ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО
Совместные полеты дронов и пилотируемой авиации — UTM
Про масштабные учения в Финляндии и Эстонии — GOF (Gulf Of Finland).
3 ИЮЛЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Этим летом АНС Эстонии и Финляндии проводят масштабную программу полетов дронов над Финским заливом – GOF (Gulf of Finland). GOF является одной из шести демонстраций SESAR, которые в течение следующего года будут проводиться в различных районах Европы. Цель: продемонстрировать готовность служб U-space управлять широким спектром операций БПЛА, а также их взаимодействие с пилотируемой авиацией.
Отрабатываемые сценарии
В рамках программы GOF отрабатывается:
– взаимодействие с авиацией общего назначения и легкими планерами;
– полеты в контролируемом воздушном пространстве;
– полеты в городе, с участием полиции (Хельсинки, Таллин);
– наблюдение за морским движением в сочетании с поисково-спасательными работами над Финским заливом;
– международная доставка посылок и полеты на дальние дистанции; тесты городского аэротакси.
Позиция АЗН-В в пустыне
Концепция городского воздушного движения беспилотников в Сингапуре. Nanyang Technological University
Программа уделяет особое внимание интеграции системы управления беспилотным движением (UTM – Unmanned Traffic Management) и системы ОрВД (управление воздушным движением).
Полеты с пилотируемой авиацией
11 июня проходила одна из наиболее интересных частей демонстраций GOF: беспилотники, пилотируемая авиация работали в одном воздушном пространстве на аэродроме Pyhtää.
EANS / SESAR JU GOF U-SPACE PROJECT: FIRST DEMOS SUCCESSFULLY COMPLETED frequentis.com
Легкомоторный Cessna 172 совершал полет в воздушном пространстве, в котором находились два беспилотника и три радиоуправляемых модели самолетов. Для ситуационной осведомленности использовалась технология 4G, данные передавались наземным службам и на борт Cessna. Самолет был оснащен транспондером АЗН-В 1090ES, FLARM, а также 4G-трекером. В итоге, на борту Cessna была возможность наблюдать воздушную обстановку и полет беспилотников в режиме реального времени.
Фрагмент общей архитектуры систем GOF
Все сигналы передаются через систему управления полетной информацией – FIMS. FIMS – важная часть UTM и обеспечивает обмен данными между различными платформами. FIMS может использоваться для операций, как в зоне визуального наблюдения, так и за ее пределами (BVLOS). Другая используемая технология – FLARM, работает схожим образом с АЗН-В. Определяет координаты по GPS, а затем транслирует данные в широковещательном диапазоне. FLARM оптимизирована для работы на небольших самолетах и обладает более слабым сигналом (радиус действия FLARM порядка 3-5 км).
14 июня также выполнялись полеты беспилотников в контролируемом воздушном пространстве Таллинна (выше и ниже 500 футов). Один из сценариев моделировал дорожно-транспортное происшествие вокруг которого создавалась запретная для полетов зона. В ходе демонстрации отрабатывались процедуры создания зоны ограничения, контроль соблюдения ее границ, а также удаленная идентификация дронов. В соответствии со сценарием, только один полицейский беспилотник имел доступ в зону, остальные БПЛА были удаленно идентифицированы через U-space и предупреждены о необходимости немедленной посадки.
Во время демонстрационных полетов было установлено, что передача данных пилотам БПЛА, возможна путем создания общей системы обмена данными, объединяющей решения от различных поставщиков услуг UTM.
Другие проекты
Испытания GOF U-space близятся к завершению, однако GOF не единственный масштабный проект, есть и другие, к примеру PODIUM включает более чем 185 испытательных полетов (VLOS/BLOS), часть из которых выполняется совместно с пилотируемой авиацией. PODIUM реализовывается для тестирования комплексной системы управления беспилотным движением на базе GNSS 1090 МГц, сетей L-диапазона и сетей GSM. Полный перечень проектов представлен на графике ниже:
Позиция АЗН-В в пустыне
Демонстрационные программы U-space в Европе
Роль АЗН-В
LTE/5G доступна по большей части в городах и их окрестностях, а тестирование носит пока больше экспериментальный характер. В это время спутниковые технологии начинаю чаще использовать для беспилотников. АЗН-В применяется в рамках SESAR U-Space, на дронах NASA, используется как составная часть систем DAA, а в Индии было объявлено об использовании ЛПД 1090ES, чтобы сделать дроны видимыми для диспетчеров. В России также выполнялись совместные полеты пилотируемой авиации с беспилотниками и тестировалась система на базе АЗН-В 1090ES. Испытания показали надежность и работоспособность линии передачи данных АЗН-В 1090ES, принятой Минтрансом России в качестве единого стандарта в целях интеграции БВС и ВС АОН в несегрегированное воздушное пространство.
Пример взаимодействия АЗН-В IN/OUT 1090ES/UAT от DJI
Дополнительно отметим, что частные компании-производители дронов также заявляют о встречных инициативах. DJI – крупнейший производитель дронов, которому принадлежит более 70% всех продаж частных беспилотников в мире, недавно объявил, что будет в обязательном порядке ставить приемники АЗН-В IN на беспилотники массой от 250 г. уже со следующего года. Это коррелируется с планами FAA США оборудовать к 2020 году все коммерческие воздушные суда, летающие в воздушном пространстве класса A, B & C транспондерами АЗН-В OUT. Решения сделают возможным дронам принимать сигналы от ПВС, позволяя тем самым избегать столкновений и повысить безопасность полетов уже в ближайшем будущем.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: