ОБЗОР

Своды беспилотных правил

Как можно использовать БПЛА в разных странах мира?
10 ДЕКАБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Нашествие беспилотных летательных аппаратов в воздушное пространство не остановить. Прогресс неумолим и неостановим. Революция в сфере БАС сулит технологический и в следствие этого мощный экономический рывки в мировых масштабах. Вскоре сфер, где бы не применялись дроны, похоже, и вовсе не останется. Будь то доставка грузов или сельское хозяйство. Что там говорить — люди ждут не дождутся, когда, наконец, смогут прилетать на работу на аэротакси и тем же самым способом добираться затем домой.
Но дроны — это не только прогресс и очевидные блага. Они несут определенную угрозу. Правила мировой авиации, как это хорошо известно, написаны кровью. Сегодня человечество прилагает большие усилия, чтобы избежать жесткого «сценария» с беспилотниками — интегрировать их с минимальными человеческими потерями. Это вопрос вовсе не праздный. Уже сейчас, когда индустрия дронов только в начале своего становления, на планете происходят сотни случаев конфликтов в небе с участием беспилотников. И неудивительно, что с каждым днем правила использования БПЛА становятся жестче.
В России вопросу безопасного использования дронов также уделяется большое внимание. В нашей стране технологии БАС развиваются более чем активно. Более того, как отмечают эксперты, у РФ есть все, чтобы войти в число лидеров по производству и потреблению беспилотных технологий. Вместе с тем государство пытается в хаотично развивающуюся сферу внести некую ясность. В последнее время у РФ были приняты с одной стороны достаточно резонансные, с другой, пожалуй, необходимые законы. К примеру, теперь дроны от 250 г необходимо регистрировать, а силовые структуры получили право сбивать БПЛА, которые нарушили правила воздушного движения.
В сегодняшнем обзоре мы обратимся к опыту зарубежных стран в сфере правил использования дронов.
Европа
В Европе беспилотные технологии хорошо развиты, имеется своя программа интеграции в ВП, система управления — U-Space. Для стран ЕС, в целом, создаются единые правила для использования БПЛА, но в некоторых государствах имеются свои нюансы.
Есть, тем не менее, единые подходы. В 2015 году Европарламент принял резолюцию, где обращает внимание Европейской Комиссии не только на вопросы безопасности полетов, но и на проблему неприкосновенности частной жизни. Во время своего выступления по данной проблематике представитель Великобритании Жаклин Фостер отметила:
«Ключ в названии — обеспечить безопасное использование беспилотных летательных аппаратов. Мы не хотим связывать руки регулирующим органам и быть слишком строгими, а обеспечить основу для действий Европейской Комиссии, странам ЕС и другим заинтересованным сторонам».
Согласно резолюции, особые требования — к дронам, которые могут собирать и хранить фото и видео. Также в документе содержится рекомендация оснащать БПЛА специальными чипами, удостоверяющими личность удаленного пилота и его регистрационные данные.
Обратимся теперь к локальным особенностям в сфере регулирования использования БПЛА на европейском континенте.
К примеру, в Италии дроны весом до 25 кг, используемые не для коммерческих нужд, нельзя запускать в местах, где есть большое скопление людей. Речь идет о городах, железнодорожных вокзалах, аэропортах, а также возле военных объектов, электростанций и правительственных учреждений. Коммерческие полеты разрешаются не выше 150 м, обычные — до 70 м. Стоит отметить, что к коммерческим полетам здесь требования более суровые. Для этих целей необходимо получить специальное разрешение итальянского агентства по ОрВД ENAC, заплатить госпошлину в размере 94 евро, а после этого пройти спецкурсы по подготовке операторов БПЛА.
Во Франции для некоммерческого использования дронов применяется общеевропейская практика. В Управлении гражданской авиации этой страны MTES для тех, кто собирается БПЛА, размещена оперативная информация (карта) о том, где можно запустить в небо дрон. Для коммерческих полетов необходимо зарегистрироваться, получить лицензию и разрешение в местном отделении MTES, затем пройти обучение и оформить страховку.
Управление гражданской авиации Великобритании САА жестко регламентирует использование дронов. В частности, запустить БПЛА (весом менее 20 кг) без лицензии и регистрации можно: в переделах прямой видимости; в 50 м от людей, автомобилей, зданий. Для коммерческих целей нужно специальное разрешение САА. Кстати, на сайте Управления гражданской авиации Великобритании 9 декабря этого года было опубликовано руководство для пилотов, которые планируют использовать БПЛА вне зоны прямой видимости BVLOS. По словам исполняющего обязанности главы Инновационной группы САА Дэвида Тейта, «для ежедневных беспилотных полетов за пределами прямой видимости меняются правила игры с целью осуществлять поставки и поддерживать нашу повседневную жизнь эффективным и экологически безопасным способом». Также 5 ноября 2018 года стало известно, что теперь в Великобритании операторы дронов обязаны пройти специальное обучение, в противном случае им грозит штраф в размере 1 тыс фунтов стерлингов.
США
Закон об обязательной регистрации беспилотников в США действует с 2015 года. Процедура осуществляется на сайте FAA за 5 долларов. Если по каким-то причинам дрон не зарегистрирован, его владельцу может грозить штраф в размере 27 тысяч долларов США. БПЛА не имеют права подниматься выше 122 м, а если дрон будет летать в непосредственной близости от аэропорта, то диспетчеры должны быть проинформированы заранее. Также не разрешается использовать беспилотники в заповедниках, дабы не тревожить представителей местной фауны.
Сингапур
Сингапур — высокотехнологическая страна, в которой реализуется много проектов в сфере БАС, а также городской аэромобильности. Тем не менее законодательство здесь в сфере БПЛА достаточно жесткое, как и во многих других азиатских странах. Владельцам дронов весом до 7 кг необходимы сразу два разрешительных документа — на съемки и на полет. Меньшего веса БПЛА можно использовать практически без ограничений за исключением особых зон ВП и военных баз. 4 ноября на сайте Управления гражданской авиации Сингапура появилась информация об обязательной регистрации дронов весом от 250 г.
«Управление гражданской авиации Сингапура (CAAS) введет обязательную регистрацию беспилотных летательных аппаратов с 2 января 2020 года. Любой ЛА, например, беспилотный, с общим весом более 250 грамм, должен быть зарегистрирован в CAAS, прежде чем он сможет эксплуатируется в Сингапуре»,
— сообщается в официальном пресс-релизе.
ЮАР
Южноафриканские правила использования дронов близки по духу европейским. Если БПЛА не используется в коммерческих целях, то можно ЛА запустить без специальной лицензии. В коммерческих же целях для беспилотника необходимо получить лицензию в RPA, также ЛА должен быть зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Южной Африки (SACAA). Срок лицензии — 24 месяцев, после чего ее нужно продлить.
Австралия
В этой стране все БПЛА, которые используются для коммерческих целей, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. Если же дрон — это хобби, то надо соблюдать несколько условий: нельзя осуществлять полеты ближе, чем 30 м от транспортных средств, лодок, зданий; не летать над населенными пунктами и над территориями большого скопления людей; держаться в радиусе 5.5 км от аэродрома, аэропорта, в зонах взлета и посадки вертолетов; полеты можно осуществлять только днем; дальность полета не должна превышать 123 метра.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: