИКАО

В ГосНИИ ГА прошла конференция, посвященная итогам 40-й Юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО.
25 ДЕКАБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 7 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Напомним, важнейшее для мира гражданской авиации мероприятие — 40-я сессия — состоялось в сентябре текущего года. Знаменательным оно было еще и потому, что в 2019-м отмечается еще одна дата — 75-летие Чикагской конвенции, являющейся, по сути, конституцией для мировой ГА.
17 декабря, открывая конференцию, посвященную итогам юбилейной сессии ИКАО, и.о. генерального директора ФГУП ГосНИИ Г А Вадим Филиппов подчеркнул, что гражданскую авиацию ждут большие перемены, которые изменят не только транспортную систему на планете, но и жизнь людей в целом.
«Сегодня мир авиации стоит на пороге больших изменений. Новые участники воздушного движения, цифровизация, искусственный интеллект. Эти темы стоят рядом с традиционными вопросами безопасности полетов, топливной эффективности и пропускной способности»,
— сказал он.
На теме безопасности полетов подробней остановился следующий выступающий — заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Шнырев. По его словам, в рамках государственной программы безопасности полетов в последние годы практически ничего не сделано.
«Мир за последние шесть лет очень далеко продвинулся в этом вопросе. Недавно в Париже по итогам 40-й ассамблеи было проведено совещание национальных координаторов по механизмам постоянного мониторинга. И там государства продемонстрировали блестящие достижения в области построения государственных систем безопасности полетов: Словения добилась 97% результата, Словакия — 94%, Финляндия — 96%. Это вызывает восхищение. Нам, имея свои 74%, похвастаться нечем»,
— рассказал Андрей Шнырев.
Исторический экскурс о становлении и развитии ИКАО собравшимся провел и.о. первого заместителя гендиректора филиала «НИИ аэронавигации» ФГУП ГосНИИ Г А Александр Корсаков. Во время своего доклада он подчеркнул, что несмотря на то, что наша страна вступила в мировую организацию ГА только в 1970 году, она с первых дней там заняла место в группе ведущих авиационных держав. Именно поэтому сегодня, помня об этом, очень важно двигаться в фарватере ИКАО.
Отдельно остановился Александр Корсаков и на 40-й сессии Ассамблеи, которая в этом году била все рекорды. Прошедшее с 24 сентября по 4 октября мероприятие посетило рекордное количество участников — 2 401 человек. На полях сессии было принято и обновлено 34 резолюции, государства подали 504 рабочих документа. Россия также себя вела активно — представила 15 рабочих документов и 4 информационных.
Активно обсуждались такие темы, как кибербезопасность, внедрение новейших технологий в авиационную отрасль, беспилотные системы. И как всегда под особым вниманием — вопрос безопасности пролетов.
«Сегодня одна из приоритетных целей Глобального плана обеспечения безопасности полетов ИКАО — добиться к 2030 году нулевого количества авиационных происшествий с человеческими жертвами. Конечно, цель недосягаемая, но к этому надо стремиться. Почему именно к этому времени? Прогнозируется, что к этому году количество авиационных перевозок удвоится. Поэтому важен сам тренд на снижение рисков»,
— доложил Александр Корсаков.
Следующий докладчик, представитель филиала «НИИ аэронавигации» ФГУП ГосНИИ Г А Сергей Набоков, подробно остановился на 6-м издании Глобального аэронавигационного плана ИКАО (ГАНП). В частности, он отметил, что впервые в документе введены 4 уровня предоставления информации — глобальный стратегический, глобальный технический, региональный и национальный. Также ГАНП предполагает рамочную базовую структуру из пяти блоков — метеослужбы, аэронавигационной информации, поиска и спасания, службы ОрВД и аэродромных операций.
«Вектор развития глобальной аэронавигационной системы до 2037 года проработан ИКАО на 66%. То есть на 2/3 эта организация знает, как должна выглядеть аэронавигационная система через 15 лет. Мероприятия ГАНП на ближайшее 10-летия сосредоточены, главным образом, вокруг тактического планирования, то есть планирования полетов день в день. Наиболее актуальным является совершенствование процедур вылета и прилета, возрастает роль сетевых операций, цифровизации, метеоинформации»,
— рассказал Сергей Набоков.
Также докладчик сообщил, что в рамках ГАНП реализуется четыре дорожные карты: две по связи, а также по навигации и наблюдению. По словам Сергея Набокова, технологическая дорожная карта по наземному наблюдению уже не содержит упоминаний о вторичной радиолокации как средств для предоставления новых услуг и сервисов. Они вытесняются АЗН-В и МПСН, а также режимом S. Проходят валидацию и такие технологии, как DAA и TCAS. Имеется видение и по развитию БАС.
«К 2025 году ИКАО полагает возможным автоматизацию функции эшелонирования БВС относительно других беспилотных воздушных судов при развертывании системы UTM и при подключении ПВС к этим системам. Также в настоящее время проходят валидацию процедуры эшелонирования БВС относительно любых участников ВД. Ведется активная подготовка к переходу на правила движения по свободным траекториям и к передаче пилоту отдельных функций диспетчера УВД»,
— рассказал Сергей Набоков.
Об изменениях, которые претерпевает деятельность международной организация ГА в связи с развитием БАС, рассказал эксперт от России в ИКАО Андрей Яблоков. В частности, он пояснил, что в этой организации сформирована отдельная панель по дистанционно пилотируемым авиационным системам, в которой особое внимание уделено большим ДПАС. В панели участвуют 150 человек, которые регулярно проводят встречи по теме БАС.
«Фокус панели сосредоточен сейчас на международных полетах. Аэротакси и перевозка людей — это уже следующий этап. Внутри панели имеется восемь рабочих групп — летная годность, линия контроля и управления С2, DAA и прочие»,
— рассказал Андрей Яблоков.
Также эксперт отметил, что в рамках проводимой работы особый упор делается на вопросе безопасности полетов. Именно поэтому в ИКАО большое внимание уделяется такой технологии, как DAA, а также вводится новое для ГА понятие — линия контроля и управления С2.
«С точки зрения УВД позиция экспертов ИКАО такова — правила, процедуры, технологии в сфере БАС должны быть максимально близки стандартизованным авиационным системам, традиционно используемым пилотируемой авиацией»,
— подчеркнул эксперт ИКАО.
Сегодня вопрос авиационной кибербезопасности — один из самых актуальных для отрасли. При этом, тема эта настолько емкая, что, порой, сложно договориться о самых простых понятиях. Этой сложной проблематике был посвящен доклад представителя ФГУП ГосНИИ Г, А Андрея Никитина.
«В ИКАО вопросами кибербезопасности занимаются несколько рабочих групп. Это и группа по авиационной безопасности, и отдельная исследовательская группа при секретариате ИКАО по кибербезопасности. Первая группа оценивает риск кибератак в целом как низкий. Однако здесь надо сделать оговорку: оценка происходит, исходя из предположения, что государства эффективно осуществили все необходимые меры по обеспечению безопасности, которые предусмотрены документами ИКАО. В частности, Приложением № 17»,
— рассказал Андрей Никитин.
В то же время исследовательская группа в рамках своей работы на протяжении последних лет угрозы кибербезопасности стали реальным фактором риска для авиационного сектора. ИКАО рекомендует всем заинтересованным сторонам определять критически важные системы, включая угрозы этим системам и обеспечивать разработку соответствующих мер их защиты. Схожие рекомендации даны и в ГАНП.
«Отправной точкой стала 39-я сессия Ассамблеи, в рамках которой была подготовлена резолюция А39-WP/17 по решению проблем кибербезопасности в ГА. Данная резолюция определяет ряд основных мер по противодействию киберугроз. Это такие, как определение угрозы и факторы риска, определение круга обязанностей национальных органов и заинтересованных сторон, выработка общих критериев для определения критичности систем. В области управления рисками кибербезопасности ИКАО предлагает переходить к рискориентированному подходу»,
— сообщил докладчик.
В России для решения вопросов кибербезопасности в авиации также предпринимаются определенные шаги. С 1 января 2018 года вступил в действие закон № 187 о безопасности критической информационной инфраструктуры. Однако, по словам Андрея Никитина, далеко не все, для кого он написан, вообще знают о его существовании.
«Закон касается всех государственных организаций, учреждений, российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым по праву собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационные телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, функционирующие в 12 установленных сферах. Все организации должны произвести у себя обследования с выявлением критической информационной инфраструктуры, после чего откатегорировать ее»,
— просветил он присутствующих.
Также в рамках закона эти организации обязаны обмениваться информацией по киберинцидентам с государственной системой обнаружения и предотвращения компьютерных атак — ГосСОПКА, которая находится в ведении ФСБ. Завершая свое выступление, Андрей Никитин посетовал на отсутствие статистики по кибербезопасности и киберинцидентам.
Сотрудник ФГУП ГосНИИ Г А Геннадий Глухов рассказал о другой важной стороне деятельности ИКАО — механизме непрерывного мониторинга в области безопасности полетов, а также о российской онлайн системе «СИМБАД», позволившей отечественным профильным ведомствам осуществлять качественный обмен данными с международной организацией ГА в режиме реального времени.
«ИКАО планомерно внедряла механизм непрерывного мониторинга, который способствует безопасности полетов посредством мониторинга возможностей стран. Государства должны предоставлять обширный перечень информации в онлайн систему механизма непрерывного мониторинга, такие как вопросники об авиационной деятельности, ответы государства на вопросы протокола, контрольный перечень соответствия положения, планы мероприятий по устранению недостатков и прочее»,
— проинформировал он присутствующих.
С докладом «Направления развития технологий связи, навигации и наблюдения в соответствии с ГАНП ИКАО» выступил начальник отдела Минтранса Р Ф Андрей Потемкин. По его словам, цель международной организации в сфере БАС — достижение совместных полетов пилотируемой и беспилотной авиации до 2050 года. И здесь особую важность приобретают технологии наблюдения, которые могут обеспечить на должном уровне эшелонирование.
«На полях 40-й сессии Ассамблеи ИКАО мне удалось пообщаться с бельгийскими коллегами, которые плотно занимаются полетами до 150 м в Брюсселе. Они активно ведут тестирование технологии сотовых операторов, но отмечают, что она способна обеспечить лишь дополнительную информационную функцию»,
— рассказал представитель Минтранса.
Как отметил Андрей Потемкин, сотовая связь стабильна максимум до 220 м и практически не работает за пределами густонаселенных пунктов. В связи с этим в мире сегодня рассматриваются самые разные технологии, сопрягаемые с традиционными авиационными стандартами.
«Активно развивается режим S»,
— сказал Андрей Потемкин.
«И его возможности постоянно расширяются. Сегодня эта технология уже рассматривается в рамках развития космического туризма, что, безусловно, расширяет границы возможностей ИКАО».
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: