ОБЗОР

NAIS-2020: авиационная безопасность, антидрон и требования ИКАО

На полях Национальной выставки инфраструктуры ГА обсудили актуальные вопросы ГА и БАС-технологий.
10 ФЕВРАЛЯ / 2020 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Мероприятие, прошедшее 5 и 6 февраля в Москве на площадке выставочного комплекса «Крокус Экспо», открыло дискуссионный сезон-2020 в сфере гражданской авиации. Это первый масштабный форум в этом году. И внимание к нему было заслуженно повышенным. К слову, NAIS в этом году не обделили своим вниманием высокопоставленные чиновники. Выставку и форум посетили председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, министр транспорта Р Ф Евгений Дитрих, руководитель Росавиации Александр Нерадько, член Наблюдательного Совета «Авиационный регистр Российской Федерации» Борис Алешин и многие другие.
Традиционно на полях NAIS была развернута выставка достижений в области авиационных инфраструктурных решений. Также были вручены премии лучшим аэропортам РФ. Что касается дискуссионной части, в этом году в ней большое внимание было уделено развитию технологий в сфере БАС. Главным событием здесь по праву можно считать конференцию «Искусственный интеллект и цифровые технологии в авиаотрасли», на которой подробно обсудили вопросы безопасности полетов, в особенности, с учетом активного заселения неба дронами.
Среди наиболее интересных выступлений — доклад руководителя Центра развития инновационных технологий и учета БВС ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Дениса Овчинникова. В частности, он подчеркнул, что сегодня в связи с неуклонным ростом числа дронов становится актуальным вопрос социальной ответственности пользователей БПЛА. Представитель Г К по ОрВД привел в пример инциденты, произошедшие в разное время с аэропортами Хитроу, Дубая, Гатвика и Сингапура, работа которых была приостановлена из-за несанкционированного появления дронов в зоне аэродромов.
«Бурное развитие БВС несет не только новые возможности, но и угрозы безопасности воздушному движению и обществу в целом. Хочу отметить, что возникающие угрозы — это не всегда злой умысел, зачастую — банальное незнание норм законодательства»,
— подчеркнул Денис Овчинников.
По его словам, фундаментальным принципом социальной ответственности является соблюдение верховенства закона. Повлиять же на поведение владельцев дронов можно путем приложения совместных усилий провайдера аэронавигационных услуг, аэропорта, контролирующего органа, продавцов и производителей БАС. Для грамотного распределения ролей между участниками этого процесса необходимо наладить конструктивный диалог.
«Инструментов для формирования социально ответственного пользователя БВС является обучение заинтересованных лиц основам авиационного законодательства и правилам полета беспилотника. А также — обратная связь. Что имеется в виду? Необходимо использовать все возможные площадки для информирования пользователей и налаживания с ними диалога. Мы в „Госкорпорации по ОрВД“ уделяем этом вопросу большое внимание, в том числе, работе в социальных сетях, где существует большое количество сообществ любителей дронов»,
— рассказал Денис Овчинников.

Читайте также про беспилотники

Сегодня в мире разрабатывается множество технологий для противодействия незаконным полетам дронов. Есть в этой области и российские проекты. О такой разработке рассказал следующий спикер — руководитель программы Kaspersky Antidrone Владимир Туров. В своем выступлении он отметил, что сегодня развитие рынка БПЛА остановить невозможно, и вскоре «дрон станет таким же привычным делом, как смартфон».
«А если говорить о применении дронов в различных сервисах и услугах, то рост здесь будет связан с новыми источниками питания. Сегодня такие компании, как Amazon, DHL и многие другие, уже разрабатывают аппаратные решения для дронов. И это даже при том, что в настоящее время у беспилотников достаточно ограниченное время работы. А когда дрон сможет летать 10 часов подряд, то мы увидим новый мир. И тогда вопросы регулирования и безопасности встанут особенно остро»,
— рассказал докладчик.
В настоящее время некоторые аэропорты активно используют различные системы антидрон. Это накладно, но возникающие инцидентами с беспилотниками заставляют их искать пути решения этой проблемы. По словам Владимира Турова, любая система антидрон состоит из двух составляющих. На первоначальном этапе необходимо выявить объект в воздухе. Затем надо классифицировать БПЛА. Только после этого принимается решение по ликвидации угрозы. Владимир Туров подчеркнул, что использование системы антидрон так же, как и для беспилотников, требует разработки соответствующей нормативной базы.
Стоит упомянуть еще об одном важном мероприятии — конференции «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта». На ней были обсуждены такие актуальные вопросы, как совершенствование законодательства; механизм непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности; взаимодействие органов внутренних дел на транспорте с субъектами транспортной инфраструктуры воздушного транспорта; итоги и актуальные вопросы предоставления государственных услуг в сфере транспортной и авиационной безопасности; проверки юридических лиц по авиационной безопасности в рамках государственных услуг.
Также на конференции были рассмотрены вопросы противодействия несанкционированному использованию сверхлегкой внешне управляемой летательной техники и профилактики нарушений; возможные угрозы, связанные с несанкционированным применением БПЛА, способы противодействия БПЛА. Специалисты обсудили насущные вопросы сектора как с точки зрения выполнения требований ИКАО и российских регулирующих органов, так и с точки зрения новейших разработок для обеспечения безопасности.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: