Северная осетия: 6 причин отправиться в путешествие

Города и села

Владикавказ

История города начинается с 1784 года, именно тогда здесь было построено первое военное укрепление.

В число знаменитых жителей Владикавказа входят генералы Иссу Плиев, Георгий Хетагуров, основатель ГРУ Хаджи-Умар Мамсуров, народный артист Российской Федерации Валерий Гергиев.

  1. Трамвайное движение в городе открылось в 1904 году, по городу до сих пор ездят старые немецкие вагоны.
  2. В Свято-Георгиевском соборе хранится частица мощей Святого Георгия Победоносца.
  3. Храм Рождества Пресвятой Богородицы — самый старый в городе, основан в 1812 году.
  4. В экспозиции Национального музея находится квартира М. Булгакова и этнокомплекс «Город мёртвых» в селе Майрамадаг.

Беслан

Город основан в 1847 году семьями богатых осетин, а свое название получил в честь сына уважаемого алдара.

Беслан стал известен всему миру 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили школу, во время теракта погибло 334 человека, из них 186 — дети.

  1. «Город ангелов» — мемориальное кладбище жертв Бесланской трагедии. На нем захоронены 266 погибших в школе. На территории установлен 9-метровый памятник — четыре женщины, держащие детей.
  2. Здесь же находится памятник погибшим бойцам групп «Альфа» и «Беркут».
  3. Школа № 1 — место трагедии. Там всегда стоят цветы и открытые бутылки с водой.
  4. Храм Георгия Победоносца — единственный православный храм в городе. Главной святыней места является икона Святой мученицы Варвары.

Моздок

Основать русское поселение на месте будущего города указала Екатерина II. Здесь жили и творили А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, А. С. Грибоедов. Емельян Пугачев бежал с местной гаупвахты в степи.

Жители города Дубинины изобрели способ перегонки нефти в керосин. Юрий Андропов обучался в одной из городских школ, сейчас там установлен его бюст.

  1. Обелиск героям-землякам, павшим в военные годы, установлен на площади Победы. В Великую Отечественную город был захвачен немцами, но покинут ими через четыре месяца. Тогда фашисты назвали это место долиной смерти.
  2. Храм Успения Божией матери. Здесь хранится копия иконы Богородицы, покровительницы Кавказа. Считается, что оригинал был подарен Алании грузинской царицей Тамарой, но в годы Великой Отечественной войны пропал, возможно, похищен фашистами. Раньше церковь принадлежала армянской общине, и во внутреннем ее дворике установлен знак памяти жертв геноцида.
  3. В Моздоке находится только один музей — краеведческий. Здесь собрано более 17 000 экспонатов, представляющих быт и культуру осетин.
  4. Дуб-исполин — ровесник города. Он окружен массивными цепями. Около него установлена мраморная доска, на которой на аланском языке высечено, что дерево является летописцем города.

Алагир

Первыми жителями поселения стали крепостные с Урала и Сибири. Большинство из них имели опыт работы с горными породами, что и помогло основать Садонский завод на одноименном месторождении.

Город построен на реке Ардон, но пляжей на ее берегах нет — бурное течение и низкая температура не способствуют отдыху.

  1. Танк Т-34 установлен как памятник погибшим в 1941-1945 годах осетинам.
  2. Краеведческий музей расположен в церковно-крепостном ансамбле. Церковь расписана Коста Хетагуровым, знаменитым кавказским поэтом и художником. В музее представлены предметы осетинского быта, самый старый экспонат — трехсотлетняя ясеневая бочка.
  3. Курорт Тамиск — источник минеральных вод. Здесь лечат заболевания нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

К славному юбилею Народной артистки

12 октября 2021, Новости,

К славному юбилею Народной артисткиУспех, признание, многообразие в творчестве, испытания и потрясения – в ее профессиональной истории было многое. И каждая страница в этом жизненном переплете, отражающем в определенной степени целую эпоху в искусстве, для нее в равной степени важна и значима. Важен каждый успех, который подстегивал к покорению новых вершин. Значима каждая неудача и каждая ошибка, на которых она училась и становилась сильнее. Народная артистка РЮО, заслуженная артистка РСО-Алании, режиссер Фатима Качмазова уже почти сорок лет служит национальному сценическому искусству. Яркая представительница сцены, на счету которой более 50 ролей, режиссер нескольких спектаклей, среди которых преобладают постановки национальной драматургии, талантливый организатор – все грани, все направления ее творческой деятельности успешны и заметны. Ее путь на сцену начался в начале 80-ых, когда она оказалась в числе абитуриентов, зачисленных на актерский факультет Тбилисского театрального института имени Шота Руставели. Осетинский курс под руководством известного мастера Котэ Сурмава считался своеобразным созвездием талантов и в этой пестроте молодых артистов Фатима Качмазова заняла свое особое место. Так же, как она заняла свое место позднее и в национальном театре юга Осетии, в котором служит с далекого 1983 года.

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. 1.    рубаха
  2. 2.    корсет
  3. 3.    светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. 4.    шапочка в форме усеченного конуса
  5. 5.    фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. 1.    шаровары
  2. 2.    черкеска
  3. 3.    бешмет
  4. 4.    ноговицы
  5. 5.    башлык
  6. 6.    папаха
  7. 7.    узкий рон — пояс
  8. 8.    кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку — плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха — высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.

 

Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

 

Исторические места

Город Мертвых (Даргавс)

Координаты: 42°50′11″ с. ш. 44°26′08″ в. д.Как добраться: от Владикавказа на автомобиле до Даргавской котловины. На автобусе до Джимара, который отправляется в 16:30 или на маршрутке Владикавказ — Кармадон.

Город Мертвых находится в километре от селения Даргавс. Из живых в этом месте только туристы и смотритель, который следит за памятником истории. Название получено из-за маленьких домов-склепов, в которых местное население хоронило умерших вплоть до 18 века.

Хоронили таким образом из-за нехватки плодородной почвы. По другой версии, эта традиция имеет корни в зороастрийском учении, согласно которому нельзя осквернять землю человеческими захоронениями. Хоронили умерших через небольшие окна, которые после заколачивали. Та часть, что возвышается над землей — это всего лишь часть склепа. У каждого из этих зданий есть подземный корпус, где могло разместиться до нескольких десятков усопших.

Гуляя по городу, можно обнаружить древние останки людей, трогать их запрещено.

На нынешний момент усыпальниц сохранилось около ста. Из-за погодных условий они разрушаются, но восстанавливать могилы боятся — тревожить покойников не принято.

Башня Курта

Координаты: 42.85052, 44.31661Как добраться: от Владикавказа на автобусе до с. Уаллагсых

Башня — сохранившаяся часть оборонительного комплекса. Каменное строение находится в аварийном состоянии, в республике объявлен сбор средств на реставрацию.

В легенде о создании башни рассказывается об осетине, вернувшемся домой с двумя сыновьями. Братья жили в дружбе и согласии, любили охоту и никогда не расставались. У каждого был обученный охотничий сокол. Однажды на охоте соколы поссорились, подрались, и сокол Курта победил сокола Тага. Тага посчитал птичий бой дурным знаком. Побоялся он быть побежденным братом и ушел— в Даргавское ущелье, где тогда жили кисты. Тага прогнал всех жителей этих мест и остался жить один, боясь порабощения. Курта же остался на прежнем месте, которое назвали по его имени — Куртатинское ущелье.

Дзивгисская скальная крепость

Адрес: поселок ДзивгисКак добраться: от окраины поселка до разлома по тропе

Точной даты постройки крепости нет, но при ее изучении были обнаружены кости солдат, живших в 13 веке.

Попасть в крепость можно через пролом в скале. Вся постройка находится в довольно плачевном состоянии.

Многие пытаются найти тайный ход в крепости, через который уходили во время осад. О мужестве защитников замка существует несколько легенд. В одной из них рассказывается о неудачной попытке персидского шаха Аббаса завоевать крепость. Одолеть врага помогла военная хитрость — оголодавшие персы перебили друг друга из-за сброшенной бычьей ноги. Шах и остатки былого войска были вынуждены отступить.

Рядом находится православная церковь во имя святого Георгия, возведенная в 16 столетии.

Цамад

Адрес: Алагирский район, сельское поселение Унальское, село Цамад

В поселке находятся фамильные башни Черчесовых и Кайтовых. Как и многие памятник архитектуры, они в полуразрушенном состоянии.

Башня Черчесовых имела 7 ярусов и считалась неприступной. В одной легенде говорится, что персидский шах Абасс хотел завоевать аланов, но не смог одолеть гордый народ, после поражения у Дзигвисской крепости пришел он к этим местам, но был полностью разбит.

Под руинами расположено родовое святилище, говорят, что в нем обитает Ангел-покровитель Цамада.

Хоть и считается, что именно отсюда родом все осетины, населяют поселок всего 2 человека.

Древнее селение Лисри

Координаты: 42°40′07″ с. ш. 43°51′28″ в. д.Адрес: Зарамагское сельское поселение, Мамисонское ущельеКак добраться: от Алагира на машине до Зарамага

Второе название — Замковое поселение. Раньше здесь были отстроены 14 башен семьи Дарчиевых, сейчас осталось только 7. Все они нуждаются в срочной реставрации, но средств на это нет. Забираться на них может быть опасно.

До 1981 года здесь проживало более 1000 человек, вынужденных покинуть места после строительства железной дороги.

Рядом расположена церковь Успения Богородицы. После того как она была передана Аланскому Свято-Успенскому монастырю, волонтеры занялись восстановлением храма.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.

 

История

Кавказский край в 1060 г.

Осетинские племена (как северные, так и южные) по Б.А. Калоеву.

История ранних веков

Территория Северной Осетии впервые была заселена кавказскими племенами. Некоторые кочевые аланы поселились в регионе в 7 веке, образовав королевство Алания . Он был в конечном счете преобразуется в христианство от миссионеров из Византии . Алания получила большую прибыль от Шелкового пути, который проходил по ее территории.

После средневековья , как монголы , так и татары повторенной инвазия косят население, теперь известное как осетины . Ислам был принесен в регион в 17 веке кабардинцами . Конфликты между Крымским ханством и Османской империей в конечном итоге подтолкнули Осетию к союзу с Императорской Россией в 18 веке. Вскоре Россия создала военную базу в столице страны Владикавказе , что сделало ее первой контролируемой Россией территорией на Северном Кавказе. К 1806 году Осетия находилась под полным контролем России.

Русская / советская власть

Границы меняются после Первой мировой войны.

Правление русских привело к быстрому развитию промышленности и железных дорог, которые преодолели изоляцию. Первые книги из этой области появились в конце 18 века, а в середине 19 века вошли в состав Терской области России .

В результате русской революции 1917 года Северная Осетия была присоединена к Горной Автономной Советской Социалистической Республике в 1921 году. Затем 7 июля 1924 года она стала Северо-Осетинской автономной областью , а затем 5 декабря 1936 года вошла в состав Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики . Во время Второй мировой войны он подвергся ряду нападений немецко-фашистских захватчиков, безуспешно пытающихся захватить Владикавказ в 1942 году.

Северо-Осетинская АССР объявила себя автономной республикой Советского Союза 20 июня 1990 года. В 1994 году ее название было изменено на Республика Северная Осетия-Алания.

Распад Советского Союза поставил конкретные проблемы для осетинского народа, которые были разделены между Северной Осетией, которая входила в состав РСФСР , а также Южной Осетии , часть Грузинской ССР . В декабре 1990 года Верховный Совет Грузии упразднил автономный осетинский анклав на фоне растущей межэтнической напряженности в регионе , которую еще больше раздувала Москва; Значительная часть населения зоны конфликта, столкнувшись с этнической чисткой, была вынуждена бежать через границу либо в Северную Осетию, либо в собственно Грузию. Около 70 тысяч югоосетинских беженцев были переселены в Северную Осетию. Северная Осетия спровоцировала преимущественно ингушское население в Пригородном районе , что спровоцировало осетино-ингушский конфликт . В результате конфликта 7000 осетин и 64000 ингушских беженцев были вынуждены покинуть свои дома. Помимо борьбы с последствиями конфликта в Южной Осетии, Северной Осетии приходилось иметь дело с беженцами и периодическими побочными эффектами войн вокруг них. 23 марта 1995 года Северная Осетия-Алания подписала соглашение о разделе власти с федеральным правительством, предоставив ему автономию. Это соглашение будет отменено 2 сентября 2002 года.

Армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя


Армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя.
1

В XIX в. армянская диаспора Владикавказа сильно разрослась, и прихожанам требовался новый храм. Заложена церковь Св. Григория была в середине XIX столетия, а в начале следующего века была расширена. Сегодня это одна из знаковых городских достопримечательностей духовного значения.

Храм выполнен из красного кирпича в стиле традиционной храмовой архитектуры Армении. Высокие полукруглые окна и башенки придают ему сходство с замком. По вечерам архитектурный памятник подсвечивают, и башня-колокольня напоминает сказочный цветок. В 2011-м прошла реставрация, и был обнаружен доломитовый алтарь, датированный XIX в. Вероятно, он остался от первой церкви, построенной в этом месте. 

Адрес: Армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя, Армянская улица, Владикавказ, Россия.

Две Осетии: Северная

Северная Осетия сегодня является субъектом Российской Федерации со статусом республики. Она входит в Северо-Кавказский федеральный округ. Столица субъекта федерации расположена в городе Владикавказ. В постсоветскую эпоху республика обзавелась собственной государственной атрибутикой. В 1994 году Парламент Северной Осетии принял герб, флаг и гимн республики в составе Российской Федерации. В современной Осетии возрождается память о народе аланов. Название «Алания» включено в состав официального наименования республики.

В 1921 году на Кавказе большевики организовали Горскую республику, частью которой стала территория Осетии. История современной республики осетин началась в 1924 году с образования автономной области в составе Горской республики. В 1936 году область была реорганизована в республику.

После распада СССР Северная Осетия осталась в составе России. Напряжение постсоветской эпохи и возобновление прежних конфликтов привели к войне между Северной Осетией и Ингушетией. Боевые столкновения привели к гибели более, чем 600 человек и бегству из Осетии ингушского населения.

Сегодня в Северной Осетии живет около 700 тысяч человек. Из них более 60% относятся к народу осетин. На втором месте – русские, на третьем – ингуши, которых в республике осталось около 26 тысяч. Остальная часть населения региона – другие народы Кавказа и Закавказья (чеченцы, армяне, грузины, азербайджанцы).

В Северной Осетии можно насчитать двадцать два города с населением свыше пяти тысяч жителей. Самый многолюдный из них – Владикавказ. Когда-то он был основан как форпост Российской империи в регионе. Позже он был центром Горской республики и Северо-Осетинской автономной области, преобразованной в республику.

В урочище Моздок, сейчас – второй по величине город республики, основал в XVIII веке осетинский князь Кургока Кончокин, принявший христианство и поселивший там крещеных осетин и кабардинцев. С образованием Кавказской губернии Моздок получил статус уездного города.

В 1847 году осетины-переселенцы основали поселение Беслан, ставшее третьим по величине городом республики. К сожалению, город стал известен больше всего из-за трагических событий 2004 года, когда террористы захватили там школу.

Хотя некоторые люди оказываются в затруднении перед вопросом «Северная Осетия – это Россия или нет?», но этот регион прочно связан с Российской Федерацией. Осетины были частью советского и позже российского государств и вносили свой вклад в их развитие. Северная Осетия остается регионом с собственной уникальной культурой.

В Южной Осетии появится экологический парк

Вчера, 20:28, Новости,

Югоосетинская природозащитная общественная организация «Зеленая Алания» планирует создание экологического парка в Цхинвальском районе республики, сообщила «Рес» руководитель организации Залина Габаева.»Мы подали заявление на имя президента, было дано поручение правительству, нам выделили участок в Цхинвальском районе. В настоящее время оформляем документы. Первоначально планировалось разбить ботанический сад, изучали опыт абхазских коллег во время недавней поездки. Но участок уникален по флоре сам по себе, поэтому трогать там что-то, вырубать не представляется целезообразным. Можно только дополнить», — рассказала Габаева.По словам руководителя «Зеленой Алании», в первую очередь высадят первоцветы, однолетные растения, потом начнется высадка и других культур.»На участке очень интересный ландшафт, с перепадами высот, с разнообразной растительностью, если все продумать и дополнить — получится интересный, красивый парк. Там можно будет проводить различные образовательные программы, в первую очередь. В будущем можно рассматривать парк и как туристический объект», — говорит собеседник агентства.Габаева добавила, что планируется приглашение специалистов, в том числе, составителей

Экономика

В последние годы экономическое развитие Северной Осетии-Алании было успешным; Показатели социально-экономического развития республики с 2005 по 2007 год показали стабильный рост всех секторов экономики и основных социальных показателей. Природно-климатические условия республики способствуют успешному развитию различных секторов экономики, чему способствует обилие природных ресурсов. Валовой региональный продукт на душу населения области в 2006 году составил 61 000 рублей (2596 долларов США) и увеличился на 30% за период 2005–2007 годов. ВРП на душу населения в 2007 году составил 76 455 рублей. С 2005 по 2007 год среднемесячная заработная плата в Северной Осетии-Алании увеличилась вдвое, при этом фактические денежные доходы увеличились на 42,5 процента. По приросту среднемесячной заработной платы республика занимает первое место на Северном Кавказе.

В число экономических приоритетов правительства области входят промышленный рост, развитие малых предприятий, санаториев и курортов, а также укрепление бюджетной и налоговой дисциплины.

К крупнейшим предприятиям региона относятся Электроцинк , Севкавказэнерго , Победит (производитель вольфрама и молибдена).

Природные ресурсы, сельское хозяйство и промышленность

Наиболее распространены цинк- и свинцовые комплексные руды. Есть месторождения известняка , доломитов , мрамора и пробного камня . Также имеется большое количество строительных материалов, таких как глина , песок и гравий . Запасы местного нефтяного месторождения оцениваются в 10 миллионов тонн.

Сельскохозяйственный сектор разнообразен и специализируется на выращивании пшеницы, кукурузы и подсолнечника; садоводство; виноградарство; животноводство и овцеводство.

Промышленность Северной Осетии в основном сосредоточена во Владикавказе . Крупные компании , расположенные здесь , включают Электроцинк , Gazoapparat , завод по производству приборостроения, Elektrokontraktor , завод по производству автомобильного электрооборудования, строительный комплекса крупнопанельного и компаний в пищевой промышленности. Промышленный центр Садонского вырос вокруг горнодобывающих и лесной промышленности.

Туризм

Канатная дорога в Цейском ущелье.

Куртатская долина

Художественный музей М. Туганова во Владикавказе

Несмотря на близость к Чечне, Северная Осетия прилагает усилия для развития туристической индустрии. По словам главы областного правительства, в горной части республики успешно реализованы проекты в рамках программы развития санаторно-курортного и туристического комплекса. В республике около 3000 исторических памятников, более половины ее площади занимают национальный парк «Алания» , Северо-Осетинский национальный заповедник и заказники. В республике более 250 лечебных, минеральных и пресноводных источников с расчетными суточными запасами 15 000 кубических метров. Помимо того, что эти минеральные воды служат основой для оздоровительных курортов, их также можно разливать в бутылки и продавать. Минеральные воды Северной Осетии известны своими уникальными качествами, а также особым минеральным составом.

Инфраструктура

По инфраструктуре Северная Осетия-Алания занимает второе место в Южном федеральном округе и 10-е место в стране. В республике одни из самых разветвленных телекоммуникационных сетей на Северном Кавказе и в России . Занимает первое место по разводке сетей связи в Южном федеральном округе.

Республика занимает четвертое место в России по площади дорог с твердым покрытием, а ее расширяющийся транспортно-логистический комплекс обеспечивает сети связи между Россией и Южным Кавказом, а также Центральной Азией. В состав комплекса входят две федеральные трассы ( Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ с Закавказьем ), проходящие через Большой Кавказский хребет , два таможенных пункта пропуска автомобилей, развитую железнодорожную сеть, международный аэропорт Владикавказа и хорошо оборудованные транспортные терминалы.

Предприниматель рассказал, как в Цхинвале внедряют раздельный сбор мусора

Вчера, 21:32, Видео / Новости,

Фирма по утилизации вторсырья «Чистый мир» начала свою работу в республике полгода назад — за это время им удалось вывезти около 100 тонн отходов По инициативе компании по переработке мусора «Чистый мир» на улицах Цхинвала за последние полгода появились урны для раздельного сбора мусора – картона, пластика и алюминия, сообщил Sputnik представитель организации Константин Плиев. За это время им удалось вывезти из столицы пять грузовиков вторсырья – около 100 тонн.»Наше предприятие – социальное и коммерческое. На территории Цхинвала мы установили 15 контейнеров для раздельного сбора мусора. Периодически некоторые из них портят вандалы, однако дело идет», — сказал предприниматель.По словам Плиева, внедрение раздельного сбора мусора в Цхинвале оказалось куда сложнее, чем он предполагал.»Все оказалось сложнее, чем мы думали – однако все можно наладить. За год можно поставить работу на рельсы так, что можно будет вывозить 80 процентов мусора», — добавил он.Фирма по утилизации вторсырья «Чистый мир» провела несколько совместных акций с местной экологической организацией «Зеленая Алания». Их участниками становятся как взрослые, так и школьники. Они не только помогают очистить город и природу от скоплений мусора, но и прививают подрастающему поколению заботливое отношение к окружающей среде.