15 достопримечательностей приэльбрусья, которые стоит посетить

Название

На карачаево-балкарском языке гора называется «Минги-тау», что приблизительно можно перевести на русский язык, как «напоминающая тысячу гор» (гора из тысяч). Это название, отсылается к невероятно огромному размеру Эльбруса, которым всегда восхищались коренные жители этого региона.

Некоторые балкарцы, тем не менее, оспаривают это произношение названия и уверяют, что правильнее её называть «Минге-тау», а это уже не «гора из тысяч», а «гора оседланная». Так Эльбрус начали называть лишь после того, как на её вершину взошёл первый человек в 1829 году. В местных краях принято переименовывать горы в честь того, кто первый на них взобрался, поэтому данная теория тоже имеет право на жизнь. Современные же балкарцы называют гору «Эльбрус-тау» и перевести это можно, как «гора, вокруг которой кружится ветер».

Вообще, у Эльбруса более десяти разных названий. И какое из них появилось раньше остальных – выяснить довольно сложно.

Современное название «Эльбрус» по разным версиям произошло либо от иранского «Айтибарес» — «высокая гора», либо из зендского (зенды — одно из племён Ирана) «эльбурс» — «блестящий». Тем не менее в Иране уже есть гора под названием Эльбурс, поэтому данная версия вполне может оказаться ошибочной.

Среди других названий Эльбруса можно выделить тюркское «Джинпадишах» — «повелитель духов», абхазское «Орфи-туб» — «гора блаженных», грузинское «Ял-буз» — «снежная грива».

Характеристика природных условий

Возраст сформировавшегося великана составляет более 1 млн лет. Раньше это был извергающийся вулкан. Его состояние сейчас неизвестно. Нагретые до +60 °C источники минеральных вод, бьющие из горных пород, свидетельствуют о временно заснувшем вулкане. Последнее извержение было в 50 годах н. э.

Для горы характерен суровый климат. Зимой температура колеблется от -10 °C внизу до -25 °C на отметке 2500 м, на вершинах до -40 °C. Сильные снегопады – нередкое явление на Эльбрусе.

Летом ниже высоты 2500 м воздух нагревается до +10 °C. На уровне 4200 м июльская температура ниже 0 °C. Погода здесь неустойчива: часто солнечный тихий день внезапно сменяется ненастьем со снегом и ветром. Самая высокая гора России ослепительно сияет в солнечные дни. В непогоду она окутана сумрачным туманом рваных облаков.

Горный рельеф Приэльбрусья – ущелья, каменные россыпи, ледниковые ручьи, каскады водопадов. После отметки 3500 м на горе Эльбрус наблюдаются ледниковые кары с озерами, склоны с опасной мореной, множеством подвижных камней. Суммарная площадь ледниковых образований 145 км².

На уровне 5500 м атмосферное давление равно 380 мм ртутного столба, вдвое ниже, чем на земле.

«Завтра выступаем»

Так, наверное, говорил Юлий Цезарь, готовя очередную осаду. Так сказал и наш командир, дождавшись погодного окна. 

В подъёме на Эльбрус истинного туризма немногим больше, чем искренности в свадебных торжествах. Ничего личного – просто бизнес. На всём, и в первую очередь – на амбициях.

«Кто идёт на Эльбрус без бахил? А ботинки у вас какие? В этих пойдёте?! О-о! Варежки есть? Что, вязаные? Вы с ума сошли? Нужны верхонки (широкие обычно кожаные рукавицы – прим. ред.)! Куртка какая? Ну, без пуховки там делать нечего». Варежки – от 150 рублей в сутки, кошки – от 200, куртка – 300, ботинки – от 500 рублей. Прокатить можно абсолютно всё (и всех).

В итоге без проката одежды и снаряжения всё‑таки не обошлось

Нашей группе нужны были куртка и кошки, из предосторожности взяли две пары верхонок. Впрочем, как показал мой опыт, необходимость специальных вещей и снаряжения для новичков слишком преувеличена

Если наверху солнце – хватит обычной непродуваемой куртки и перчаток, а если же попал в буран – не спасёт ничего. 

Моя высота

Если идти с общепринятой южной стороны, альпинисткой подготовки не нужно, но физическая должна быть на уровне. Подъём всегда начинается ночью. По расстоянию вроде всего ничего – километров 8. Но с учётом набора высоты 1 400 м это уже совсем другие километры. Даже бодрым шагом (такой здесь могут развить разве что атлеты, перекормленные мельдонием) от базового лагеря до вершины идти часов 12, и ещё около 6 – с неё спускаться.

В начале второго мы вышли из лагеря, нацепили кошки и медленно гуськом потопали к вершине. Где‑то на середине горы засветились цепочки огоньков – первые группы восходителей. Мы пыхтели, а мимо сновали ратраки, набитые людьми, желающими без труда подняться к вершине.

Ответа на этот вопрос в час ночи у меня не было, и в два не было, а потом начался рассвет. Небо заполыхало переливами от ярко-красного к нежно-сиреневому, горы проступили из темноты и засветились розовым. Постепенно они приобрели свои естественные цвета и очертания. На западе в небе возникла чёткая наклонная – тень от Эльбруса. Вот оно – то, зачем я здесь! 

Ещё полчаса – и вся огромная гора будто засветилась миллиардами лампочек, грозя обжечь глаза. Я срочно спрятала их за специальными очками – и панорама окрасилась в волшебно изумрудный.

Эльбрус – это гигантский спящий вулкан

При своих 5642 метрах гора Эльбрус является пятым по высоте вулканом мира. Он, как и большинство подобных вулканов, состоит из двух частей: основания и конуса, который образовался в ходе извержений. Высота основания в случае Эльбруса составляет 3700 метров. Таким образом, в ходе извержений гора выросла почти на 2000 метров. Характерные очертания двуглавой вершины, которая в зависимости от освещения меняет свой цвет, видны практически из любого уголка Ставропольского края. Ледники, которых насчитывается 23, питают такие крупные реки как Кубань и Терек.

По своему строению Эльбрус типичный стратовулкан. Он имеет четко выраженную коническую форму. Сам конус сложен из многочисленных слоев лавы, пепла и вулканического туфа, в которых записана вся история извержений. Основание Эльбруса начало формироваться в неогене, когда активно формировался кавказский хребет. По мнению ученых, извержения вулкана напоминали извержения Везувия, однако были значительно сильнее.

О его силе  можно судить хотя бы по тому, что его пепел сегодня находят почти в 100 километрах от самого вулкана. Примечательно, что периоды бурной активности и интенсивного роста конуса, сменялись периодами «спячки», в течение  которых ледники стачивали конус практически полностью. По мнению вулканологов таких циклов за всю историю вулкана было не менее десяти. Самый древний кратер, а точнее его остатки, можно наблюдать в виде скалистого образования Хотю-Тау-Азау на юго-западном склоне.

Бурная активность Эльбруса завершилась 2500 лет назад, хотя у географов 16 в. вулкан считался активным и на картах его изображали в виде огнедышащей горы. В последний раз вулкан показывал свой крутой нрав в первые десятилетия нашей эры. Интересно, что активные извержения Эльбруса и Казбека стали главной причиной исхода неандертальцев из кавказского региона 40-45 тыс. лет назад. В настоящее время ученые-вулканологи не спешат причислять вулкан к потухшим. Это скорее угасающий вулкан и вероятность активизации (хотя и очень маленькая) все же остается. Гора также является центром возникновения незначительных землетрясений в регионе.

Сегодня главное богатство этих мест – многочисленные источники. Долина Нарзанов в районе истока реки Малки является порождением угасающего вулкана. Это место в скором времени должно стать курортом, который ни по количеству источников, ни по качеству минеральных вод не будет уступать Кисловодску.

Погода на склонах более чем сурова, и временами сопоставима с арктической. Средняя температура июля составляет всего -1,4 С, и даже дневная температура редко повышается выше +8 С. Осадков здесь много, в разы больше чем у подножий хребта, однако увидеть их можно исключительно в виде снега

Метеостанция на отметке 4250 метров, проработав три года, так и не зафиксировала ни одного дождя.
Имея большое значение в качестве высочайшей точки Европы, Эльбрус привлек к себе внимание немецких войск во время Второй Мировой

Гитлер хотел переименовать гору в честь себя. В местных боевых действиях участвовала знаменитая  дивизия «Эдельвейс», обученная ведению боевых действий в горах. В августе 1942 года солдаты Третьего Рейха сначала захватили две промежуточные станции, а 21 августа подняли над западным пиком флаг нацистской Германии. Продержались солдаты дивизии недолго – зима и солдаты Красной армии сделали свое дело. Уже в феврале 1943 года над белоснежной вершиной горы уже реяли красные флаги Страны Советов.

Исторически сложилось так, что вся инфраструктура расположилась на южной стороне горы. Именно здесь была построена канатная дорога, которая поднимает туристов на высоту 3750 метров. Подъем на Эльбрус состоит из нескольких промежуточных пунктов:

  • Канатной дороги;
  • Приюта «Бочки» на высоте 3750 м (именно отсюда начинают подъем);
  • Гостиницы «Приют одиннадцати» (4200м);
  • Скалы Пастухова (4700м)
  • Станции EG5300, которая была построена совсем недавно. Она расположена в седловине между двумя пиками на высоте 5300 метров.

Именно станция EG5300 является последним пунктом маршрута на пути к одной из вершин. После нее остается около 500 метров подъема.

Северные склоны обустроены более чем скромно. Здесь расположено всего несколько хижин на высоте 3800 метров, которые чаще используются спасателями, чем альпинистами. Северный маршрут используют, обычно, при подъеме на восточный пик. В данном случае надежным ориентиром служат скалы Ленца, которые растянуты на высотах от 4600 до 5200 метров.

Пустит Эльбрус или не пустит

Тех, кто проходит его от самого подножия в долине Азау до вершины на 5 642 м, – единицы. Такое восхождение занимает несколько дней, а хочется же всё и сразу. Поэтому построили три подъёмника. За 1 500 рублей за полчаса поднимаешься до отметки 3 850 м. При хорошей погоде, покачиваясь в кабинке подъёмника, можно любоваться долиной Азау и склонами Эльбруса. При пасмурной – тихо скрыться в облаках, чтобы вынырнуть уже за ними и восторженно выдохнуть.

Эльбрус огромен – настолько, что не осознаёшь его размеров и, только глядя сверху вниз на соседние горы, понимаешь, что залез уже выше облаков. В их гуще вдруг открылась одна гора со снежной шапкой – не иначе как греческий Олимп. Где‑то там Зевс махнул на нас рукой: «Что с вами делать, все равно ж попрётесь, идите уж». Он разогнал тучи и показал обе вершины древнего стратовулкана, коим и является Эльбрус. 

Получив такое благословение, мы поняли, что гора нас пустит. Предстояло протопать по талому снегу с полкилометра, поставить палатки на высоте 4 200 м, завести будильник на час ночи и попытаться уснуть. 

В ту ночь я не заснула ни на секунду.

Трассы и подъемники Приэльбрусья

Трассы и подъемники горнолыжного курорта Чегет

Гора Чегет — рай для любителей целины и фрирайда. Склоны здесь не ратрачат и нет огороженных трасс.

Кататься здесь, особенно на северном склоне, опасно, но именно за этим сюда и едут любителя экстрима, даже несмотря на отсутствие привычного большинству туристов сервиса.

Высота горы Чегет — 3700 м, нна подъемниках можно подняться только до высоты 3050 м. Перепад высот при катании составляет 1140 метров. Снег на Чегете лежит с ноября по май-июнь, а общая протяженность трасс — около 20 км.

На курорте всего одна зеленая трасса, расположенная на высоте 3 070 метров. Она обслуживается бугельным подъемников и ее протяженность 350 метров.

Кроме нее, здесь около 15 трасс, в основном красных и черных. Наиболее сложные трассы, расположены на северном склоне, на котором не рекомендуется кататься без гида. На южном же склоне трассы более пологие.

Кроме бугельного подъемника на курорте два кресельных подъемника, однокресельный и двухкресельный, которые идут параллельно друг другу.

Посадка осуществляется на высоте 2120 метров на Поляне Чегет, где сосредоточены все отели и рестораны, а также прокаты инвентаря и ночные клубы.

Канатные станции и дороги ГК Чегет:

Чегет-1 (2100 м.); Чегет -2 (2750 м); Чегет-3 (3000 м). Перепад высот в зоне катания — 1000 метров.

Участок Чегет-1 и Чегет-2, высота 2100м—2750м. От Чегетской поляны до станции «Чегет-2» (кафе «Ай»)

Этот участок обслуживают 1-но кресельная и 2-ух кресельная дорога, пропускная способность которых 350/600 человек в час, а подъем составляет 11/17 минут соответственно.

Участок Чегет-2/Чегет-3, высота 2750м—3000м. От станции «Чегет-2» до «Чегета-3»

Здесь работает только 1-кресельная канатная дорога и расположены знаменитые “чегетские” холмы, которые позволят вам проверить себя на прочность и профессионализм.

Пропускная способность — 700 человек в час.

Время в пути — 6 минут.

Участок Чегет-3 до начала “Зеленой трассы”, высота 3000м—3070м.

Работает бугельный подъемник. Кроме того, с третьей очереди берут начало красные и черные трасы.

Канатные станции и дороги ГК Эльбрус Азау:

  • Азау (высота 2300 метров)
  • Кругозор (высота 3000 метров). Есть туалет и кафе.
  • Мир (высота 3500 метров). Есть кафе.
  • Гара-Баши (высота 3780 метров). Приют “Бочки”.
  • Приют-11 (высота 4050 метров)

На курорте работают две канатные дороги: старая маятниковая дорога (Эльбрус-1 и Эльбрус -2) и новая гондольная дорога (РОМА-1 и РОМА-2), которые идут параллельно друг другу до высоты 3500 метров (станция Мир).

От станции Мир до Гара-Баши идет кресельная канатная дорога.

До Приюта-11 можно добраться только на ратраках или пешком. Канатных дорог на этом участке нет.

Пропускная способность и время в пути:

  • Эльбрус-1 – 100 человек в час; 12 минут.
  • Эльбрус-2 — 100 человек в час; 12 минут.
  • РОМА-1 –2400 человек в час; 5 минут.
  • РОМА-2 — 2400 человек в час; 5 минут.
  • Кресельная дорога — 130 человек в час; 12 минут.

Зоны для катания ГЛК Эльбрус Азау:

Поляна Азау (2300 м.) — станция “Кругозор” (3000 м.)

Смешанная трасса: крутая красная трасса с переходом в более широкую и пологую синюю трассу.

Станция “Кругозор” (3000 м.) — станция “Мир” (3500 м.)

Черная трасса с переходом в конце в синюю, более пологую и размашистую.

Станция “Мир” (3500 м.) — Гара-Баши (3780 м.)

Синяя довольно крутая, но широкая трасса. После Приюта “Бочки” сужается.

Гара-Баши (3780 м.) — Приют-11 (4050 м.)

Красная трасса с “черными” участками.

На большой части курорта сезон продолжается с конца октября по начало мая, однако от Гара-Баши и выше (выше 3780 метров) можно кататься круглый год.

Горнолыжный курорт “Эльбрус Азау”, в отличие от ГК “Чегет” имеет более пологие склоны и подойдет для катания не только опытным, но и начинающим лыжникам.

Общая протяженность трасс на курорте составляет 11 км. Перепад высот в зоне катания — 2 км.  Всего в “Эльбрус Азау” 7 склонов, которые представляют из себя “синие” трассы с участками повышенной сложности (красные трассы).

Есть на курорте и трассы для новичков (зеленые трассы). В целом, катание на данном курорте подойдет для спокойного и безопасного катания.

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Восхождения к высотам происходят только в сопровождении опытных проводников. Преодолевать замерзший склон, переносить перепады давления очень трудно. Особые сложности представляют сильные ветра и морозы, находящиеся под снегом трещины ледника. Поэтому помощь инструкторов является весьма необходимой. Современное альпинистское оборудование и помощь опытных наставников, а также строгое соблюдение дисциплины, уменьшают трудности и опасности.

Обычно, на троих путешественников приходится один гид. Сначала он ведёт их на гору Малый Чегет, высота которой 3360 метров. Путь на неё длится около трёх часов. После такой тренировки, с учётом её результатов, на второй день можно отправляться к южному склону, являющемуся классическим маршрутом восхождения на Эльбрус. Бывает иногда так, что кто-то из участников группы заболеет. В таком случае вся группа, сопровождая больного, должна вернуться на базу.

Для привыкания к Эльбрусу, первое посещение его желательно провести во время сравнительно хорошей погоды – в июле-августе. С конца осени и почти до окончания весны, а местами и круглый год в Приэльбрусье доступно заниматься спортом, его зимними видами. Здесь находятся лыжные трассы протяжённостью до 40 км, канатные дороги, подъёмники. Ратраки довезут желающих в «Приют одиннадцати» или до скал Пастухова. Это место находится на отметке 4,8 км. Отсюда можно показать неповторимую панораму.

Есть участки для новеньких, на которых они могут пройти обучение приёмам катания. Чегет, уклоны, которые можно сравнить с австрийскими, швейцарскими, французскими, привлекают огромное количество лыжников. «Старый Кругозор» — горнолыжный курорт предлагает затяжную двухкилометровую трассу. Разные услуги, в виде проката альпинистского и трассу с беспрепятственным перемещением, предлагает курорт «Эльбрус Азау».

Для более умелых сноубордистов и лыжников предоставляются возможности спусков с восточной на северную сторону. А мастера фрирайда могут быть доставлены вертолётом на снежную целину склонов, по которым они могут промчаться со скоростью ветра. Спустившись вниз, люди могут посетить кафе, сауны, бильярдные. На каждой станции на склонах горы также есть возможность утолить голод.

Для альпинистов имеются несколько маршрутов. Один из них, это уже упомянутый выше, с южной стороны, не требующий особой подготовки. Аналогичный по условиям преодоления и северный маршрут. Но, на нём нет дополнительных удобств. Зато есть экстрим и первозданная природа. Нелёгким есть восточный маршрут, проложенный по Акчерьяновскому потоку. Преодолеть его под силу только очень сильным гражданам.

Самое благоприятное время для альпинистов – май – октябрь. Альпинисты, успешно совершившие подъём, получают сертификат «Покоритель Эльбруса». Кроме альпинизма и горнолыжного катания, путешественники могут заняться скало- и лёдолазанием, полётами на парапланах, маунтибайком, трекингом, кайтбордингом, а в летнее время – ещё и горными велопрогулками.

Гора Эльбрус: описание, фото, видео

Эльбрус это затухший две тысячи лет назад вулкан с двумя вершинами. Западная вершина имеет высоту — 5641, высота северной – 5621 (разница двадцать метров). Что бы Вы представляли высоту более наглядно, сообщаем, что Эльбрус на 4400 метров выше вулкана Везувий и на 2300 м. выше вулкана Этна. Первое восхождение на вершину произошло 22 июля 1829 года, руководил им Георг Эммануэль. Несмотря на то, что с момента открытия учёными этого, он считается затухшим, в последнее время были замечены извержения газов, что может говорить о том, что вулкан только дремлет.

Гора Эльбрус

Но ученые тектологи уверены, что извержение теоретически может произойти лишь через пару тысяч лет, а на явные процессы извержения газов это только начало длительного процесса пробуждения вулкана. Да и текущие перспективы извержения не мешают туристам из всего мира посещать одну из самых больших и красивых гор Европы.

Воздух на Эльбрусе высокой чистоты и кристально прозрачный, благодаря чему оттуда открывается вид на два моря, которые находятся поблизости: Чёрное море и Каспийское. Опытные альпинисты всегда предупреждают: Эльбрус двуликая гора с переменчивым характером. На высоте в 3756 метров, (куда ведет канатная дорога), погода может быть теплой и маловетреной, но через пару часов восхождения она резко меняется и подъём может сильно затрудниться. Поэтому нужно всегда быть готовым к проявлениям этой чудо горы, ведь подъём того стоит.

Также стоит отдельно отметить территорию приэльбрусья. Во время Великой Отечественной войны, здесь проходили жёсткие бои, в которых участвовала дивизия специального назначения «Эдельвейс». В этой дивизии были собраны самые выносливые солдаты вермахта, которые проходили ранее службу и обучались в горных районах. Интересно, что сам Гитлер считал операцию по захвату Эльбруса и вознесению флага на его вершине пустой тратой сил и ресурсов.

Панорама горы Эльбрус

Первые попытки советской армии в августе 1942 освободить Эльбрус были тщетными. Бойцы не имели ни специального оборудования, ни альпийских навыков и были обречены. Попыток штурмовать Эльбрус и освободить Приют Одиннадцати, Ледовую базу и 105 пикет было несколько, но лишь под конец 42-го общими усилиями НКВД, авиации и спец. группы солдат с альпинистскими навыками и надлежащим оборудованием удалось выбить «Эдельвейс» с Эльбруса и вознести советский флаг на его вершине. Про эти бои на приэльбрусье свидетельствуют памятники нашим погибшим героям.

На сегодняшний день приэльбрусье один из самых развитых туристических регионов на Кавказе, за количеством туристов эта территория входит в десятку самых популярных и посещаемых в мире.

Экскурсия на гору

Профессиональные гиды и компании оказывают услуги экскурсантам, желающим безопасно подняться на вершины, предоставляют им необходимую информацию. Участникам подъема надо помнить, что гора Эльбрус преподносит сюрпризы в виде неприятных природных явлений:

  • ненастье – холод, снег, ветер, плохая видимость;
  • разреженный воздух, нехватка кислорода;
  • вредное ультрафиолетовое излучение;
  • наличие сернистых газов.

Туриста ожидают пешие походы с тяжелым рюкзаком, ночевки в холодных палатках, отсутствие удобств. Пригодится умение пользоваться ледорубом, ходить в связке по ледовому полю, подчиняться дисциплине. Нужно объективно оценить силы, состояние здоровья во избежание непредвиденных обстоятельств.

Трудоёмкость разработки под архитектуру Эльбрус

Мне кажется, всё вышеизложенное достаточно ёмко описывает, какова трудоёмкость разработки под Эльбрус – она существенно выше, чем для RISC/CISC архитектур. И ввиду сложности кода ассемблера для понимания (godbolt в помощь), и ввиду сложности компилятора и необходимости постоянного анализа кода и настройки опций.

Что же касается данного высказывания:

Я могу сказать, что можно считать что угодно. Но пользователи скорее оценят архитектуру с простым и понятным кодом, даже простив ей некоторый проигрыш по производительности, чем сложную и запутанную, для которой программистов будет не сыскать днём с огнём.

Это абсолютно бесполезная вещь для пользователя. Вы просто в очередной раз тратите своё время впустую.

В заключение, я бы хотел прокомментировать пару тезисов из статьи Алексея, не упомянутых выше, но мимо которых мне всё же сложно пройти.

Алексей, когда вы выйдете за стены МЦСТ и обнаружите за ними реальный мир, то вы поймёте, что делать такого рода заявления — это расписаться в собственном непрофесионализме. Потому что код пишут не только великие гении и победители ICPC, а множество людей, куда менее искушённых в программировании (и таких абсолютное большинство). Потому что в крупном проекте определить какой код при какой нагрузке становится горячим зачастую непросто и требует много усилий по анализу, на которые часто просто нет времени. И хороший процессор должен уметь исполнять с приемлемой производительностью и качественный код, и не очень.

Люди спрашивают про свободный доступ к машинам. Про открытие системы команд. Про открытый качественный тулчейн для разработки. А в ответ получают предложение зайти в чатик и на любительский ютуб канал. И самое печальное, что сотрудники МЦСТ действительно считают такую ситуацию нормальной.

Вы пытаетесь поставить под сомнение не просто вышесказанное, а мнение, сложившееся у экспертов в индустрии. Например, Линуса Торвальдса, Хеннеси и Паттерсона, и даже отец Эльбруса Б. Бабаян соответствующе высказался по поводу VLIW:

Тупиковость развития VLIW-архитектур для general-purpose CPU стала понятна экспертам в индустрии ещё в середине 2000-х(а некоторым возможно и раньше). И много людей в самом же МЦСТ также прекрасно понимали (и понимают) проблему.

Резюмируя — техническая сторона вопроса в статье изложена, ссылки на мнение авторитетных людей приведены. Если у кого-то ещё оставались сомнения по поводу выводов, сделанных в моей первой статье, надеюсь, теперь они будут окончательно развеяны.

Чегет непокорённый

Горы Чегет и Эльбрус стоят практически друг против друга. Чегет в переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». И да, он конечно, сильно уступает своему великому брату Эльбрусу — всего-то 3422 метра высотой. Но зато с него, по словам бывалых туристов и горнолыжников, открывается самый лучший вид на Эльбрус.

А кроме того, некоторые из наших инструкторов, вместе с которыми я работаю в Красной Поляне, утверждали: тот, кто сможет кататься на склонах Чегета, сможет покататься везде. В общем, у меня были две причины подняться на Чегет: сделать шикарные кадры с Эльбрусом и увидеть те самые сложные для катания склоны Чегета.

И обе причины были плавно перенесены на следующий раз неработающей канаткой Чегета. Да, припозднились мы : она работала до 16 часов. А мы приехали на поляну перед Чегетом уже в половине пятого. И старый подъёмник Чегета замер до следующего утра

Обратите внимание: современных кабинок, как на Эльбрусе, здесь нет. Канатка кресельная, открытая

Поэтому тем, кто боится высоты, сюда точно не надо:

Правда, можно подняться на гору пешком (и сэкономить 600 рублей), но этот способ — точно не для «диванных жителей». Кстати, местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.

Сама поляна показалась мне даже более уютной и приветливой, чем поляна Азау. Здесь полно разных кафешек. Позади них примостились разномастные отели, новые и не очень:

И за парковку с нас никто не взял ни рубля. И на квадроцикле нашего ребёнка бесплатно покатали пару минут, за его широкую улыбку))

Одним словом, Чегет остался хоть и непокорённым, но стал приятным воспоминанием этого дня.

А нам предстоял обратный путь длинной 150 км до Пятигорска, и нашего номер в гостинице «Машук». Въезжали в Пятигорск уже в полной темноте. И глядя на его цветущие клумбы и аллеи, нам не верилось, что ещё три часа назад мы гуляли по заснеженным склонам Эльбруса…