Содержание
- Соловки как тюрьма
- 1571 — шведы впервые напали на Соловки. Монастырь становится военной крепостью
- Соловки на старых картах
- Быт
- История
- Для туристов
- Что посмотреть
- Соловецкое восстание
- Жизнь послушников и монахов — постоянный труд и молитва
- История и Монастырь
- Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита
- Как доехать на общественном транспорте
- Лабиринты Большого Заяцкого острова
Соловки как тюрьма
1. Соловки также известны как место ссылки неугодных власти заключенных. Впервые на Соловки сослали в 1553 году. Игумен Артемий выступил против церковной знати и был отправлен на острова в «одиночную» келью.
2. В XVI — XIX веках на территории Соловецкого монастыря находилась еще и тюрьма. Ее считали особо надежной из-за ее местоположения. На Соловки ссылали, в основном, политических заключенных.
3. В 1923 году на Соловки начинают ссылать систематически. 2 ноября учреждается СЛОН – Соловецкий Лагерь Особого Назначения.
4. В числе особо известных заключенных СЛОНа и ГУЛАГа были академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачёв, этнограф Николай Николаевич Виноградов, священномученик Илларион (Троицкий), Иван Никифорович Лысенко (в будущем – старший сержант разведки, герой Советского Союза).
5. На Соловках существовала железная дорога. Ее построили в 1923 году для быстрого доступа к Филимоновским торфоразработкам. Не смотря на закрытие узкоколейки в 1932 году, ее отдельные участки сохранились до нашего времени.
1571 — шведы впервые напали на Соловки. Монастырь становится военной крепостью
В 1570 году шведский 3-тысячный отряд атаковал Кемский посад. В следующем году группа шведских, немецких и голландских кораблей напала на Соловецкие острова. По другим источникам, в 1571 году в открытом море вблизи Соловков появились шведские корабли, которые хотели напасть на монастырь. Нападение не состоялось, но шведы много раз пытались атаковать Соловецкую обитель. Чтобы укрепить монастырь, в 1578 сюда прислали воеводу Михаила Озерова со стрельцами. Они должны были поставить деревянный острог, способный отражать нападения. Вокруг монастыря встала деревянная крепость с земляными валами и девятью пушками. Гарнизон острова составляли 150 стрельцов и казаков. В конце XVI — начале XVII веков стрельцам не раз приходилось отбивать нападения и финнов, и шведов, и датчан. В 1584 году вокруг монастыря начали строить каменную стену по плану монаха Трифона Кологривова.
Соловецкий монастырь на старинной гравюре
Таким образом, Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных рубежей России. В 1595, а позже — в 1617 годах Россия заключала со шведами мирные договоры, по которым Швеция обязывалась не нападать более на Соловецкий монастырь, но договоры эти через некоторое время нарушались. В начале XVII века соловецкие монахи стали единственными защитниками Крайнего Севера. Иностранные соседи воспринимали настоятелей монастыря как государственную власть на севере России и заключали с ними перемирия. Военное дело в монастыре стало постоянной обязанностью монахов с того момента, как соловецкий игумен принял командование у соловецкого воеводы.
Во время русско-шведской войны 1656-1658 годов при царе Алексее Михайловиче, монастырские стены с северной и южной сторон, откуда был доступ для штурма, окопали рвом. Монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек, организовали боевой и хлебный запасы. Братия (около 454 человек) взяла оружие и организовала со стрельцами войско (до 1500 солдат).
4
Соловки на старых картах
Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки — причем речь даже НЕ о внешней оборонительной стене, а о постройках церквей — появились на Соловках НЕ раньше 1552 года. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584-м. При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого, причем с пометкой города — то есть картограф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?
Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.
Быт
Через несколько дней мы будем здороваться на улицах, как старые знакомые, жевать ламинарию и пирожки с пшённой кашей в «Кают-компании», не чокаясь, пить коньяк из походных рюмочек и зависать на редких перекрёстках, где ловит связь. А сейчас нас всех тошнит, и мы перекатываемся по палубе парома, как пьяные, не открывая глаз от непрерывного ветра. Уже равнодушно поглядываем, как чемоданы на палубе заливает волной, и радуемся, что не застряли в Рабочеостровске – последние дни штормило так, что навигацию остановили и нам достались последние нервные всплески волн и лёгкая морская болезнь.
Я выехала вчера, а приеду завтра. Сюда довольно муторно добираться, через всю Россию по вертикали, зато и через всю волшебную, таинственную, величественную Карелию тоже – и чем глубже в неё въезжаешь, тем меньше кругом людей, поселений и цивилизации: на Соловках живёт 2,5 человека на 1 кв. км. Для сравнения: в Белгороде – 2,5 тыс.
Быт в Соловецком посёлке предельно аскетичен. Миллиона за полтора можно купить двушку в бывшем бараке, за тысячу рублей – снять койко-место на день. Вода в кране цвета слабенького чая, но её в принципе можно даже пить: она чистая, просто окрасилась торфяниками, коих здесь немало. Отопление в некоторых домах центральное, но в основном печное, электричество – от небольшой дизельной электростанции.
На главном проспекте – Заозёрной улице – несколько сувенирных магазинчиков, кафе, продуктовый магазин. Товаров там минимум, и, например, на острове вообще нет сигарет. Кажется, где‑то из‑под полы можно достать пачку «Беломора» за 200 рублей, для этого нужен номер местного барыги. Вообще, любыми товарами: одеждой, гаджетами и прочим – нужно запасаться заранее, в сезон, и на месяцы вперёд.
Рожать, болеть или ломать ноги тоже лучше в сезон: в местной больнице работает только один доктор, нет узких специалистов, нельзя сдать анализы, есть стоматкабинет, но нет стоматолога, есть рентген-аппарат, но нет рентгенолога. Вопрос решается так: несколько раз в год на остров приезжают доктора с материка и принимают соловчан. Серьёзные вопросы здоровья едут решать, например, в Кемь: плывут 50 км по морю и едут ещё 10 до города.
Администрация Соловецкого района, действующее райпо, больница и аптека находятся в здании бывшего госпиталя. Построили его в 1939 году на монастырском кладбище. Для фундамента этого дома, а также детского садика и школы использовали могильные плиты.
Связь здесь ловят полтора оператора, и, хотя интернет есть, более надёжными остаются доски объявлений: «Стоп Шиес!», «Ноготочки и реснички», «Расколю дрова на раз-два!», «Экскурсии к белухам», «Сдам комнату», «В школу нужны учителя, от 24 тыс. рублей».
История
Если взять любой век развития северо-западной части России, то можно найти события связанные с Соловками.
Самые крупные на Европейском севере России языческие святилища, комплексы культовых и погребальных сооружений найдены на Соловках и были созданы во II-I тысячелетии до н.э.
Основанный в 1436 году на островах, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре — 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Монастырь был закрыт с 1920 года по 1990 год.
После закрытия монастыря на Соловках был создан лагерь для заключенных и тюрьма особого назначения, действовавшие в 20-х-30-х годах. Это самая страшная и малоизвестная страница многовековой истории Соловецких островов.
Соловки стали символом лагерного прошлого нашей страны, местом памяти и покаяния.
В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота, выпустившая 4111 соловецких юнг и отправленных затем на фронт.
Для туристов
1. Происхождение названия «Соловки» до сих пор вызывает ожесточенные споры. В работах по топонимике Белого моря указывается происхождение названия «Соловки» от финского слова «suol» — «остров». Английские путешественники XVI в. Т. Соутем и Дж. Спарк называют Соловецкий остров «Абдоном». Историки считают, что это или искажение слова «аидони» — соловей, или «абдон» — удаленный, скрытый. Существует еще одна версия, по которой Соловецские острова зовутся так, потому что здесь вместе ловили рыбу, со-ловили.
2. Соловки любят режиссеры за колорит и красоту северной природы. Здесь проводились съемки таких фильмов, как «Остров» Павла Лунгина или «Раскол» Николая Досталя.
3. По Соловкам можно прокатиться на машине. Но небыстро – булыжная мостовая в поселке и отсутствие нормальной дороги за его пределами способна разбить подвеску почти любого автомобиля. Поэтому наиболее популярным транспортом на Соловках являются внедорожники, велосипеды и вездеходы, от заводских до самодельных.
4. На Соловках есть Морской музей, в доке которого с 2003 года велись работы по реконструкции знаменитой государевой яхты «Святой Петр». Летом 2015 года яхта была спущена на воду.
5. Попасть на Соловки можно двумя способами: по морю и по воздуху. На территории Большого Соловецкого острова есть аэропорт, в неделю он принимает по три рейса из Архангельска. Морское сообщение с островами регулярное, есть даже рейсы из Москвы.
6. Из тридцати маяков, расположенных в Онежском заливе, функционируют только четыре. Один из них – соловецкий, расположенный на Секирной горе. Это не просто маяк, а маяк-колокольня, построенный на вершине Вознесенской церкви. Храм возвели в 1862 году.
7. Соловки изображены на 500-рублевой купюре. Первоначально, до 2010 года, на банкнотах изображался монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое шло по нему. В 2011 году купюру изменили, убрали корабль и немного сдвинули ракурс, взяв за основу современный вид монастыря.
8. У мыса Белужьего можно наблюдать игры, как ни странно, белух. Около Соловков обитает самый мелкий (всего 3 метра длиной) вид белухи – беломорский. В летний сезон животные подходят довольно близко к берегу, где их можно рассмотреть и сфотографировать без особого труда. Другое дело, добраться до мыса непросто – дорога очень болотистая, ее часть проходит по топкому пляжу, который затапливает в прилив. Но предприимчивые местные жители могут довезти вас до места на своем вездеходе, не бесплатно, конечно, зато скрасив дорогу рассказом о повадках белух.
Что посмотреть
Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.
Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.
Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.
Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.
Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.
Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.
Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.
В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.
Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.
Соловецкое восстание
Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого – Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников. Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты. После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти.
«Тишайший» царь стоял на своем. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось.
Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего – воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год.
Жизнь послушников и монахов — постоянный труд и молитва
Паломники, в отличие от туристов, разделяют не только монастырские радости, но и тяготы трудового подвига. Помогают убирать, готовить, и выполнять другие послушания. Соловецкая обитель — строгий монастырь. Здесь нет контакта с внешним миром, нет развлечений.
500 лет назад монастырь стал центром технической мысли, военным форпостом, основой русской торговли и пушного промысла. Среди монахов находились талантливые инженеры, которые изобретали диковинные для своей эпохи агрегаты.
Монахи соединили на острове каналами 72 внутренних озера. Это система решила множество проблем снабжения, передвижения, осушения болот и поставки воды в монастырь.
Кладка дамбы с каналом из валунов Соловецкого монастыря
Трудами монахов уровень озера, расположенного возле монастыря, поднят на 8 метров выше уровня моря. Благодаря этому приводились в движение механизмы гидроэлектростанции, мельницы и стиральной машины.
Гидроэлектростанция Соловецкого монастыря, ныне разрушенная. Фото 1915 года
В монастырских теплицах поспевали различные теплолюбивые овощи и фрукты.
История и Монастырь
1. Первые следы человека на Соловках датируются III тысячелетием до н.э.
2. Первые монахи поселились на Соловках в 1429 году. Это были преподобные Герман и Савватий, они воздвигли крест и келью примерно за 13 км от будущего монастыря. Постепенно, после смерти Савватия, на остров начали прибывать другие монахи
3. Соловецкий монастырь был основан в 1436 году. Это был один из самых богатых и сильных монастырей, к XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян.
4. Стены монастыря сложены из огромных валунов, некоторые из них – больше двух метров в поперечнике. Толщина монастырских стен при этом может достигать 6 метров.
5. До сих пор не ясно, кто на самом деле построил Соловецкий кремль. Вес некоторых камней, из которых сложены стены, достигает 8 тонн, а покрывающий валуны лишайник датируется 2-3 тысячами лет. Существует версия, высказанная В.А. Лекомцевым , что крепость существовала на острове задолго до прихода монахов, которые лишь достроили и усилили вековые постройки.
6. В XVI веке монахи вырыли множество каналов, связав Соловецкие озера в единую систему. Большой и малый круги озерно-канальной системы сохранились до наших дней и используются для лодочных прогулок. Чтобы совершить путешествие по большому кругу необходимо минимум 10 часов.
7. Под Соловецким монастырем есть система подземных ходов протяженностью 1,5 километра. Она использовалась для обеспечения монастыря водой, но при желании ее можно было использовать как черный ход за стены крепости.
8. Соловецкий монастырь осаждали несколько раз. Самая долгая осада началась в 1669 году и длилась целых 8 лет. Она была вызвана отказом монахов проводить богослужения по новому образцу, введенному патриархом Никоном. В историю эта осада вошла как Соловецкое сидение.
9. Соловецкое сидение могло продлиться и дольше – монастырь был хорошо защищен и обладал большими запасами продовольствия. Но в 1676 году один из перебежчиков помог стрелецкому войску проникнуть на территорию монастыря и открыть ворота. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14.
10. На Большом Соловецком острове есть сухой док, построенный еще в 1801году. Он был одним из первых в России.
11. На территории Соловецких островов есть ботанический сад. Он был основан в 1822 году. Для обеспечения растений водой под землей были проложены трубы из обожжённой глины.
12. В XIX – начале XX века в Соловецком ботаническом саду росли дыни, арбузы и персики. Эти южные растения выращивали в парниках, тепло с которых поступало по трубам с воскобительного завода.
13. В 1854 году, в рамках Крымской войны, английский флот вышел в Белое море и направился к Соловкам. Получив от монахов отказ сдать крепость, фрегаты «Бриск» и «Миранда» обстреляли монастырь из пушек. 120 новых английских пушек 9 часов обстреливали монастырь. Шквальный огонь пробил одну из икон, убил чайку и распугал местных жителей. Сам монастырь остался цел.
14. У Соловецкого монастыря была собственная гидроэлектростанция. Она была установлена на канале между Святым озером и Сухим доком в 1911 году и долгое время обеспечивала остров электрическом, пока не была разрушена во времена Брежневского правления.
15. До революции Соловецкий монастырь приобрел несколько теплоходов для доставки паломников на остров. Корабли звались «Вера» (начал выходить в рейс с 1862 года) и «Надежда» (спущен на воду в 1863 году) и могли перевозить до 500 пассажиров за рейс. Позже монастырь приобрел еще два судна: пароход «Соловецкий» и «Михаил Архангел».
16. Дороги на Соловках мостили еще монахи в XVI веке. С тех пор кладку обновляли всего пару раз, последний – во времена ГУЛАГа. Для сравнения, асфальтированная дорога в поселке рядом с монастырем продержалась 2 года.
Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита
До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел.
В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова.
Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…
Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон. Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию, Елеазар имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, тем самым ему предрекалось будущее патриаршество (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси).
5
Как доехать на общественном транспорте
Соловецкий монастырь находится на остовах, поэтому самым быстрым дорогим и всесезонным способом оказаться там был и остается самолет архангельского аэропорта, но и тут могут подстерегать дополнительные трудности в виде плохих погодных условий и отсутствия обратных билетов, приобрести которые можно только на острове.
Гораздо проще и дешевле добраться до Карелии на любом мурманском поезде до Кеми или Беломорска. А далее уже вышеописанным способом по морю.
Трудности возникают в состыковке расписания прибытия поезда и отправления теплохода. Подгадать вариант без ночевки довольно трудно, поэтому придется остановиться в отеле или гостинице, о бронировке которых лучше позаботиться заранее.
Добирающимся ранним поездом из Петрозаводска или Санкт-Петербурга есть возможность успеть на теплоход в тот же день. От вокзала до порта ходят маршрутные такси и рейсовый автобус. Можно заранее позаботиться и заказать трансфер.
Лабиринты Большого Заяцкого острова
Достопримечательности Соловецких островов насчитывают 35 лабиринтов эпохи неолита, появившихся в этих местах примерно в 3 тысячелетии до н.э. Местные жители называют их «вавилонами». Самыми интересными из них считаются каменные лабиринты, расположенные на Большом Заяцком острове. Они представляют собой группу из 14 «вавилонов», их площадь равна 400 квадратным метрам.
Сложены они были из булыжников и спиралевидных камней прямо на земле. Самый маленький из лабиринтов имеет 6 метров в диаметре, крупный — 25,4 метра. Всего насчитывается 5 разновидностей каменных узоров, но у всех одна точка для входа и выхода. Все они размещены на западной части острова, входы в лабиринты — с южной стороны.
Есть несколько гипотез, зачем были построены лабиринты. В 1970-е годы главенствовала теория о том, что с их помощью древние люди ловили рыбу. Позже предположили, что лабиринты повторяют орбиты солнечного и лунного светила, что позволяло использовать каменные узоры на земле как календари. До сих пор нет однозначного ответа, но эти места пользуются популярностью у туристов: ведь формы лабиринтов отчетливо выделяются на земле и по сей день, несмотря на жесткую островную поросль.