ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Оффшорные полеты: безопасность и рационализация

Применение современных средств аэронавигации для повышения уровня безопасности полетов вертолетов и дронов в районе шельфа.
12 АПРЕЛЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Пятая часть шельфа Мирового океана – порядка 5 млн. кв. км. принадлежит Российской Федерации. Правом проводить работы на шельфе эксклюзивно обладают отечественные нефте- и газодобывающие корпорации «Газпром нефть» и «Роснефть». Последняя, в частности, владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей.
Вертолеты на службе нефтегазовой отрасли
Нефтегазовые компании во всем мире – крупнейшие клиенты производителей вертолетов. По данным издания «Ведомости», по этому показателю лидирует норвежская Statoil с затратами больше $284 млн (около 17 млрд руб.), далее идут Petrobras, Royal Dutch Shell, а также российская «Роснефть». «Ведомости» уточняют, что крупнейшим перевозчиком для «Роснефти» является «Ютэйр – вертолетные услуги», парк которой насчитывает больше 320 вертолетов различных модификаций. Также отмечается, что дочерние организации другой госкомпании «Транснефть» в конце 2015 года провели тендеры на услуги воздушного патрулирования и перевозок на сумму порядка 9,5 млрд руб.
А как же беспилотники?
«Роснефть» начала активное использование дронов для контроля трасс трубопроводов и объектов наземной инфраструктуры. В 2016 году беспилотные воздушные суда успешно зарекомендовали себя на объектах Юганского и Мамонтовского регионов. В два раза была увеличена частота облета трубопроводного парка и на 30% сокращены затраты по сравнению с вертолетным обслуживанием для обследования инфраструктурных объектов.
На завершившемся недавно всероссийском форуме «Арктика: настоящее и будущее» были также представлены перспективные проекты беспилотников для работы в Заполярье. Дроны могут применяться для различных целей и способны существенно оптимизировать затраты. К примеру, по данным издания UAS Magazine пять-десять проверок скважин в день стоят от 80 до 90 долларов за одну позицию. Используя беспилотники, можно снизить эту стоимость до 30-50 долларов за скважину, а количество операций увеличить до 125 площадок в день (данные по США).
Позиция АЗН-В в пустыне
Стать видимым диспетчеру
Перспективы развития российского шельфа, увеличение количества воздушных операций, а также возможность интеграции беспилотных воздушных судов в отрасль формируют новые вызовы в области безопасности и эффективности полетов.
Полеты на платформы подразумевают обязательное выполнение операций даже в сложных метеоусловиях: туман, дождь или снег. Борт, будь то пилотируемое или беспилотное воздушное судно, должен точно определить координаты пункта назначения и выполнить безопасную посадку, вопреки повышенной сложности, ведь полеты могут выполнятся на большие расстояния, над водой, с приземлением на суда и морские платформы.
Курсирующие в районе российского шлейфа вертолеты и БВС находятся в так называемом «G-классе» воздушного пространства. Это неконтролируемая зона, где не осуществляется полетно-информационное обслуживание аэронавигационным оператором (в РФ – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Для получения разрешения на полет в классе G компания заранее подает план полета во ФГУП.
В настоящее время в отдаленных и труднодоступных регионах нет необходимой наземной инфраструктуры, которая позволила бы пилотируемым и беспилотным воздушным судам стать «видимыми» авиадиспетчерам, а центру управления полетами при нефтегазовых компаниях рационализировать использование своего авиапарка. В сложившейся ситуации фактически единственным способом вести воздушные суда остается радиосвязь. Но в связи со стремительным ростом интенсивности воздушного движения в районе российского шлейфа, возникает потребность в единой картине воздушной обстановки в каждый конкретный момент времени. Цена вопроса – безопасность и рационализация использования ресурсов воздушного пространства, транспортных средств.
Данные вопросы будут обсуждаться в рамках ежегодной 19-й выставки «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса» на полях международного форума «Нефтегаз-2019».
Вместе с увеличением числа применяемых вертолетов для выполнения офшорных полетов и с более активным внедрением в воздушное пространство беспилотных воздушных судов требуется развивать автоматизированные системы аэронавигационного обеспечения. В частности, мониторинг воздушных судов в реальном времени для повышения безопасности полетов. Следует отметить, что в России уже есть готовые к запуску решения, которые, по словам организаторов мероприятия, будут представлены в ходе деловой программы.
Позиция АЗН-В в пустыне
Мировой опыт
В целях повышения безопасности воздушного движения 7-8 лет назад на платформах в Северном море и Мексиканском заливе были развернуты системы автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В) / мультилатерация. Системы являются мобильными и масштабируемыми, могут размещаться на платформах и на суше, позволяют формировать единое поле наблюдения с обновлением в режиме реального времени.
В поле наблюдения могут быть интегрированы дроны, что позволит видеть их наравне с пилотируемыми воздушными судами. В результате у диспетчеров появляется возможность наблюдать за всем движением воздушных судов от взлета до посадки на платформе. Аналогичным образом БВС, оборудованные ответчиками и интегрированные в систему наблюдения, могут отображаться на экранах в режиме реального времени.
На сегодняшний день имеется статистика, например, после внедрения АЗН-В в Мексиканском заливе интенсивность полетов вертолетов была увеличена в 3 раза, а интервалы движения сокращены до 5 миль. Также появилась возможность предоставлять услуги УВД другим воздушным судам в регионе.
Мы подготовили краткие обзоры наиболее успешных мировых проектов:
Великобритания (мультилатерация)

2010 год.
Национальная служба воздушного движения Великобритании (NATS) развернула широкозонную мультилатерацию в районе добычи природного газа и нефти в Северном море.
Цели: повышение безопасности полетов вертолетов перевозящих персонал, а также обслуживающих вертолетов в данном регионе.
Общая охватываемая площадь: 25 000 квадратных миль.

Платформы недоступны для обзора вторичными радиолокаторами (охватывают дистанцию до 80 миль от берега). За пределами этой границы, ранее использовалась радиосвязь. Новая система позволяет диспетчерам видеть актуальную воздушную обстановку, что увеличивает безопасность перелетов и сокращает траектории маршрутов.

«Это важный шаг в обеспечении безопасности, поскольку мы можем предложить услуги УВД воздушным судам над Северном морем и точно определить их местонахождение при чрезвычайных ситуациях. Решение также позволяет использовать более оптимальные траектории полетов вертолетов к морским платформам и от них, что повышает эффективность и улучшает экологическую обстановку».

– Джон Мэйхью, генеральный директор NATS в Абердине.
Major Boost for North Sea Offshore Flight Safety

Данные о воздушной обстановке в режиме реального времени передаются в диспетчерскую вышку аэропорта Абердина. Данный аэропорт является воротами для нефтегазовой промышленности Северного моря и выполняет больше 20 000 полетов на вертолетах в год. В 2010 году система стала первой в отрасли сертифицированной системой для наблюдения за движением вертолетов в открытом море.
США (АЗН-В)

2009 год.
В 2009 году FAA внедрила АЗН-В для осуществления аэронавигации в Мексиканском заливе, что повысило безопасность и эффективность полетов вертолетов к платформам в заливе.
Цели: повышение безопасности полетов, оптимизация маршрутов.

Вторичные радиолокаторы, как и в Великобритании не позволяли осуществлять наблюдение над заливом в районе размещения платформ. До внедрения АЗН-В, при перелетах обслуживающих платформы вертолетов, в каждом отдельном квадрате мог находится только 1 вертолет. Это было сделано для обеспечения безопасности полетов, однако накладывало существенные ограничения на пропускную способность, а также на траектории движения.

После внедрения АЗН-В ежемесячные IFR-полеты вертолетов (инструментальные полеты) утроились. Минимальные интервалы составили пять морских миль вместо 100 ранее. По оценкам экспертов, АЗН-В в Мексиканском заливе позволит операторам сэкономить почти 70 миллионов долларов к 2035 году.
Норвегия (АЗН-В)

2011 год.
Avinor – поставщик аэронавигационного обслуживания в Норвегии выбрал АЗН-В для наблюдения за полетами вертолетов, обслуживающих нефтегазовые платформы в норвежской части Северного моря.
Цели: повысить безопасность полетов, предоставляя авиадиспетчерам большую ситуационную осведомленность, а также важные данные для поисковых и спасательных операций.

В воздушном пространстве Экофиск, обслуживающем больше 160 000 пассажиров в год. Технология АЗН-В дополняет систему мультилатерации, которая развернута в аэропорту Бергена. Поддерживаемые интервалы – пять морских миль.
Отмечается, что внедрение широкозонной мультилатерации и АЗН-В позволило сократить инвестиции и эксплуатационные расходы по сравнению со вторичными радиолокаторами.

«Повышение безопасности движения вертолетов в этих оживленных районах имеет первостепенное значение для Avinor»


– говорит Кнут Скаар, исполнительный директор Avinor ANS.
offshoreenergytoday.com
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: