Содержание
- География
- «Закан» – домик на дереве в Карачаево-Черкесии
- «ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ»: ГИБЕЛЬ ЛЕГЕНДЫ
- Подъемники
- Приют одиннадцати: от времянки для монументального строения
- Протяженность и сложность трасс
- Подъём на Эльбрус на канатной дороге.
- Как добраться до Эльбруса?
- Китайская деревня в Адыгее
- Несчастные случаи
- Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау»
- Гора Эльбрус: описание, фото, видео
- Трагедия приюта 11
- Приюты и гостиницы
- Первые шаги к вершинам
- MoonHouse – шале над обрывом на Чегете
- Обзор помещений приюта.
- Примерная программа трехдневного тура.
- ПЕРВОПРОХОДЦЫ
География
Ситуация
Вид со спутника Западного Кавказа . Заснеженные гребни, обозначающие водораздел, видны белой каймой; Эльбрус — белое пятно к северу от него.
Эльбрус расположен на северо-западе Кавказа , в 100 км от Черного моря и в 370 км от Каспийского моря , откуда его можно увидеть в исключительно ясную погоду. Он возвышается на 5642 метра над уровнем моря и является самой высокой точкой Кавказских гор. Расположенный в одиннадцати километрах к северу от , на границе с Грузией , он разделен между соответствующими территориями российских республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия . Это самая высокая вершина как в России, так и в Европе, далеко впереди Монблана в Альпах , который возвышается на 4809 метров над уровнем моря.
Эльбрус находится в 65 км к юго-западу от города Кисловодска и в 80 км к западу-юго-западу от Нальчика . По дороге сюда можно добраться с европейской трассы E50 , известной россиянам как трасса M29 или трасса R217 . Национальный парк Эльбрус , к которому ведет трасса A158 из Баксана , расположен на его юго-восточном фланге. требуются к югу от Баксана из-за пограничного контроля.
Топография
Эльбрус — почти симметричный спящий вулкан в вертикальной плоскости с двумя главными вершинами по обе стороны перевала, расположенным на высоте 5416 метров над уровнем моря: западная вершина — самая высокая точка на высоте 5642 метра над уровнем моря. в то время как восточная вершина поднимается на 5621 метр. Кратер диаметром от 300 до 400 метров, расположенный на вершине восточной вершины, постепенно заполнялся снегом и льдом. Снежные поля вулкана, занимающие площадь 138 км 2 , питают двадцать два (или двадцать три в зависимости от источников) основных ледников и семьдесят семь второстепенных ледников, которые дают начало рекам Баксан : Кубань и Малка . Некоторые из этих ледников, изучаемые учеными с 1930-х годов, могут достигать 400 метров в толщину, но все они отступают, потеряв от 80 до 500 метров в длину. Два основных из них называются Большой Азау («великий Азау»). 23 км 2, протяженностью 9,28 км, Ирик, площадью 10,2 км 2 и протяженностью 9,31 км. Эта ледниковая деятельность образовала множество небольших, но глубоких озер.
Топографическая карта и трехмерная анимация, изображающая Эльбрус.
Геология
Кавказ образован в результате столкновения Аравийской плиты с Евразийской плитой на севере, которое вызывает многочисленные землетрясения в регионе. Зона разлома сложна, и в основном горизонтальное смещение на уровне Анатолии и Ирана предотвращает создание явления субдукции и объясняет редкость вулканов в горном хребте. Поэтому Эльбрус является одним из редких исключений, состоящих как из метаморфических пород (таких как сланцы или гнейсы ), так и из магматических пород (таких как гранит , риолит или туф ).
Здесь Эльбрус начал формироваться 10 миллионов лет назад. Выбросы вулкана занимают площадь 260 км2. Были обнаружены фрагменты риолита и риодацита, а также образования туфа и игнимбрита , которые позволили с помощью уран-свинцового датирования определить место формирования главной кальдеры около -700000 лет, что, вероятно, соответствует концу «большого цикла извержения». Геохронологический знакомства показал последующие синхронные эруптивные циклы в различном focimagmatic отложений в Большом Кавказе , демонстрируя общее геологическое происхождение этой вулканической активности. Бывает, что скромные фумаролы все же иногда вырываются с восточного фланга Эльбруса, на уровне древнего лавового потока протяженностью 24 километра, ориентированного от кратера на северо-северо-восток, а на склонах горы берут начало горячие источники .
Климат
Поскольку Эльбрус расположен в Северном полушарии , наименее суровый летний период приходится на период с июня до середины сентября, при этом в среднем 50% солнечных дней благоприятны для восхождения на вершину. Однако ветры, в которых преобладают западные воздушные массы, могут стать сильными, а температура очень быстро понизится. На высоте более 4000 метров над уровнем моря даже летом могут возникать арктические метели с практически нулевой видимостью. Нередко скорость ветра превышает 100 км / ч. Зимой температура может опускаться ниже -50 ° наверху, но в долинах жаркие и сухие нисходящие потоки могут стать причиной сильных снегопадов. На малых высотах количество осадков в среднем составляет 500 мм, а в отдельные годы может достигать 1000 мм, а на высоте более 2000 метров может превышать 1500 мм.
«Закан» – домик на дереве в Карачаево-Черкесии
Этот невероятный отель на Кавказе построили на четырехметровой высоте на ветвистом стволе ясеня в урочище Закан. Кажется, будто дом рос вместе с деревом. Место очень красивое: по одну сторону находится берег горной реки, а по другую — просторная поляна.
Домик на дереве в кемпинге «Закан» / фото с официального сайта
Домик рассчитан на двоих. Из удобств есть водопровод и электричество, внутри стоит двуспальная кровать, табуретки, умывальник.
Обедать и ужинать можно прямо на улице, под кроной ясеня. Готовить приятно на кухне с панорамным остеклением, которую построили рядом. Там же могут разместиться еще двое гостей (стоит диван).
В кемпинге еще есть альпийские и финские домики. По выходным команда «Закана» устраивает для гостей поход на поляну, откуда видны Эльбрус, пик Ставрополь и вершины Кавказского хребта.
Внутри дома на дереве / фото с официального сайта кемпинга «Закан»
- Место: Карачаево-Черкесия, Урупский район, урочище Закан. Добраться можно только на внедорожнике. Доезжаете до поселка Псемен, где заканчивается асфальт, и далее около 50 км по горной грунтовой дороге вдоль рек Большая Лаба и Закан.
- Цена: домик на дереве стоит 21 000 руб. на двоих за трехдневный тур в будни. Трансфер туда-обратно из Псемена обойдется в 4000 руб., из Ставрополя в 17000 руб.
- Забронировать на сайте кемпинга
«ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ»: ГИБЕЛЬ ЛЕГЕНДЫ
Конец 20-го века принес плохие новости для горного ночлега «Приют 11» – пожар уничтожил здание почти дотла
Считается, что он начался вследствие неосторожности гостей и персонала, но интересен также и физический аспект события. На такой высоте горение должно происходить вяло из-за разреженности атмосферы – при этом дом пылал, словно факел
Пожар вошел в историю, как самый высокогорный на планете.
Катастрофа произошла от возгорания кухонного примуса и распространилась по деревянному каркасу, полыхнувшему, как спичка. «Приют 11» на Эльбрусе (фото пожара также сохранилось), горел около суток, после чего на месте гостиницы остался лишь каменный фундамент.
Подъемники
Первая линия от станции Азау до Кругозора поднимается на 650 метров, длина трассы между ними более 5 километров. От Кругозора к станции Мир вверх преодолеете 500 метров, а проехать по склону сможете еще 5 километров. Третья очередь проложена от станции Мир до вершины Гара-Баши, она поднимает лыжников почти на 250 метров, добавляя к трассе еще 2 километра.
На Чегет любителей экстремального катания и экскурсантов поднимает канатно-кресельная дорога (одно- и двухкресельные подъемники). Она состоит из трех очередей. Первая проложена от Чегетской поляны до станции «Чегет-2» (2100-2750 метров), вторая — от станции «Чегет-2» до «Чегет-3» (2750-3000 метров). Третья очередь канатки уже буксировочная — бугель «Швабры» (3000 — 3070 метров).
Приют одиннадцати: от времянки для монументального строения
В 1929 году на Эльбрусе, на месте, отмеченном как «Приют 11», была возведена обшитая железом деревянная будка, которой, впрочем, оказалось недостаточно для большого количества желающих подняться на вершину по этому маршруту.
На стены этого некрепкого на вид здания также была перенесена символичная надпись «Приют одиннадцати». Но уже в 1932 году будка была заменена бараком, вмещавшим не более 40 туристов, с плоской крышей, на которой размещали палатки из-за невозможности разместить всех желающих в самом здании. Но строительство полноценного здания базы для альпинистов началось только в 1937-38 годах, когда необходимость в большом и вместительном помещении стала наиболее остро.
Всемирно известный «Приют одиннадцати» был спроектирован известным альпинистом, архитектором и строителем дирижаблей Николаем Поповым. Видимо, именно поэтому здание напоминало этот воздушный транспорт своей формой.
Трудно осознать, с какими сложностями и проблемами столкнулись строители в процессе возведения новой базы. До начала подготовки площадки и собственно возведения максимально комфортабельного в подобных условиях убежища необходимо было доставить к месту строительства взрывчатку, геодезические инструменты и прочее. Груженые караваны ослов потянулись по опасным тропам только после ухода последних туристов. Середина 1937 года оглушила Восточный склон великой горы мощными взрывами подготовительных работ, активность которых позволила достаточно быстро расчистить площадку для будущего строения. Очередная сложность состояла в том, что доставить материалы для возведения здания по тому же пути было практически невозможно, а если и возможно, то это отняло бы не менее пяти лет.
Исследователями было принято решение о возведении надежных мостов между трещинами в леднике на другой стороне склона, где рельеф был более пологим. Быки, лошади, ишаки, сани, повозки и прочие средства – все использовалось для того, чтобы как можно быстрее доставить необходимые материалы. Особенности погоды заставляли работать только ночью и утром, когда дорога была скована морозом.
Уже к концу осени 1938 года на склоне вырисовывался силуэт жилого здания, который был оснащен и котельной, и дизельной. Сами строители не уставали восхищаться чудом инженерной мысли великого Попова, который смог создать нечто столь великое, полезное и рациональное для будущих поколений альпинистов. Монументальный первый этаж был возведен из дикого камня, а второй и третий, формой напоминавшие не то надутый дирижабль, не то кабину автобуса, представляли собой деревянный каркас, наполненный плитами-утеплителями и оббитый оцинкованным железом.
Удобные комнаты на 2-8 человек, рундуки для личных вещей, душевые, кухня, водоснабжение, канализация и отопление – выстроенная база ничем не напоминала первый «Приют 11», а скорее походила на первоклассную гостиницу с уникальным видом из окна.
Протяженность и сложность трасс
Комплекс «Эльбрус-Азау» — это более 15 километров обустроенных горнолыжных трасс, 7 подъемников, три из которых гондольного типа. Недавно здесь расширили трассу «Мир-Кругозор» и обновили первую очередь канатки, реконструировали три трассы. На склонах работают ратраки, при необходимости на нижних участках трасс используют снежные пушки. Третья очередь канатной дороги на Эльбрусе считается самой высокой в Европе — она поднимает на 3847 метров над уровнем моря.
Официально здесь есть 7 трасс, но по факту — это общий склон, где катаются лыжники и сноубордисты всех уровней подготовки. На Эльбрусе широкие и пологие синие трассы с небольшими красными участками.
Трассы второго приэльбрусского комплекса, «Чегета», считаются одними из самых сложных не только в России, но и в Европе. Здесь нет ратраков и ухоженных склонов. Сложные повороты и крутые уклоны до 45 градусов проложены через сосновый лес. Справиться с ними под силу только опытным райдерам.
На склонах Чегета 15 трасс с перепадами высот от 2100 до 3050 метров. Знаменитые Чегетские бугры на второй очереди — отличное место проверить, действительно ли вы владеете горными лыжами. Самая легкая зеленая трасса этого комплекса расположена на самом верху, на высоте 3070 метров. Она оборудована бугелем, а протяженность ее всего около 350 метров.
Будьте уверены, что случайности не застанут вас врасплох. Выбирая активный отдых, оформите страховку. Любая гора вам будет по плечу!
Подъём на Эльбрус на канатной дороге.
Целью нашего путешествия было подняться как можно выше к Эльбрусу. Не на восхождение, конечно, а за один день, куда позволят силы, техника и финансы. Погода была хорошая, и вот что у нас получилось.
Начало канатной дороги на поляне Азау.Посадка на старый подъёмник.
Для начала решали на какой канатной дороге ехать. Здесь их две, старая и новая. Старая канатка похожа на подвесные трамвайчики, ехать нужно стоя. В кабинку за один раз запускают 12 человек. Цена одного подъема и одного спуска 500 рублей, это до станции Мир.
Поляна Азау . Новая канатная дорога .
Новый подъемник – кабинки на 8 человек. Цена аналогичного абонемента – 950 рублей.
От мира до Гарабаши одноместный кресельный подъемник. Есть новая линия канатки, но она не работает. Возможно запустят к горнолыжному сезону.
Для тех, кто не был на Эльбрусе. Канатная дорога состоит их трех этапов. Первый до станции Кругозор – 3000 метров, вторая до станции Мир 3500 метров, третья до Гарабаши 3780 метров. Дальше снегоходы, ратраки или пешком.
Наш выбор предопределила очередь на старой дороге. Из разговоров стало понятно, что люди ждут больше часа, и мы пошли на новую. Через 5 минут нам выдали карточки –пропуски и мы поехали! Вид из окна открывается невероятно красивый, но фотографировать невозможно, так как кабинка закрывается полностью.
Вот такие виды на ущелье открываеются при подъёме. Внизу видны следы лыжных трасс.
Минут через 10 мы поднялись до Кругозора. И сразу пересели на вторую очередь до станции Мир.
Станция мир. Мы почти на одной высоте с пиками гор.
На станции Мир есть несколько кафе, можно выпить чаю или глинтвейна у камина. Музей памяти Великой отечественной войны. Здесь хранятся военные трофеи, найденные на раскопках в горах. Во времена войны в этих местах велись активные боевые действия.
На станции Мир есть несколько кафе. Мижно выпить стаканчик глинтвейна и полюбоваться природой.
А мы пошли дальше, на кресельную канатную дорогу. Тут пришлось постоять в очереди около часа. Цена билета 200 рублей. Очередь была из-за групп которые поднимались для дальнейшего восхождения. Так же на этом подъёмнике транспортируют продукты и воду для «высокогорных жителей». Мы были свидетелями подъёма около 20 ящиков воды. Большие рюкзаки перевозятся отдельно, без пассажиров. Вот такие мелочи и занимают много времени.
Подъёмник на Гарабаши одноместный кресельный.
И вот мы в пути к самой высокой станции Гарабаши. Особо нетерпеливые, которые не хотели ждать, покоряли этот отрезок пути пешком.
Сфотографировался на фоне ледника, позади Кавказский хребет.
На Гарабаши мы оказались выше гор! Перед нами панорама на Кавказский хребет.
Как добраться до Эльбруса?
Добраться до села Эльбрус можно на самолете. Для этого необходимо приобрести билет до международного аэропорта, который находится в городе Нальчик. Расстояние от аэродрома до населенного пункта составляет 110 км. Приблизительное время в пути на автомобиле — 1 ч 46 мин. Из аэропорта до села Эльбрус можно добраться на такси или общественном транспорте. Также для пассажиров доступна дополнительная услуга индивидуального трансфера.
Чтобы доехать до Эльбруса на поезде, необходимо приобрести билет до ближайшей ЖД-станции, которая находится в городе Минеральные Воды. Расстояние от железнодорожного вокзала до села составляет 170 км. Вокзал работает каждый день в круглосуточном режиме. Находится по адресу Привокзальная площадь, д. 1.
В селе Эльбрус нет собственного автовокзала. При этом через населенный пункт проходят рейсовые автобусы и маршрутное такси. Общественный транспорт останавливается в центральной части поселка — возле продуктового магазина и Участковой больницы.
Добраться до Эльбруса можно на личном автомобиле. Сначала нужно доехать до Пятигорска, затем идет трасса до населенного пункта Баксан Дыгулыбгей. По достижению поселка следует свернуть на автомобильную дорогу А158, которая ведет до села Эльбрус. Проложить маршрут, рассчитать время и топливо можно на РуДороги.ру.
Китайская деревня в Адыгее
Оригинальный отель на Кавказе с домиками в китайском стиле. Парк-отель находится у горы Монах в Майкопском районе Адыгеи. Рядом бурлит река Белая.
Китайская деревня в Майкопском районе / фото Booking.com
На территории парк-отеля стоит семь коттеджей, выполненных в восточном стиле. Китайские домики расположены так, что отдыхающие друг другу не мешают. На заднем дворе можно жарить шашлык.
Минусы: вайфай ловит слабо, нет кафе или ресторана, а душевые кабинки в домиках прикрыты шторками.
Сюда разрешают приезжать с домашними животными.
В номерах все из дерева / фото Booking.com
- Место: пос. Хамышки Майкопского района, ул. Мира, д. 18. Дорога от Майкопа на автомобиле занимает не более часа (в сторону Гузерипля).
- Цена: от 5000 руб. за двухместный номер.
- Забронировать на Booking
Несчастные случаи
Даже на самом легком маршруте 1А каждый год гибнут люди. В основном это «дикие» туристы, отправившиеся в горы без проводника и необходимого снаряжения. Официальной статистики смертей на Эльбрусе не ведется, но, по разным оценкам, жатва скорби составляет от 15 до 20 человек ежегодно. Последний случай массовой гибели произошел 9 мая 2006 года, когда на седловине замерзли 11 туристов (выжил только один).
Основной причиной несчастных случаев является значительная высота Эльбруса. У людей с горной болезнью начинается обезвоживание, головокружение, нарушение координации движений, и, как следствие, травмы, падение в ледниковые щели и т. д. Даже летом погода на вершинах Эльбруса может резко поменяться. Множество людей гибнет в результате гипотермии, а также из-за того, что утрачивает ориентацию в густом тумане.
Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау»
Отдел продаж работает: пн—пт: с 09:00 до 18:00 сб: с 11:00 до 15:00 вс: выходной
Характеристика ГК «Эльбрус-Азау»: описание, сезон
Универсальные склоны «Эльбрус-Азау» подходят как профессионалам, так и новичкам-любителям, так как являются привлекательными по своей ширине и опережают по комфортности склоны Чегета.
Ежегодно на курорте проходит «открытие сезона», примерно в середине/конце ноября: время когда уже выпало достаточно снега и трассы подготовлены к катаниям. Но все зависит от наличия снега; катание может быть разрешено и возможно как раньше, так и позже.
Катание на горнолыжном склоне горы Эльбрус — это отличная возможность научиться новым видам зимнего спорта и покорить вершины Эльбруса, совершенствуя свои навыки.
План-схема подъемников и трасс ГК «Эльбрус-Азау»
Характеристика трасс ГК «Эльбрус-Азау»
В целом, ГК «Эльбрус-Азау» располагает 7-ю трассами. Единая длина спусков на склонах составляет примерно 11 километров. Совокупность трасс (по длине) от ст. Гара-Баши до Азау составляет 6 километров, от ст. «Приют-11» — около 10 километров, все зависит от того какой вариант маршрута Вы выберите.
Спуски «Эльбрус-Азау» разбиты на трассы разной сложности:
- «Зеленая трасса» для новичков, считается самым легким участком. Оборудована бугельным подъемником.
- «Синяя трасса» является более сложной по сравнению с «зеленой», но и более легкой по сравнению с «красной».
- «Красная трасса» — это сложный участок, подходит для людей со специальной подготовкой катания.
- «Черная трасса» — самая сложная для прохождения и требует не только особой подготовки, но и специальной экипировки.
Как и на любом горнолыжном курорте, на склонах 1-ой и 2-ой очереди оборудованы места отдыха — кафе, столовые, чебуречные для перекуса, чайные. Есть пункты проката оборудования, мед пункты, туалеты.
Так же на Эльбрусе располагаются небольшие-отели, альпинисты их называют приютами. В основном здесь останавливаются группы, которым предстоит восхождение на Эльбрус. «Приюты» оснащены спальнями, есть столовая, оборудованы водой, газом, светом.
Характеристика канатных дорог ГК «Эльбрус-Азау»
Первая зона
Поляна «Азау» (2 тыс. 350 м) / «Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м); канатных дорог на этом участке — 2:
- маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-1»
- гондольная дорога (ГКД) — «POMA-1»
Описание. Трасса смешанная — «красная» с переходом в «синюю». Для «красной» трассы характерна крутизна спусков и небольшая ширина, для «синей» — пологость и размашистость.
- Пропускная способность МКД «Эльбрус1» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
- Пропускная способность ГКД «POMA-1» = 2 400 чел/час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Вторая зона
«Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м) / «Мир» (3 тыс. 500 м); канатных дорог на этом участке — 2:
- маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-2»
- гондольная дорога (ГКД) — «POMA-2»
Описание. Трасса смешанная — «черная» с переходом в «синюю». Для «черной» трассы характерна высокая крутизна спусков и повороты, для «синей» — пологость и размашистость, что намного облегчает катание к концу трассы.
- Пропускная способность МКД «Эльбрус2» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
- Пропускная способность ГКД «POMA-2» = 2 400 чел/ час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Третья зона
«Мир» (3 тыс. 500 м) / «Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м); канатных дорог на этом участке — 1:
ОКД — 1-но кресельная канатная дорога — функционирует не регулярно (альтернативный подъем на ратраке)
Описание. Трасса «синяя» с перепадами более пологая и размашистая до приюта «Бочки», но одновременно и крутая. После приюта маршрут трассы более узкий и гораздо круче предыдущего участка.
Пропускная способность 1-но кресельной дороги = 130 чел/час (подъем занимает 12 мин).
Четвертая зона
«Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м) /«Приют-11» (4 тыс. 100 м); канатных дорог на этом участке — нет, подняться до отметки 4 100м возможно на ратраках или пешим ходом.
Описание. Трасса смешанная «красная» местами «черная» экстремальная.
Гора Эльбрус: описание, фото, видео
Эльбрус это затухший две тысячи лет назад вулкан с двумя вершинами. Западная вершина имеет высоту — 5641, высота северной – 5621 (разница двадцать метров). Что бы Вы представляли высоту более наглядно, сообщаем, что Эльбрус на 4400 метров выше вулкана Везувий и на 2300 м. выше вулкана Этна. Первое восхождение на вершину произошло 22 июля 1829 года, руководил им Георг Эммануэль. Несмотря на то, что с момента открытия учёными этого, он считается затухшим, в последнее время были замечены извержения газов, что может говорить о том, что вулкан только дремлет.
Гора Эльбрус
Но ученые тектологи уверены, что извержение теоретически может произойти лишь через пару тысяч лет, а на явные процессы извержения газов это только начало длительного процесса пробуждения вулкана. Да и текущие перспективы извержения не мешают туристам из всего мира посещать одну из самых больших и красивых гор Европы.
Воздух на Эльбрусе высокой чистоты и кристально прозрачный, благодаря чему оттуда открывается вид на два моря, которые находятся поблизости: Чёрное море и Каспийское. Опытные альпинисты всегда предупреждают: Эльбрус двуликая гора с переменчивым характером. На высоте в 3756 метров, (куда ведет канатная дорога), погода может быть теплой и маловетреной, но через пару часов восхождения она резко меняется и подъём может сильно затрудниться. Поэтому нужно всегда быть готовым к проявлениям этой чудо горы, ведь подъём того стоит.
Также стоит отдельно отметить территорию приэльбрусья. Во время Великой Отечественной войны, здесь проходили жёсткие бои, в которых участвовала дивизия специального назначения «Эдельвейс». В этой дивизии были собраны самые выносливые солдаты вермахта, которые проходили ранее службу и обучались в горных районах. Интересно, что сам Гитлер считал операцию по захвату Эльбруса и вознесению флага на его вершине пустой тратой сил и ресурсов.
Панорама горы Эльбрус
Первые попытки советской армии в августе 1942 освободить Эльбрус были тщетными. Бойцы не имели ни специального оборудования, ни альпийских навыков и были обречены. Попыток штурмовать Эльбрус и освободить Приют Одиннадцати, Ледовую базу и 105 пикет было несколько, но лишь под конец 42-го общими усилиями НКВД, авиации и спец. группы солдат с альпинистскими навыками и надлежащим оборудованием удалось выбить «Эдельвейс» с Эльбруса и вознести советский флаг на его вершине. Про эти бои на приэльбрусье свидетельствуют памятники нашим погибшим героям.
На сегодняшний день приэльбрусье один из самых развитых туристических регионов на Кавказе, за количеством туристов эта территория входит в десятку самых популярных и посещаемых в мире.
Трагедия приюта 11
Просуществовал «Приют 11» не столь долго, как планировали его создатели. Оставшись невредимым во время Великой Отечественной войны, простояв заброшенным вплоть до 1957 года, он принимал туристов вплоть до трагических событий 16 августа 1998 года. Трагическая случайность (по одной из версий на огонь вместо кастрюли с водой была поставлена емкость с бензином) привела к практически полному разрушению здания из-за огня.
Пожар на Приюте 11.
Watch this video on YouTube
К счастью, человеческих жертв удалось избежать, равно как и серьезных травм. Потерю вещей и снаряжения альпинисты восприняли стоически, а вот гибель самого здания оказалась для многих серьезным ударом.
Нарушения техники безопасности приписывают как венграм, путешествующим без сопровождения, так и чешским туристам с российским гидом. Однако официальные обвинения никому не были предъявлены, поскольку весомых доказательств нет.
Сегодня на Эльбрусе «Приют одиннадцати» ничем не напоминает то великолепное и монументальное здание, которым оно было задумано. Руины и обгоревшие обломки былой славы хоть и защищают туристические палатки от урагана и снега, но не могут подарить им былого тепла и уюта. В настоящее время строительство новой гостиницы, проект которой отдаленно напоминает осовремененный «Приют», продолжается достаточно медленными темпами. Альпинисты России и всего мира не теряют надежды вновь увидеть расцвет этого региона, а новенькая база должна стать финальной точкой, которая ознаменует верность идеалам Лейценгера, Попова и сотен других сподвижников русского и мирового альпинизма.
Приюты и гостиницы
Значительная высота Эльбруса, наличие седловины между пиками и довольно пологие склоны с южной стороны сделали гору объектом туристического паломничества. Но, конечно, необходимо было построить лагеря по пути, чтобы альпинистам было где переночевать или укрыться от непогоды. Первый такой приют был возведен в 1909 году Горным Обществом Кавказа на высоте 3200 метров.
В 1932-м уже на отметке 4200 м было построено деревянное здание на 40 человек, получившее название «Приют Одиннадцати». Через семь лет его переоборудовали в каменную гостиницу. И если принять как факт, что граница с Азией проходит по Главному Кавказскому хребту, «Приют Одиннадцати» является самым высоко расположенным отелем Европы.
Развитию туристической инфраструктуры на Эльбрусе способствовало строительство канатных дорог. Первая из них появилась еще в 1969 году. С тех пор запускались все новые линии. В данное время действует канатка, доставляющая пассажиров на станцию «Гара-Баши», на высоту 3847 метров. Эта подвесная дорога является второй в Европе после швейцарского Церматта.
Недалеко от станции Гара-Баши находится приют «Бочки» — самое популярное у туристов место старта для покорения вершин горы. На седловине также есть спасательная станция «EG 5300», периодически разрушаемая зимними буранами.
Первые шаги к вершинам
С чего же начать свое первое восхождение на гору Эльбрус? Первым делом стоит отыскать гору на карте России, чтобы иметь представление о масштабах и величине объекта. После того, как вы узнали, где находится гора Эльбрус, нужно будет привести в тонус все мышцы, выполняя активные физические упражнения.
Отжимания, приседания, занятия на турнике. Все эти упражнения нужно проделывать за два месяца до предполагаемой даты путешествия. Обязательно заниматься пробежками по несколько километров: повышать выносливость организма. Приседания на одной ноге «пистолетиком», улучшают тонус мышц ног.
Перед поездкой необходимо отдохнуть от физических нагрузок, чтобы организм восстановился, и не было перенапряжения. Поговаривают о том, что Эльбрус несет в себе особенный энергетический заряд.
Сильных духом людей Эльбрус делает сильнее, слабых духом людей он истощает. Так что полезно заняться йогой, дыхательной гимнастикой, привести в порядок не только тело, но и дух. Необходимо чувствовать гармонию силы и духа.
Новичков, как правило, сопровождают инструкторы. Не нужно этого стесняться, и бездумно рисковать своей жизнью, начиная восхождение без опытного сопровождающего. Тем более, неизвестно, как организм новичка отреагирует на высоту. Высота Эльбруса в метрах 5642.
Но придется идти вверх, по замерзшему склону, преодолевая препятствия и терпя лишения на своем пути. Сопровождают восхождение на высоту перепады давления, поэтому на группу из нескольких человек приходится несколько гидов. Как правило, это один гид на троих человек. Если кому-то станет плохо, группа должна будет вернуться в лагерь и сопровождать заболевшего путника.
На второй день после прибытия, опытные проводники сначала ведут путешественников на гору Малый Чегет. Высота этой горы 3360 м. Пеший путь длится 2-3 часа. По результатам этого пути, уже привыкших к обстановке новичков, на следующий день ведут к южному склону на Эльбрус. Южный склон является классическим маршрутом восхождения.
В современном восприятии, с использованием новейшего альпинистского оборудования и с помощью опытных наставников, путь не будет казаться уж очень трудным и опасным. Но это в случае беспрекословного подчинения гидам.
Основные сложности при преодолении снежных вершин, могут возникнуть при прохождении по скрытым снегом трещинам в ледниках, при сильном ветре, при очень низкой температуре. Поэтому, рекомендуется впервые посещать Эльбрус, во второй половине лета, в июле-августе.
MoonHouse – шале над обрывом на Чегете
MoonHouse находится на склоне Чегета на высоте 2750 метров. Если здесь поселиться, то можно вообще не гулять по горам: просто сидеть на перилах террасы и безотрывно смотреть на двуглавый Эльбрус, Баксанское ущелье и ледник «Семерка».
Шале MoonHouse / фото с офиц. страницы в Инстаграм
В уединенном домике два этажа, большая двуспальная кровать, есть дровяная печь для уюта и классных фото. В ванной комнате большое окно: больше нигде на свете вы не примите ванну с таким видом на Эльбрус.
На кухне установлены холодильник и микроволновка. Если не хочется готовить самим, добро пожаловать в легендарное кафе «Ай», где бывали Высоцкий и Визбор.
Ночью рекомендую отправиться в обсерваторию «Пик Терскол» и романтично пересчитывать звезды на небе.
Интерьеры MoonHouse / фото с офиц. страницы в Инстаграм
- Место: Кабардино-Балкария, Терскол. В 850 м находится канатная дорога «Чегет-2», после которой придется преодолеть 100 м каменистой тропинки вдоль горы. Много сумок не берите — нести неудобно.
- Цена: от 20 000 руб. за сутки. Домик вмещает 4 человека: 2 основных и 2 дополнительных места.
- Забронировать: +7 (988) 728-80-30 (вотсап).
Обзор помещений приюта.
Мы будем говорить про один из таких приютов. Он состоит из четырех бочек. В одной из них оборудована столовая. В трех – спальные места и кухня.
Бочка внутри. Обита деревом, кухня и спальня. Готова к новым гостям.
Внутри все обито деревом, чисто, как дома, не смотря на большое количество «квартирантов».
Вагончик разделен на три части. Две крайних – спальни, посередине кухня. В спальне одна большая кровать для дружной горной компании из пяти человек. Спать, конечно, придется в спальных мешках. Есть подушки и теплые одеяла.
Кухня в бочке. Есть все необходимое.
На кухне есть вся необходимая посуда и газовая плитка. Газ привозной в баллонах.
Бочка-столовая внутри. Как везде, чистота и порядок.
Есть отдельная столовая. Для больших групп туристов.
Туалет, естественно, без удобств, зато с видом на Кавказский хребет.
Примерная программа трехдневного тура.
- Встреча в городе Минеральные Воды, трансфер до поселка Терскол.
- Ночевка в одной из гостиниц Терскола или поляны Азау.
- Подъем на канатной дороге до ледника Гарабаши.
- Прогулка по склону Эльбруса.
- Подъем на ратраках.
- Ночевка в приюте «Бочки».
- Спуск в Азау, прогулки в окрестностях поселка.
- Трансфер в Минеральные Воды.
Хотим заострить внимание, что программа примерная. Возможно запланировать и большее количество дней, все зависит от вашего желания и финансовых возможностей
Отель вы тоже можете выбрать на свое усмотрение и забронировать заранее на сайте hotellook.ru можете обратиться к нам, мы вам его забронируем сами. Цена не будет отличаться.
Стоимость тура рассчитывается индивидуально. Все зависит от цен на гостиницы в Терсколе (в зависимости от сезона), количества человек, маршрута ратрака, куда вы решите подняться и так далее.
Неизменной пока остается цена на канатную дорогу – 1150 рублей за подъем и спуск, цена за проживание в Бочках – 1000 рублей в сутки.
Если вы планируете туристические походы или восхождение на Эльбрус, мы можем порекомендовать вам местных гидов. Цена тоже будет зависеть от маршрутов. В этом случае вам придется заплатить экологический сбор в районе 1000 рублей.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
В наши дни, отыскав, где находится вулкан Эльбрус на карте мира, десятки любителей отправляются покорять его. Из исторических архивных материалов известно, что первопроходцами великой горы стали участники 1-ой русской экспедиции из числа заслуженных российских учёных, среди которых был академик Ленц.
Это произошло в 1829 году. Сопровождал группу тысячный отряд под начальством генерала Эммануэля. Сопровождение осуществлялось до отметки 2 км и 400 м. Дальше члены группы пошли самостоятельно, а казаки стали лагерем на указанной высоте, где они находились с 8 по 11 июля. Сегодня на этом месте стоит камень, на котором сохранилась надпись, свидетельствующая об этом событии. Казаки наблюдали за передвижением учёных. Они были приготовлены подоспеть им на выручку в случае чрезвычайных ситуаций.
На второй день учёные дошли до отметки 4800 м, где установили памятный знак. Дальше пошли Ленц, и по два казака и проводника. Ленц и казак Лысенков взошли на Эльбрус где располагается седловина. Тогда снег был рыхлым, размягчённым. Передвигаться по нему было очень трудно, практически невозможно. Поэтому решили возвращаться. Но, высота и упорное желание её покорить, позволили проводнику Киллару, обладающему физической закалкой и привыкшему к местному климату, прошедшему немало здешних троп, достичь намеченной цели.
На честь покорения вершины были изготовлены две чугунные доски с соответствующими записями. Ныне они находятся в музее. Прошло 45 лет. Британцы, в сопровождении местного проводника, взошли на западную вершину. Энтузиасты всё чаще стали предпринимать попытки покорения горы. Имелись случаи неоднократного восхождения на неё. Так, зафиксировано, что балкарский охотник Ахие Саттаев, будучи в возрасте 121 года поднялся на вершину горы. А, до этого он уже побывал там восемь раз. Заслуживает внимания и Пастухов – русский топограф, в одиночку покоривший Эльбрус и составивший его первую карту.