ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

PBN: Эффективные траектории полетов. Зачем это авиакомпаниям?

Рассмотрим три инициативы по оптимизации полетов, которые активно внедряются во всем мире и позитивно влияют на авиакомпании.
17 ДЕКАБРЯ / 2018 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
На эшелоне
Инициативы
1. Оптимизированные маршруты зональной навигации, построенные на принципах PBN (Performance based navigation).
2. Процедуры CDO/CCO.
3. Схемы вылета/прилета и захода на посадку основанные на принципах PBN.
PBN
1. PBN performance based navigation – термин ИКАО, определяющий навигационные спецификации RNAV (Area Navigation) и RNP (Required Navigation Performance) для различных фаз полета.
RNAV – это метод навигации, который предполагает полеты по траекториям приближенным к ортодромии, без обязательного прохождения через наземные радионавигационные средства. В отдельных случаях, точки на пути могут быть заданы только координатами.
В рамках руководства RNP предъявляются особые требования к точности оборудования. RNP определяет дополнительную бортовую функцию контроля за выдерживанием характеристик и оповещения (OPMA – on board performance monitoring and alerting).
Ниже представлена упрощенная графическая схема с сопоставлением принципов построения маршрутов:
RNAV, RNP: иллюстрация принципов построения маршрутов
Построение маршрутов на данный момент обусловлено различными технологическими и историческими факторами. Однако потребность в оптимизации затрат и увеличении пропускной способности аэронавигационной системы способствует внедрению новых концепций. На сегодняшний день уровень развития технологий позволяет внедрять принципы PBN на практике.
2. CDO/CCO
CDO – continuous descend operations.
CCO – continuous climb operations.
Другие важные части комплексной картины — это бесступенчатое снижение и взлет, описываемые терминами «Continuous descend operations» (CDO) и «Continuous climb operations» (CCO) соответственно. Возможность равномерного снижения и набора высоты дает как авиакомпаниям, так и всей отрасли ряд преимуществ:
– сокращение расхода топлива и выброса CO2,
– меньшее шумовое воздействие,
– более позднее снижение (позволяет разрабатывать новые маршруты в труднодоступной горной местности).
Многие государства внедрили вариации как CDO, так и отдельно CCO.
CDO, CCO - иллюстрация принципов
По данным Евроконтроля (European Joint Industry CDA Action Plan) внедрение CDO/CCO – оптимизаций выгодно всем: авиакомпаниям, аэропортам, государству в целом. Ожидается, что оптимизации приведут к экономии до 350 тыс. тонн топлива (ЕС), а средний уровень шума в зоне аэропорта снизится на 1-5дБ. В зависимости от страны и аэропорта выраженностьэффекта может быть разная. На результаты влияют много факторов, поэтому важно оценивать каждое конкретное внедрение индивидуально.
3. Схемы вылета и захода на посадку построенные на принципах PBN
Означает пересмотр текущих траекторий захода и взлета. В том числе, частичный или полный переход от традиционного ILS – подхода, на спутниковый RNAV. Это также приводит к экономии топлива, снижению уровня шума, уменьшению времени перелета, а также увеличению пропускной способности для аэропортов.
Короткое видео про аэропорт Кеннеди, где изменения уже вступили в силу:
RNP в Аэропорту Дж. Кеннеди (JFK)
Наглядное видео от NextGEN.
Схематичное сравнение концепций:
RNP, RNAV - заход на посадку
Аэропорт Кеннеди
Ниже изображено графическое представление наложенных друг на друга траекторий подхода аэропорта Ла Гардия (Нью-Йорк, синим цветом), где еще не проводилась такая оптимизация, а также траекторий аэропорта Кеннеди (фиолетовым).
В течение пяти месяцев 2015 года, пока полосы 4L и 22R были закрыты на реконструкцию, воздушные суда были перенаправлены на полосу 13L.
Пилоты авиакомпании JetBlue использовали RNP – процедуры на полосах 13L и 13R 97.8% времени. Экипажи задокументировали 5,939 RNP – подходов. Каждый подход экономил 11-18 галлонов топлива, в зависимости от типа и размера самолета. Также отмечалось, что использование ILS снижает количество принимаемых аэропортом рейсов с 54 до 28 в час и конфликтует с окружающим воздушным пространством (соседние аэропорты).
Можно привести и другие примеры. Только в США FAA опубликовала более 9300 маршрутов. Мы приведем еще несколько, среди них Международный Аэропорт Пенанг в Индонезии:
Оцениваемый потенциальный эффект — сокращение
  • ротяженности маршрута – 11,7 миль;
  • затрачиваемого времени – 3,9 минут;
  • расхода топлива – 48,2 галлона на 1 рейс;
  • выбросов CO2 – 1025 литров.
moneycontrol.com
Австралия
Реализация PBN привела к:
  • экономии 125 700 галлонов топлива;
  • снижению на 1100 тонн выбросов CO2;
  • сокращению пролетаемого расстояния на 17 800 миль;
  • сокращению времени в воздухе на 4300 минут.
Данные за первые 18 месяцев использования.
Другой пример: Канада. Обновление коридора Торонто-Монреаль
  • Сокращение суммарного времени полета на более, чем 10 часов в день.
  • Снижение выбросов CO2 на 14 300 тонн.
  • Снижение расхода топлива на 5,4 миллиона литров в год.
Информация по Австралии и Канаде представлена ICAO (Capacity & Efficiency).
Мы продолжим рассказ о преимуществах новых технологий в данной сфере, однако сейчас подведем промежуточный итог:
– Описанные выше решения позволяют авиакомпаниям экономить топливо и время в перелетах, как следствие, снижать эксплуатационные расходы. Дополнительно: повышение безопасности за счет применения более точных новых технологий.
– Для аэропортов: увеличение пропускной способности и привлекательности для авиаперевозчиков, улучшение экологической обстановки в аэропорту и его окрестностях.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: