Очарование и разочарования от встреч с ниловой пустынью

Содержание

Преподобный Нил жил один в келии на берегу озера Селигер

Он жил уединенно, питался различными травами, и все свое время проводил в молитвах. Однажды к нему пришли разбойники, которые хотели его убить.

Нил, сотворив молитву, вышел к разбойникам с иконой Пресвятой Богородицы. В тот же момент разбойникам показалось, что Нил вышел в окружении множества вооруженных людей.

В ужасе они упали к его ногам и стали просить у него прощения. Постепенно слава об этом отшельнике стала больше распространяться по окрестным селениям. Люди сами стали приходить к нему, чтобы просить у него молитв и его наставлений.

Святой Нил сотворил молитву и вышел к разбойникам с иконой Пресвятой Богородицы

Такая большая молва стала очень тяготить преподобного Нила, и он решил переселиться. В 1528 году он нашел себе новое место для жилья на острове Столобный, которое находилось на озере Селигер.

Он решил жить в 7 верстах от города Осташков. В первый свой год пребывания в этом месте, он жил в землянке, которую выкопал сам. А затем он построил себе небольшую часовню для молитв.

Существует легенда, в которой указано, что дьявол различными способами пытался наслать на отшельника различные напасти, пожары, нападения разбойников.

Святой Нил прожил на острове Столобный двадцать семь лет.

Но преподобный Нил был непреклонен и преодолевал все молитвами и своей верой во Христа. Таким образом, святой прожил на этом острове 27 лет.

Перед своей смертью он решил построить на этом месте монастырь.

По преданию  преподобный Нил дал обет нестяжания, о том что до самой своей смерти никогда не будет находиться в горизонтальном положении. Спал же он, подвесив себя за плечи веревками на крюках, вбитых в стену.

В 1555 году преподобный Нил представился и был погребен на острове Столобный.

Судьба Оковецкой иконы

По распоряжению государя Оковецкая икона была перевезена в Москву, где стала его любимым и самым почитаемым образом. На месте, где произошло это знаменитое явление, царь приказал построить церковь, еще три храма в ее честь появились в самой Москве.

Когда число чудес, которые были связаны с образом, стало сокращаться, местные жители обратились с просьбой вернуть им святыню. Интересно, что Иван Васильевич не стал этому противиться, распорядившись вскоре отправить икону в деревню Оковцы. Там она находится и сегодня, привлекая к себе многочисленных верующих православных паломников.

О чудесах, связанных с этой иконой, можно встретить много отзывов. Нилова пустынь на Селигере привлекает многих верующих. Считается, что она в первую очередь помогает людям, страдающим проблемами с опорно-двигательным аппаратом, глазными заболеваниями, а также помогает решить проблемы бездетным парам.

С 1875 года по распоряжению Священного Синода икону на один месяц стали отправлять во Ржев и Зубцов. В разное время икону выставляли в многочисленных храмах, совершались молебны и богослужения, также выдавалось благословление на то, чтобы ее носили по домам обычных горожан, нуждающихся в помощи.

Когда в 1930 году храм в деревне Оковцы был закрыт, икона исчезла. До нашего времени сохранились только списки с образа и фотографии. На месте, где явилась святыня в Оковецком скиту, и сегодня бьет святой источник, к которому регулярно приезжают паломники.

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

текст Брезгиной Веры

«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»

использован материал сайта:Издательства «Фома» 

Особенности архитектуры

Огромный архитектурный комплекс отчасти напоминает небольшой город-крепость. Подобное сходство объясняет высокая гранитная набережная и большое количество монастырских построек.

Монастырские корпуса соборного двора

Юго-восточную часть занимает длинное двухэтажное здание, датированное 30-ми годами XIX столетия. В углу располагаются Архиерейские покои, далее простираются бывшие монашеские кельи, казенная палата и ризница. Раньше чуть поодаль располагался настоятельский корпус, однако сегодня на его месте находится трапезная. На севере можно увидеть самую старую постройку, относящуюся ко второй половине XVII века.

Корпуса гостиного двора

В западной части монастырского комплекса располагаются гостиные покои. Двухэтажные постройки были возведены в конце XVIII столетия, а вот трехэтажный корпус датируется 1806 годом. Ранее на его месте находились одноярусные рабочие кельи, сегодня же здесь обустроена гостиница для паломников.

Архиерейская пристань

В начале XIX века напротив главных восточных врат была сооружена гранитная пристань. Ее отстроили специально для совершения крестного хода, шествующего из Осташково. Торжественная процессия проходила ежегодно, чествуя день обретения чудотворных останков отца-основателя Столобенской обители.

Надвратная Светлицкая башня

Башня, расположенная на стороне Светлицкого полуострова, возведена в стиле ампир. По архитектурной задумке она должна была связывать Богоявленский храм и Архиерейскую пристань. Также она выполняла роль своеобразного маяка, освещая путь ночью или во время погонного ненастья.

Набережная монастыря

Гранитная набережная, делающая Нило-Столобенскую пустынь похожей на берега Санкт-Петербурга, возводилась практически 20 лет. Она полностью окружает остров Столобной, а также затрагивает часть Светлицкого полуострова. По проекту тверского зодчего Ивана Федоровича Львова камень должен был препятствовать осадке и размытию почвы.

Хозяйственные строения

В конце XVIII – начале XIX веков на южном берегу озерного залива находились одноэтажные постройки хозяйственного назначения. Здесь работали столяры, кузнецы, слесари, судоремонтники; располагался амбар, пивоварня и рыбацкая. Сегодня на их месте можно увидеть гаражи, конюшни, скотный двор, а также рабочие кельи.

Богоявленский собор

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления – трехъярусная постройка с пятью главами. Он был возведен на месте сгоревшей церкви и определил дальнейший архитектурный стиль пустыни. Собор имеет три придела: главный – во имя Богоявления, правый – во имя Благовещения; левый – во имя Николая Мирликийского.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления

Храм всех святых

Наиболее древнее здание, датируемое 1699 годом, изначально было пятикупольным, однако позже его увенчали одноглавой ротондой. Пока строился Богоявленский собор, этот храм выполнял основную роль, там же размещались чудотворные мощи Нила Столобенского. Долгое время церковь всех святых считалась больничной, поскольку к ней примыкал монастырский лазарет.

Храм преподобного Нила Столобенского

Надвратный храм находится в связке с Архиерейскими палатами и возвышается у центральных восточных врат. Постройка датируется серединой XVIII столетия, однако после возведения Богоявленского собора ее архитектура была несколько изменена – вместо пяти куполов появилась одна шарообразная глава с крестом.

Петропавловский храм

Возле монастырской трапезной, расположенной в западной части обители, можно увидеть собор апостолов Петра и Павла, построенный во второй половине XVIII века. До прихода к власти большевиков он славился высокохудожественным иконостасом, а также богатым внутренним убранством.

Иоанно-Предтеченский храм

Церковь во имя Иоанна Крестителя была возведена на месте часовенки, построенной Нилом Столобенским. Сегодня она представляет собой прямоугольное, двухъярусное здание, увенчанное пятью куполами. Первый этаж отведен под храм Покрова Богородицы, здесь же находится бывшая келья отца-основателя. Несмотря на плачевное состояние, собор удалось восстановить практически с нуля.

Крестовоздвиженский храм

На юго-западе православной пустыни находится однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня, датируемый 1784 г. Именно на этом месте основатели монастыря поставили деревянный крест с изображением Нила Столобенского. Ранее Крестовоздвиженский храм окружала каменная стена, а внутреннее убранство отличалось обилием лепнины, позолоты, настенной росписи и прочих элементов декора.

Однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня

Начало и расцвет

Фото: Нилова пустынь монастырь

Поначалу Нилова пустынь на Селигере была крайне бедной, пока наставником святыни не стал Нектарий, воспитывавшийся в обители с детства. После смерти Германа в пустыни не осталось средств к существованию. К тому же остров периодически подвергался нападениям вражеских войск литовцев. На то время в пустыни были сооружены деревянная церковь, часовня и гробница Нила, житница и 6 небольших келий.

Настоятель Нектарий обратился к известным людям того времени: князьям, архимандритам и митрополитам. Особую благосклонность игумен получил у царя Михаила Федоровича, которому предсказал рождение сына. Это действительно сбылось в марту 1629 года. Игумен стал восприемником царевича, а монастырь начал ежегодно получать деньги и снедь из доходов царской семьи.

С тех пор до начала революции династия Романовых особо опекалась монастырем Нилова пустынь. В разные годы ее посещали царские особы Алексей Романович, Федор Алексеевич, Наталья Кирилловна, Петр I, Екатерина II, которые дарили обители колокол, чашу для освящения воды, ризы, Евангелие с украшениями, покров и др. Особый интерес к пустыне проявлял император Александр I, который после победы над войсками Наполеона начал много путешествовать по России. Он привозил золотые панагию и крест. Один из подарков императора был действительно уникальным: это панагии из бриллиантов, которые могли носить все настоятели монастыря. Необычность такого права заключалась в том, что панагию могли носить только отдельные духовные особы.

Александр I делал щедрые подарки монастырю, благословлял масштабные строительства. Особенно император был очарован храмом Воздвижения Креста Господня. Церковь соорудили в конце XVIII в. Внутри стены украшала отделка в стиле екатерининского барокко, иконостас был выполнен легко и изящно, а настенная живопись отличалась красочностью. Царь интересовался абсолютно всем, что было связано с храмом. Благодаря нему стали известными мастера, работавшие над убранством: Кондратий Конягин и Илья Верхин.

Иконы Ниловой пустыни

Нилова пустынь известна не только своими храмами, но и святынями — преимущественно знаменитыми иконами с чудотворными свойствами. Среди таких святынь можно особенно выделить несколько.

  • Селигерская-Владимирская икона Божией Матери — чудотворный келейный образ Преподобного Нила Столобенского, украшенный золотым окладом. Икона была бесследно утеряна после революции.
  • Икона самого Нила Столобенского — первый образ Преподобного, выполненный иноками Нифонтом и Иовом в 1595 году. Икона также была утрачена после революции.
  • Смоленская икона Божией Матери — древний образ в серебряном с позолотой окладе пропал после прихода к власти большевиков.

  • Тихвинская икона Божией Матери — еще одна древняя священная икона Ниловой обители бесследно исчезла в годы революции.
  • Казанская икона Божией Матери — этот священный образ хранится в Ниловой пустыни и сегодня, при этом, по рассказам священнослужителей, перед ликом иконы до сих пор происходят чудеса.
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского — вместе с этим образом также хранится крест с частичками святых мощей.

Особенно следует отметить мощи Нила Столобенского в Ниловой пустыни, они являются самой драгоценной реликвией монастыря.

Внимание! Большинство святынь Ниловой пустыни были безвозвратно утеряны в годы революции и Гражданской войны. Однако память о чудотворных иконах сохраняется до сих пор, паломники и братья монастыря верят, что благая сила старинных образов по-прежнему присутствует на территории обители

Предтеча Ломоносова

Фото Наталии Фаустовой

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих

Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя»

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного. 

Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…

Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей  и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927—1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939—1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова — Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…

А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году

Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, — в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект — институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Жизнь в мужском монастыре Нилова пустынь

На сегодняшний день монастырь Нило-Столобенская пустынь является действующей мужской обителью. Здесь проводят богослужения, и ежедневно происходит обычная монашеская жизнь. Со стороны Нилова пустынь больше напоминает небольшой город — на ее территории есть жилые и хозяйственные строения, гостиничный комплекс, амбары и погреба, мастерские и конюшенный двор, фруктовый сад. Непосредственно территория Нилова монастыря обнесена высоким каменным забором, под стенами которого с внешней стороны разбит зеленый парк.

Проживающие в Ниловом монастыре монахи трудятся в цехах, расположенных на территории обители — столярном, молочном и свечном. В Свято-Ниловой пустыни есть своя конюшня и коровник, собственная пасека, работает своя ювелирная мастерская. Несколько подворий Нило-Столобенской пустыни функционируют в Тверской и Новгородской областях, продукцию обители можно встретить на православных ярмарках в Москве. Как и в старые времена, насельники Ниловой обители ежедневно трудятся и занимаются производством пищевых и других товаров, а деньги, полученные от торговли, идут на дальнейшее благоустройство обители.

В настоящее время в Ниловой пустыни в Осташкове проживает около 50 иноков, около 20 из них рукоположены в священный сан.

Важно! Нилова пустынь — монастырь, открытый для посещения туристами и паломниками. Гости монастырской обители могут не только посетить храм и приложиться к мощам, но и побывать на экскурсии по территории Нилова монастыря, а также подняться на высокую колокольню и насладиться красивым видом на окрестности

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…

Но навигатор — озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

Но была у нее еще одна важная роль — она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

Расписание богослужений Нило-Столобенской пустыни

Отправляясь в Нилову пустынь, многие туристы и паломники хотят попасть на одно из богослужений, проходящих в монастыре. Общий распорядок служб в обители для будних дней выглядит следующим образом:

  • С 6 часов утра и до 14 часов дня служатся полунощница, братский молебен, утреня, часы и литургия.
  • В 14 часов читается молебен с акафистом преподобному Нилу Столобенскому.
  • В 18 часов проходит вечеря, а в 20 часов — малое повечерие.

Такой распорядок в Ниловой обители сохраняется на протяжении 6 дней от понедельника до субботы. В воскресные дни расписание немного меняется — с 8 утра служится молебен с акафистом Нилу Столобенскому, часы и литургия, а с 20 до 9 часов происходит Всенощное бдение.

Важно! По окончании вечерней службы каждый день монахи совершают крестный ход.

Проживание при монастыре Нило-Столобенская пустынь

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Пустынное барокко

Фото Наталии Фаустовой

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей. 

Монастырь после революции

В тысяча девятьсот девятнадцатом году все самое ценное из монастыря было изъято, вскрыты мощи Нила Чудотворца. До 1927 года монастырь еще продолжал действовать, но в последующие годы он пережил множество серьезных изменений. К концу восьмидесятых годов большая часть построек была уничтожена, а оставшаяся находилась в полуразрушенном состоянии.

В тысяча девятьсот девяностом году Нилова пустынь (Селигер) была передана Православной Церкви России. Через долгих пять лет монастырю были возвращены нетленные мощи Нила Преподобного.

В начале двадцатого века монастырь был одной из самых посещаемых российских святынь. На его территории постоянно проживало более 1000 паломников.

Это круто!

Дорога идет в горку. Первым нас встречает скульптурное изображение святого Нила — основателя Нило-Столобенского монастыря.

В окрестных деревнях сноровистые крестьяне возвели в промысел производство деревянных скульптур преподобного. Резали фигуры большие, в рост человека, и маленькие, с ладонь. Крупные изображения святого шли на украшение церквей, а миниатюрные фигурки Нила богомольцы с благоговением увозили домой на память.

Посмотрите на фотографию — с высоты монастырь выглядит огромным замком, что появился из синих вод Селигера. Отсюда отчетливо можно различить, что постройки на его территории образуют три двора:

  1. Парадный, служащий центром композиции монастыря.
  2. Широкий Гостиный двор.
  3. Двор со служебными постройками, который называется Конюшенным.

Видите, какая большая колокольня у Богоявленского Собора? Квадратная, четыре яруса… Высота, на которую можно подняться – 36 метров!

Оттуда каждое утро в половине пятого над озером плывет басовитый и густой благовест – со звуков соборного колокола начинается монашеский день. На колокольню можно подняться и, пусть не с небес, но все-таки с немалой высоты охватить взглядом все окрестности.

Конечно, мы полезли. Вот пройдены несколько пролетов по деревянной узкой лестнице. Страшновато… Старинные ступени скрипят и подрагивают… Дерево перил отполировано тысячами рук посетителей… Шагаем еще выше – на самый верх.

И вот мы на балконе, что идет по периметру колокольни. Саня фотографирует, а я же смотрю на полуостров с чудесным названием Светлица, на окрестные деревни, синеющий в отдалении Осташков, леса, острова — бесподобные селигерские просторы.

Поворачиваюсь — вон далеко внизу лодочка с пассажирами неспешно плывет вокруг монастыря. «Нам бы тоже надо на лодочке», — говорю я Сане. Ибо что за поездка на Селигер без прогулки по плесам озера! Да и местный лодочный бизнес поддержать надо! «Хмы», — раздается мне в ответ. Саня занят, ему надо правильно снять композицию из монастырских часов, полуострова и горизонта.

Синева воды, ослепительное солнце, синее-пресинее небо, на фоне которого горят огнем купола… Фотоаппарат щелкает, снова щелкает…

Золотая копченая рыбка

Золотая копченая рыбка, которая аппетитно блестит боками и так восхитительно пахнет, так что рот неудержимо наполняется слюной… Судаки, окуни, щуки, караси, лещи, лини, терпуг, карпы… Вот коричневеют упитанные селигерские сомы. Отдельно ото всех, гордо лежит царственный селигерский угорь – нет рыбы по вкусу равной ему. Не купить – невозможно, хоть цены кусаются.

Вся эта вкуснятина продается на каждом углу на Селигере – и в деревнях, и на дорогах. Продавцы смотрят честными глазами и уверяют потенциальных покупателей, что рыбку вот только поймали и закоптили.

Но, друзья, будьте бдительны: во-первых, велика вероятность купить рыбку второй свежести. Сколько раз уже в интернете писали, что купленная рыбка на следующий, а то уже и в этот день кишела червями.

А во-вторых, знайте, что практически вся предлагаемая рыба – привозная. Нет и не было никогда в Селигере терпуга – это морская рыба, сомов уже давно в озере не найти днем с огнем, повывелся угорь, не водятся там сазаны и карпы.

Зато на сайте монастыря Ниловой Пустыни честно пишут, что монахи сами разводят в рыбных садках радужную форель, сазанов и карпов, а для копчения специально покупают треску, окуня, скумбрию и терпуга. Вот лещей и судаков – тех действительно еще ловят в Селигере. Но суть в том, что продукция производства обители вся сертифицирована.

На выходе мы зашли в монастырскую лавку с продуктами. Чего тут только нет! Соленья, варенья, мед, хлеб, а также копченый терпуг. Эта рыбка на трассе не редкость, в районе Западной Двины, куда мы часто ездим, так и вовсе на каждом километре ее продают. Но эта была – чудо, как хороша! Вкус — бесподобный, но об этом, как вы понимаете, мы узнали только вечером, когда проглотив ее, корили себя, что не взяли хотя бы парочку рыбин.

А чего в лавке нет и никогда не будет – так это угря. И вот почему — православные по канонам церкви могут использовать в пищу только рыбу, имеющую чешую. Вот так-то.

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.

Проживание при монастыре Нило-Столобенская пустынь

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.