«обманули с паровозом

«Русич»

Фото: metroblog.com

«Русич» – такое гордое имя получил следующий тип вагонов метрополитена. Планировался для использования на линиях лёгкого метро и получил уникальную конструкцию, где каждые 2 вагона были сочленены. Является потомком «Яузы». Состав получил прислонно-сдвижные двери, наклонную головную маску, впервые наддверные электронные маршрутные табло. Произведено множество модификаций, самая первая из которых имела сокращённое количество дверей и увеличенное количество сидений, что оказалось неудачным вариантом.Следующие модификации избавились от этой проблемы, однако, количество мест сильно сократилось – с 54 в головном и 60 в промежуточных до 46 и 42 соответственно. Выпускался с 2003 по 2013 год, составляет 33% от всего состава столичного метрополитена.

«Б»

Фото: А. Чепрунов/Pastvu

За «А» логично последовали «Б». По сути они почти не отличались от предшественника, за исключением некоторых технических аспектов. Пассажиров могло порадовать увеличенное количество воздухозаборников, обеспечивающих вентиляцию салона. Появился сигнал, предшествующий закрытию дверей и аварийное освещение. В 1956 году возникла необходимость доработки вагоном и возникла модифицированная версия «Бм» с новой электросистемой торможения. Всего было выпущено 162 вагона. Последний раз состав этой модели перевёз пассажиров в 1975 году. На настоящий момент вагонов этой модификации не сохранилось.

История Москвы

(Схема линий метрополитена, 1986 год)

Выполнение Генерального плана с 1971 года продолжалось вплоть до 1985 года, хотя его действие подразумевалось до 2000 годов. Не все задуманное было выполнено, тем не менее основная задача расширения Москвы с делением на жилые зоны была реализована. В транспортной структуре в 80-е годы особо не было каких-либо кардинальных изменений, тем более что продолжалась «эпоха застоя», но строительство новых линий метро все же продолжалось, хоть и не так стремительно, как в прежние годы.

(Вестибюль станции Шаболовская 1980-е годы)

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на качественное поддержание проведения соревнований, строительство спортивных объектов, гостиничных комплексов. Так в этом году в метрострое была открыта только одна станция 5 ноября 1980 года «Шаболовская» на Калужско-Рижской линии.

(Подземный переход, часто становившийся входом в метро. Станция Тульская в 1980-е годы)

Новая ветка метро, цвет для которой был определен серый, Серпуховско-Тимерязевская линия уже появилась на картах, как строящаяся, но первый южный радиус введенный в эксплуатацию был запущен только в 8 ноября 1983 года от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км. Ветка сразу строилась, как диаметральная, пересекающая кольцевую линию в двух местах и должна была стать самой длинной в Московском метро.

(Уникальная станция метро «Ленинские горы», построенная на метромосту незадолго до закрытия на реконструкцию в 1983 году)

Тогда же 20 октября 1983 года уникальная станция, расположенная на метромосту «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»), из-за постоянного разрушения от слишком поспешного в свое время ввода в эксплуатацию, была закрыта на реконструкцию, которая быстро «заморозилась» из-за нехватки финансирования, и стала самой долгой реконструкцией в метро. Второй раз станция откроется только спустя 19 лет уже при Российской власти в 2002 году.

(Схема линий метрополитена, 1987 год)

В середине 80-х годов 30 декабря 1984 года был открыт 6,4 км участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» с ответвлением до станции «Каховская» (сейчас ответвление является самостоятельной небольшой веткой). Затем к 7 сентября 1985 года линию продлили на 3,4 км от «Орехово» до «Красногвардейской» станции. А в январе 1986 года ввели в эксплуатацию участок от «Серпуховской» до «Боровицкой», в 1987 году проложили до станции «Чеховская» и 31 декабря 1988 года открыли линию до станции «Савеловская», получив две пересадочные на кольце станции.

(Вестибюль метро Коньково в 80-е годы и исчезнувшие скульптуры на месте ТЦ «Коньково» в современное время)

На других линиях строительство ввелось не так оживленно, тем не менее был открыт небольшой 1,7 км участок Калининской линии от «Марксистской » до «Третьяковской». Калужскую линию продлили от станции «Беляево» до станции «Теплый стан» и 31 декабря 1989 года завершило десятилетие открытие станции «Крылатское» подземной части Филевской линии.

Что касалось подвижного состава, то в 80-е годы вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова начал серийный выпуск вагонов типа 81-717/714 (впервые в истории метростроения СССР новые вагоны не получили буквенного обозначения). Новые метросоставы с вагонами данного типа получили промежуточные вагоны без кабины машиниста, что увеличило их вместимость, а также был сильно изменен интерьер внутреннего пространства вагонов, сидения стали жесткими, изменились лампы освещения, кабина машиниста и была снижен расход электроэнергии на 5-6%.

(Современная фотография неизвестного автора с неизвестного места. А ведь именно такие автоматы для размена монет были в советском метро. Все гениально и просто: 20 копеек, 15 копеек и 10 копеек выдавались 5-ти копеечными монетками, которые весело звенели в окошке выдачи)

В 1987 году «Метровагонмаш» начал долгосрочное проектирование метропоезда нового поколения, который в будущем получит название «Яуза».

Номерные

Самая массовая серия вагонов не только в истории столичного метро, но и в мире – 81-717/714. Их часто называют номерными. Их и сегодня можно встретить в 18 метрополитенах по всему земному шару.

Первые номерные вагоны произвели в 1976 году, а в 1978-м их выпустили на линии метро. Усовершенствованная электрическая схема позволила снизить расход энергии на пять-шесть процентов. Изменились экстерьер и интерьер вагонов. Кстати, в салонах номерных вагонов впервые появилось люминесцентное освещение. А за счет того, что в промежуточных вагонах перестали размещать кабину машиниста, увеличилась их вместимость. В общей сложности провозная способность поезда выросла на 10 процентов.

Фото: mos.ru

Номерные вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом.

Сегодня в эксплуатируемом парке Московского метрополитена насчитывается более 2,3 тысячи таких вагонов. Они работали на всех линиях за исключением Арбатско-Покровской и Некрасовской. Сегодня они перевозят пассажиров Сокольнической, Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий.

Московскому метрополитену 80 лет Материал редакции

15 мая Московский метрополитен отмечает 80 лет со дня своего запуска. Открытие первой очереди было произведено в этот день в 1935 году, поезда курсировали на участках от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской», длина дистанции составляла немногим более 11 километров. К 2020 году общая протяжённость линий выросла до 327,5 километров.

Согласно информации на сайте Мосметро, метрополитен столицы стабильно занимает первое место в мире по интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок. Ежедневно услугами московского метро пользуются в среднем 7 миллионов человек, в будни этот показатель превышает 9 миллионов.

С юбилеем Мосметро поздравили «Яндекс» и российский Google, соответствующим образом оформившие поисковую строку.

На сайте правительства России была опубликована поздравительная телеграмма за подписью премьер-министра.

Множество праздничных активностей подготовила и администрация Московского метрополитена. В течение всего мая известные актёры, музыканты и другие российские знаменитости будут поздравлять пассажиров с юбилеем метро. Среди них, например, Александр Розенбаум, Дмитрий Дюжев, Ирина Муравьева, Никита Михалков и Вера Алентова.

Накануне юбилея состоялся торжественный запуск именного поезда, посвящённого 80-летию Московского метрополитена, а 15 и 16 мая на Кольцевой линии проходит Парад поездов с участием составов разных моделей и лет.

С 1 мая в вестибюле каждой станции Кольцевой линии пассажирам предложили примерить на себя роль машиниста и других работников метро, сфотографировавшись со специальным стендом-тантамареской.

Около тысячи человек приняли участие в конкурсе «Краски метро», в рамках которого на специальном сайте можно было придумать собственный дизайн состава. По макету победителя, собравшего больше всего голосов к моменту закрытия соревнования, будет оформлен реальный состав метрополитена.

Ещё один конкурс, построенный по принципу городского квеста, продолжится до конца мая. Для участия в нём достаточно скачать специальное бесплатное приложение для iPhone или Android и спуститься в метро. Гран-при конкурса — транспортная карта «Тройка» без лимита поездок на 365 дней.

По словам представителей организаторов конкурса, «Метроквест» пользуется популярностью: за две недели с момента старта конкурса приложения установили более 17 тысяч человек.

«Русич»

Серийное производство «Русичей» (тип 81-740/81-741) велось с 2003 по 2013 год. В столичной подземке насчитывается 724 таких вагона: они курсируют на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях.

Стояла задача сделать подвижной состав для работы на наземных линиях. Разработка и постройка первого опытного состава из двух вагонов заняли рекордные для того времени полтора года. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», но сочлененную конструкцию кузова применили впервые. Такая конструкция позволяет проходить повороты без снижения скорости.

Фото: mos.ru

Дизайн салона кардинально переработали. В окнах установили двойные ударопрочные стеклопакеты с тонированными стеклами. Сделали антивандальные диваны с мягкими вставками, многослойный пол, а двустворчатые двери впервые стали прислонно-сдвижными, что позволило обеспечить их герметичное прилегание к корпусу вагона.

Эти меры позволили значительно снизить уровень шума в салоне при движении.

Еще одно новшество – в пассажирском салоне установили систему отопления, а затем и кондиционеры. Позже были разработаны аналогичные вагоны и для подземных линий с увеличенным количеством дверей.

Три очереди строительства


Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС

В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.


Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости

Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.

В электродепо «Измайлово» на ночной экскурсии можно прокатиться на составе из старых вагонов типа А. Вагоны были восстановлены и поставлены на ход в 2020 году, к 80-летнему юбилею Московского метрополитена.


Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС

Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.


Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин

Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «АвтоКурской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «ЭлектроПлощадь Свердлова» и «Охотный Ряд».

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• «Сокольники» • «Красносельская» • «Комсомольская» • «Красные Ворота» • «Кировская» («Чистые пруды») • «Дзержинская» («Лубянка») • «Охотный Ряд» • «Библиотека имени Ленина» • «Дворец Советов» («Кропоткинская») • «Парк культуры» • «Улица Коминтерна» («Александровский сад») • «Арбатская» • «Смоленская»


Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости

Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2020 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

В честь 80-летнего юбилея московское метро предлагает пассажирам прокатиться на ретро-поезде

Столичная «подземка» сегодня отмечает юбилей — 80 лет. И утро в метро началась с парада поездов. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет. Сегодня и завтра поезда ещё продолжат курсировать.

На самой длинной линии, Арбатско-Покровской, заработал самый настоящий музей. На станции «Партизанская» проходит выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут увидеть, как за долгие годы менялась подземка, которую называют еще и одной из самых красивых в мире.

Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза «первый вагон из Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

«Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе — вагоны метрополитена… Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все», — рассказывает директор «Народного музея Московского метрополитена» Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику «Новокузнецкой» в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.

«Как-то он смог организовать упаковку в ящики этих мозаик, сумел привезти их на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву. Но он умер, так и не узнав, что посылка дошла», — рассказывает внук художника Владимир Фролов.

40-е, 50-е, 60-е… С каждым годом московское метро расширялось, и каждая станция становилась отражением своего времени. Сегодня это не просто транспорт, здесь еще регулярно проходят выставки и концерты. Бесплатный wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны.

История метро длиною в поезд: восемь вагонов по десять лет. В честь праздника пустили уникальный именной состав. Главный сюрприз – внутри: это первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный — перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит — быстрее. Еще он «умный»: двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.

«Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый», — говорит один из пассажиров.

Впрочем, создатели новинки уже делятся планами на составы следующего поколения — они смогут ездить без машиниста. Потомственный железнодорожник Сергей Гончаров пока слабо верит такой перспективе, ведь главное в его работе — не только возить пассажиров, но и находить выход из нештатных ситуаций. Все сценарии компьютеру не пропишешь.

«Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда», — говорит он.

И хотя московское метро не является самым протяженным в мире, по объему перевозок мы первые — это девять миллионов человек каждый день, целая Венгрия или Швеция. До конца года откроется восемь новых станций, еще 70 — в генплане. Из одной короткой линии метрополитен превратился в крупнейшую сеть, которая планирует следующий юбилей отпраздновать второй кольцевой линией. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.

Каков дальнейший тренд развития поездов метро?

Фото: artlebedev.ru

Фото: artlebedev.ru

Фото: artlebedev.ru

Фото: artlebedev.ru

Недавно Студия Артемия Лебедева представила видение метропоезда будущего. Основная идея не нова – больше экранов, интерактивных и разных! На выбор путнику и терминалы для оплаты всяческих услуг, и путевая информация во всю стену. Присесть предлагается на откидывающиеся шестиместные диваны.

Однако, многое выдаёт в этом поезде лишь концепт. Полностью стеклянные стены в реальной жизни невозможны, ибо вагона должна быть силовая конструкция. Складной диван вызывает вопросы как по надёжности механизма, так и по этикету использования – куда сесть маломобильному пассажиру в переполненном поезде? Вагоны «Москва 2019» тоже имеют такую возможность, но там всё предусмотрено – откидывается только часть сидений. Идея терминала в век мобильного банкинга на смартфоне тоже никакой критики не выдерживает.

Это не первые подобный проект дизайнерское студии – в 2006 году Лебедев представил концепт реставрации головных вагонов номерных поездов и реализации в них зоны бизнес-класса с диванами и барными стульями. Что примечательно, в этом концепте также предполагается полностью стеклянная стена.

Фото: artlebedev.ru

Фото: artlebedev.ru

Фото: artlebedev.ru

Примерять концепты к реальности дело неблагодарное. Глобально он выражает главную тенденцию всего мира – общественный транспорт становится всё более универсальным и инклюзивным.

От идеи до выбора состава

Первым тематическим поездом в подземке стал состав «Женский поезд имени 8 Марта». Он курсировал по Сокольнической линии примерно до 1975 года. Затем вагоны типа А, которыми был укомплектован состав, в рамках плановой модернизации заменили на новые. Из действующих именных составов старейшим является «Народный ополченец», посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Он начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году, но мало чем отличался от обычных поездов. В 2006-м снаружи на вагоны нанесли надписи «Народный ополченец» и «1941–1945», а внутри появились материалы о войне.

Сегодня идеи оформления тематических поездов исходят как от самого Московского метрополитена, так и от других городских структур, а также от музеев или театров. Затем инициатор прорабатывает и презентует концепцию оформления состава.

Разработкой дизайна тематического поезда занимается целая команда. В ее состав входят профильные специалисты. Так, в создании макетов для поездов «Спасибо, донор!» и «Здоровая Москва» принимали участие врачи и ведущие специалисты столичного Департамента здравоохранения, а в подготовке поезда «Привет, Москва!» – историки, москвоведы и искусствоведы. Кроме того, над проектом работают дизайнеры и райтеры, которые придумывают сам макет и готовят текст для размещения на стенах вагонов.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

«Метрополитен со своей стороны всегда проверяет содержательную часть проекта, достоверность информации и грамотность написанного текста. Также метро просит от инициатора запуска подтверждение, что макет смотрели филологи. Например, сотрудники Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина», – отметили в пресс-службе московского метро.

При создании проекта сначала определяют линию, по которой будет ходить тематический поезд. От этого зависит, состав какой серии будут оформлять.

«Разработанный дизайн-макет необходимо адаптировать под размеры конкретного поезда, для этого делается несколько выездов на место – в депо

Для итогового изображения важно учесть все, вплоть до миллиметра. А при печати важно, чтобы цвет был передан так же, как на макете», – добавили в пресс-службе

Так, поезд «Великий русский артист Олег Табаков» не случайно запустили на Калужско-Рижской линии – на станции «Рижская» было общежитие Школы-студии МХАТ, где жил актер, на «Тургеневской» находится старое здание Московского театра Олега Табакова, а на станции «Сухаревская» – новая сцена театра.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Для этого проекта выбрали состав типа 81-717/714, который называют номерным, так как он не имеет буквенного обозначения (как «Русич», «Ока» или «Москва»). В оформлении использовали изображения витражей, которыми  украшена  новая сцена Театра Олега Табакова на Малой Сухаревской площади, а также фотографии актера. Пассажиры могут узнать о семье Олега Табакова, о «Табакерке», появившейся в подвале на улице Чаплыгина, и спектакле «Матросская тишина». Также в вагонах представлены редкие архивные снимки и кадры из кинофильмов с участием актера.

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.