ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Небесный свод

Одна из основ гибкой интеграции БПЛА в воздушное пространство — гармоничная корреляция текущей структуры ВП и разрабатываемых для полетов беспилотников концепций.
21 АВГУСТА / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
В соответствии с федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации определены три класса ВП: А, С и G.
Наиболее высотное — воздушное пространство класса А — имеет нижнюю границу на отметке 8100 м. Здесь полеты выполняются только по приборам (ППП) и применяется эшелонирование. Все полеты выполняются при наличии предварительного разрешения служб УВД и обеспечиваются обязательным диспетчерским сопровождением.
Особенности воздушного пространства класса G
http://www.myshared.ru/slide/1112419/
Ниже 8100 м определен класс С. Его границы могут варьироваться для различных зон и районов. Здесь движение ВС осуществляется по приборам (ППП) или по правилам визуальных полетов (ПВП), применяется эшелонирование. Все полеты обеспечиваются обязательным диспетчерским сопровождением, а наличие постоянной двухсторонней радиосвязи со службами УВД обязательно. Кроме того, необходимо наличие разрешения на использование ВП, а на высоте ниже 3050 м действует ограничение по скорости (не более 450 км/ч).
И наконец, нижнее воздушное пространство — класс G. Его верхняя граница варьируется от 300 м до 4500 м в зависимости от географического местоположения. В классе G разрешаются как полеты по приборам, так и визуальные полеты. Здесь чаще всего летает АОН, или «легкая» авиация, а в перспективе — беспилотные авиационные системы (БАС). Эшелонирование и диспетчерское сопровождение не требуются, однако при необходимости воздушные суда могут обеспечиваться полетно-информационным обслуживанием. В случае, если полеты выполняются по приборам, то обязательна постоянная двухсторонняя радиосвязь со службами УВД. Специального разрешения на полет в классе G не требуется.
Беспилотная интеграция
Классификация воздушного пространства РФ не входит в противоречие с европейской концепцией интеграции беспилотных летательных аппаратов UAS ATM Integration. В России аналогичный проект, в основе которого лежат технологии мультилатерации (многопозиционные системы наблюдения, МПСН), находится на стадии активной проработки.
В концепции UAS ATM Integration определены две новые категории воздушного пространства: VLL — очень низкое воздушное пространство и VHL — очень высокое воздушное пространство. Поскольку беспилотные воздушные суда (БВС) трудно категорировать из-за их многообразия, то дополнительно вводятся семь классов полетов.
В нижнем воздушном пространстве VLL (до 150 м) будут выполняться полеты БПЛА, относящиеся сразу к четырем классам. Это большая часть частных полетов, коммерческие операции и проч. Границы очень высокого воздушного пространства VHL находятся на отметке в 20000 м. Для данной зоны определен только один класс полетов БПЛА.
Для остального воздушного пространства между VLL и VHL, а это 19850 м, зарезервировано еще два класса. В данном ВП летает коммерческая авиация, а в отдельных случаях — АОН. В связи с этим полеты беспилотников должны осуществляться по строгим правилам: обязательная видимость системам УВД, наличие технологий уклонения от столкновений, совместимых с аналогичными системами на пилотируемых судах (ПВС).
Ниже представлена иллюстрация, сопоставляющая текущие границы классов ВП РФ (слева) и классов, описанных в концепции UAT ATM Integration (справа) для БАС. В графике намеренно не представлены районы аэропортов в виду того, что полеты БАС там не выполняются.
Всему свое место
Какие задачи решают БПЛА в описанных выше воздушных пространствах? Рассмотрим сначала полеты на высоте до 150 м.
В рамках класса 1 — полеты в зоне прямой видимости, определены три подкласса: А1, А2 и А3.
Для подкласса А1 допустимы полеты в областях с малой интенсивностью воздушного движения, вдали от аэродромов и других запрещенных зон. Ограничение по высоте составляет 50 м.
Полеты БПЛА не выше 120 м (подкласс А2) должны осуществляться вдали от массовых скоплений людей, при этом предварительно пилотам дронов следует сдать специальные тесты в режиме онлайн.
Полеты более крупных БПЛА (также не выше 120 м) массой не более 25 кг (подкласс А3) дозволены пилотам, которые сдали теоретический и практический экзамены; при этом должна быть реализована технология геофенсинга для предотвращения нарушений периметров запретных зон.
Так называемые «свободные полеты» (класс 2) предназначены для операций, не поддающихся заблаговременному планированию, в первую очередь, это поисково-спасательные операции. Полеты средней и большой дальности (класс 3) предусмотрены для мониторинга линий электропередач, железнодорожных путей, а также других операций на больших дистанциях. Полеты беспилотников в рамках классов 2 и 3 могут выполняться как в пределах, так и за пределами зоны прямой видимости. При этом БПЛА должны быть видимы средствам наблюдения, и для таких операций обязательна подача плана полета. Обязательно применение общей системы измерения высот, а дроны должны поддерживать возможность самоэшелонирования.
Последний класс в воздушном пространстве до 150 м — класс 4. Класс предусмотрен для редких и узкоспециализированных операций, в том числе, полетов в запрещенных для БПЛА зонах.
На высоте от 150 м до 20000 м (классы 5 и 6) летает коммерческая авиация, поэтому здесь дроны оборудуются двухсторонней связью с диспетчером, имеют возможность выдерживать безопасные интервалы от ПВС и могут избегать столкновения, используя системы DAA. Полеты в классах 5 и 6 выполняются по правилам ППП или ПВП и будут соответствовать требованиям, предъявляемым к системам связи, навигации и наблюдения (CNS).
Полеты беспилотников на высоте 20000 м и выше (класс 7) предлагают соответствие требованиям классов 5 и 6, воздушное пространство которых придется пересекать БПЛА в этом случае. Для операций класса 7 могут применяться беспилотники аналогичные тем, что ранее презентовали Facebook или Google.
Фундамент безопасности
Классификация ВП, типов БАС и видов совершаемых операций закладывают необходимую основу будущих безопасных совместных полетов ПВС и БВС. Наличие множества типов БПЛА и разнообразия их возможностей требуют детального и структурированного подхода к организации воздушного движения с едиными прозрачными правилами.
В настоящее время в России актуален вопрос создания концепции по интеграции БВС в ВП. Решение этой важнейшей задачи позволит сформировать у всех заинтересованных сторон (производителей БПЛА, аппаратуры и ПО, эксплуатантов, регулирующих органов) единое видение будущего отрасли и затем определить стратегический курс развития БАС.
И этот вопрос необходимо решать оперативно. Ведь сегодня в мире уже повсеместно отрабатываются технологии, позволяющие на практике реализовывать подобные концепции. В частности, тестируются системы DAA, а также технологии, позволяющие сделать БПЛА видимыми средствам УВД и другим участникам воздушного движения (АЗН-В 1090ES, 4G/5G, FLARM). Активно разрабатываются и внедряются системы геофенсинга (подобно тому, как это сделано в аэропорту Гатвиг, в Лондоне). Создаются летающие прототипы транспортных БПЛА и многое другое.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: