ЛОНГРИД

Мирные дроны

Тренды в сфере гражданских беспилотных систем.
12 НОЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 15 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
В конце прошлого столетия вектор развития БПЛА-технологий стал все больше смещаться в сторону гражданских нужд. Стоит отметить, что эксперты разных стран еще в начале нулевых перспективы развития рынка гражданских дронов оценивали в достаточно скромных цифрах. Однако уже сегодня эти показатели кратно превысили тогдашние прогнозы. В 2016 году, по оценке ФАА, в мире насчитывалось уже более полумиллиона дронов, а по данным Pricewaterhouse Coopers, в 2020 году рынок гражданских БПЛА вырастит до 127 млрд долларов.
Развитие БАС-технологий сегодня находится и под пристальным вниманием ИКАО. Ранее представители этой организации заявили о необходимости создания единого реестра дронов в мировых масштабах. Также в ИКАО сейчас активно вырабатываются глобальные решения в области организации воздушного движения, связанные с производством полетов дронов.
Стивен Кример, директор Аэронавигационного управления ИКАО:
«Сегодня мы являемся свидетелями многих новых предложений и инновационных разработок, касающихся беспилотных воздушных судов и выполнения ими полетов на малых высотах. ИКАО отмечает, что Организация является естественным форумом, позволяющим привлечь самых лучших и наиболее ярких представителей государственных и отраслевых органов для определения возможности безопасной интеграции этих аппаратов в воздушное пространство 21 века таким образом, чтобы она обеспечивала возможность получения эксплуатантами государственного и частного секторов, которые в настоящее время изучают их потенциал, оптимальных выгод в глобальном масштабе».
В настоящее время в мире реализуются сотни проектов с применением дронов. Это и сельскохозяйственные работы, и доставка грузов, и сбор метеоданных, и геологоразведка и проч. А крупнейшие компании планеты запускают проекты по разработке аэротакси, являющееся важнейшей частью концепции умных городов. Актуален также вопрос интеграции дронов в общее воздушное пространство, проекты в рамках которого разрабатываются с применением технологии АЗН-В 1090ES во всем мире от Канады до Австралии.
Отдельно стоит упомянуть о концепциях интеграции БАС в общее воздушное пространство, над которыми работают лучшие умы человечества. Наиболее зрелыми проектами считаются американская UTM и европейская U-SPAICE, которые базируются на самых передовых технологиях в сфере гражданской авиации. Недавно стало известно, что и в России готовится единая система мониторинга полетов дронов RUTM.
Сегодня рассказываем о некоторых интересных беспилотниках, используемых для гражданских нужд.
Дрон «Aerosonde» производится австралийской компанией «Aerosonde Ltd» и предназначен для метеонаблюдений и сбора данных: температура, атмосферное давление, влажность, ветер над океаном и т. д.
Aerosonde - From Land or Sea
БПЛА оснащен модифицированным авиамодельным двигателем «Enya R120», небольшим компьютером, метеорологическими инструментами и GPS приемником для навигации. Известен «Aerosonde» и тем, что 21 августа 1998 года первым из дронов пересек Атлантический океан.
Характеристики «Aerosonde»
Длина — 1,7 м
Размах крыла — 2,9 м
Высота — 0,6 м
Масса — 13,1 кг
Максимальная скорость — 193 км/ч
Дальность действия — 3000 м
Несмотря на то, что изначально БПЛА задумывался для исследовательских целей, 5 марта 2012 года США заключили контракт с компанией-производителем для использования «Aerosonde» в военной разведке.
Стоит отметить, что этот дрон не так уж активно приобретают покупатели из других стран. Чаще всего его берут в аренду для проведения тех или иных работ и сбора данных в нефтяной и газовой промышленности и платят австралийской компании за часы налета.
Говоря о квадракоптерах, невозможно не упомянуть и о Parrot AR. Drone, одного из мировых лидеров по производству дронов — французской компании Parrot. Это одна из самых популярных моделей этой фирмы, выпускаемая с 2010 года. Аппарат оснащен видеокамерами и управляется дистанционно.
Дрон летает с помощью четырех бесколлекторных электродвигателей мощностью 15 Вт, совершающих 35 оборотов в минуту. Также коптер имеет бортовую ЭВМ и инерционную систему управления. Оснащен Parrot AR. Drone двумя видеокамерами — на носу и на дне.
Parrot AR.Drone 2.0 controlled by Microsoft Surface
Технические характеристики Parrot AR. Drone
Скорость полета — 5 м/с
Длительность полета — до 12 минут
Размеры 45Х29 см
В 2012 году вышла обновленная версия дрона AR. Drone 2.0. Разработчики добавили ряд усовершенствований. В частности, у коптера появились компас, биометрический альтиметр, проч.
Audi Pop. Up Next представляет собой концептуальный беспилотный летающий электромобиль. Особенность этого аппарата заключается в том, что он состоит из двух модулей: автомобильного и мультикоптерного. Предполагается, что он сможет перемещаться как по воздуху, так и по земле.
Электромобиль является совместным проектом немецкого автопроизводителя Audi AG, авиастроительной компании Airbus, и компании ItalDesign Giugiaro. Впервые аппарат был продемонстрирован во время Женевского автосалона в 2018 году.
Pop.Up Next 2018
Технические характеристики Audi Pop. Up Next
Мощность батареи — 15 кВТ
Количество лопастей — 4 шт.
Скорость — 120 км/ч
Стоит отметить, что данный проект имеет непростую судьбу. Разработчики время от времени приостанавливают его, считая электромобиль не очень перспективным. По последней информации, проект вновь заморожен на неопределенное время.
БПЛА Lehmann Aviation французского производства является многосерийным многоцелевым ЛА, имеющим к настоящему времени шесть модификаций — LP960, LM500, LM450, LA100, LA200, LA300. Дроны используются в картографии, аэросъемке, корпоративных коммуникациях, для нужд сельского хозяйства и проч.
Остановимся на модели LA100 — небольшом беспилотнике, представляющем собой конфигурацию летающего крыла, предназначенного для профессиональной аэросъемки. В продажу ЛА поступил в 2012 году и получил определенную популярность, однако позже был снят с производства в связи с выходом более совершенной модели.
Lehman Aviation LA 100 Micro UAV
Примечательно то, что на момент запуска проекта LA100, по сути, являлся первым на планете полностью автоматическим БПЛА, специально разработанным для пользователей. Дрон, полностью автоматизированный, летал по заданной траектории и запускался с руки.
Параметры Lehmann Aviation LA100
Вес — 850 г
Размах крыла — 92 см
Дальность полета — 0,5 км
Продолжительность полета — до 5 м
Данная модель стала первой в серийном производстве LA. И хоть позже дрон был снят с производства, он вывел аэросъемку на новый уровень.
Бенджамин Леманн, основатель компании Lehmann Aviation в интервью MIT Technology Review:
«С помощью наших беспилотников мы хотим предоставить людям возможность лучше понять Землю. LA100 похож на воздушный бинокль».
Camcopter S-100 — австрийский многоцелевой беспилотник вертолетного типа, который мог и не попасть в наш обзор, так как сегодня уже министерства обороны нескольких стран мира заказали у его разработчика, фирмы Shiebel, БПЛА для военных целей. Однако этому дрону стоит все же уделить внимание ввиду того, что он изначально создавался для гражданских нужд, и сегодня ЛА продолжает применяться в разных, не военных сферах.
Вертолетный дрон хорош тем, что не требует инфраструктуры для взлета/посадки. Этим во многом определяется возможность широкого его применения в самых разных отраслях. Camcopter S-100 используют в береговой охране, мониторинге ЛЭП, навигации судов в сложных ледовых условиях, обнаружении и контроле природных и техногенных катастроф, поисково-спасательных операциях и проч. Дрон управляется через удаленный ПК и осуществляет полностью автономный полет. Навигация осуществляется INS и GPS/ГЛОНАСС, связь — через интерфейс LAN, который также позволяет поддерживать связь с другими источниками информации по сети Ethernet.
Технические характеристики Camcopter S-100
Скорость — 222 км/ч
Дальность передачи данных — 80/180 км
Время полета — 6 часов
Полезная загрузка — 25 кг
Максимальный взлетный вес — 200 кг
Длина — 3,1 м
Высота — 1,04 м
Ширина — 1,2 мм
Диаметр главного винта — 3,4 м
Schiebel CAMCOPTER® S-100 UAS - Maritime Supremacy
Сегодня этот дрон используется в более чем десяти странах мира: в Германии, Египте, ОАЭ, Китае, России, США и др. В РФ компания Schiebel наладила производство беспилотных вертолетов с ростовской компанией ОАО «Горизонт», получивших название БАК «Горизонт Эйр S-100».
Совсем недавно, 29 октября, в Вене стало известно, что Schiebel начали плотное сотрудничество EASA с целью предоставления «клиентам еще более усовершенствованного продукта, соответствующего будущим стандартам гражданской авиации для работы в воздушном пространстве общего пользования».
EASA — Европейское агентство по безопасности полетов ЕС по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации. Организация создана 15 июля 2002 года с штаб-квартирой в Кельне. В зону ответственности EASA входит анализ и исследования в области безопасности, выдача разрешений иностранным авиакомпаниям, консультации при разработке европейского авиационного законодательства, внедрение и отслеживание правил безопасности, выдача сертификатов типа на воздушные суда и компоненты, а также разрешительные функции в отношении организаций, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием авиационных продуктов.
Ханс Георг Шибель, председатель группы Schiebel:
С момента запуска наш CAMCOPTER S-100 постоянно и непрерывно развивался. Являясь лидером на рынке UAS с вертикальным взлетом и посадкой (vTOL), мы стремимся к более чем 20-летнему опыту и постоянному развитию".
General Atomics ALTUS — американский беспилотный летательный аппарат, считающийся гражданским вариантом GNAT-750 и MQ-1 Predator. Предназначение дрона — перевозка атмосферных проб и других инструментов для гражданских научно-исследовательских миссий. В настоящее время компания-разработчик GA-ASI построила два самолета ALTUS I и ALTUS II.
Первый испытательный БПЛА совершил аж в 1996 году. В настоящее время беспилотник активно используется в проектах NASA. Известно, что в 2002 году Altus II применялся в качестве бортовой платформы во время исследования электрификации кучевых облаков (ACES) под руководством доктора Ричарда Дж. Блейксли из Центра космических полетов им. Маршалла NASA. Во время эксперимента были осуществлены сбор электрических, магнитных и оптических измерений гроз.
Технические характеристики General Atomics ALTUS
Размах крыла — 16,5 м
Длина — 7,2 м
Полезная нагрузка — 150 кг
Крейсерская скорость — 130 км/ч
Дальность полета — 735 км
БПЛА «Орион» — один из самых успешных российских разработок последних лет. Изначально этот дрон массой в одну тонну разрабатывался для военных нужд, однако, как заявляет производитель БПЛА, компания «Кронштадт», в настоящее время подана заявка на сертификацию «Ориона» как первого гражданского беспилотника в РФ.
БПЛА Орион. Группа Кронштадт. Современные беспилотные авиационные системы
«Орион» представляет собой беспилотную систему самолетного типа. Предполагается, что дрон будет использоваться для выполнения различных видов работ, в частности, при воздушном мониторинге площадных и протяженных объектов: обширных лесных угодий, морской экономической зоны.
Технические характеристики БПЛА «Орион»
Вес — 1000 кг
Полезная нагрузка — 200 кг
Продолжительность полета — 24 часа
Высота полета — 7500 м
Компания DJI является крупнейшим в мире производителем потребительских дронов. Китайский производитель регулярно радует новой продукцией. Сегодня можно рассказать о совсем «свежей» разработке этой фирмы — дроне Mavic Mini со складным корпусом.
Мультикоптер предназначен для видеосъемки, а от привычных дронов отличается тем, что имеет складные плечи, что упрощает его транспортировку. В сложенном состоянии длина дрона составляет всего 14 см при ширине и 8,2 см.
DJI - Introducing Mavic Mini
Технические характеристики Mavic Mini
Вес — 249 г
Максимальное разрешение видеосъемки — 2720 на 1530 пикселей
Частота съемки — 20 кадров в секунду
Скорость полета — 13 м/с
Высота полета — 3 км
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: