Емельянов б.в. экскурсоведение

Подготовка к экскурсии

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать

И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому

Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

1. Название предприятия.

2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.

3. Современное оборудование, используемое в цехах.

4. Работники основных профессий предприятия.

5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?

6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?

7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Авторские туры

Каким бы ни было ваше направление в экскурсиях, желательно, чтобы проект был авторским. Авторские туры – очень модное и востребованное направление в наши дни.

Что важно учесть при создании авторских туров:

Место. Для начала вы должны определиться с местом, куда будете организовывать тур. Обычно это популярное, раскрученное среди туристов место, удобное вам географически, хотя в тренде сегодня и обратное, а именно экскурсии по так называемым “нетуристическим” местам.

Жилье. Следующий этап – выбрать формат жилья, если таковое предусмотрено проектом. В зависимости от местности и характера тура, это могут быть: гостиница, турбаза, шале, коттедж, кемпинг и прочее. Желательно работать с постоянными партнерами, так вы сможете рассчитывать на агентское вознаграждение. Лучше иметь 2-3 партнеров для подстраховки. 

Трансфер. Самый рациональный вариант – найти транспортную компанию и сотрудничать с ней на постоянной основе. Выбирайте тех, у кого большой автобусный парк, состоящий из комфортабельных автобусов, которые оснащены всем необходимым для пассажирских перевозок (ремни безопасности, кондиционер, багажное отделение и т.д.). 

Маршрут. Продумайте маршрут поездки и все ваши передвижения, включая остановки с туалетами, кафе для обеда, сувенирные лавки и прочее. Многие заведения готовы пойти на сотрудничество, так как вы сможете предложить им толпу потенциальных покупателей. 

Программа тура. Тщательно проработайте программу. Постарайтесь сделать ее сбалансированной и комфортной для прохождения

Очень важно протестировать ее на друзьях и знакомых, а также грамотно распределить время и нагрузки для разных людей (пожилых, детей и т.д.), чтобы не испортить туристам впечатление. 

Питание. Этот пункт зависит от расписания тура и места проживания

Например, в гостиницах обычно предлагают трехразовое питание, а в коттедже есть кухонный блок, где туристы могут готовить себе самостоятельно. Если вы весь день находитесь на выездных экскурсиях, трехразовое питание в гостинице не подходит – и тогда придется планировать обед в каком-то другом месте. В общем, организатор тура должен охватить множество мелочей, из которых и будет складываться впечатление о туре. 

Расчет стоимости путевки. Это очень важный этап! Необходимо учесть все затраты: стоимость проживания, одного места в автобусе (считается как стоимость аренды транспорта, разделенное на количество туристов), трансфер до места экскурсий, вознаграждение гиду, билеты на различные туристические объекты и т.д. Сложив все затраты, вы получите себестоимость тура. К этой цене добавляете наценку 30-50% — это ваша прибыль. Дополнительная прибыль складывается из агентских процентов, которые вы получите от гостиницы, транспортной компании и других партнеров. Всегда будьте готовы к тому, что в процессе появятся неожиданные расходы. И закладывайте в стоимость этот риск. 

Сотрудничество. С партнерами-гостиницами и транспортными компаниями заключайте договор, где будут четко отражены все условия и нюансы. Экскурсовода лучше поискать среди местных, чтобы не оплачивать ему поездку. 

Как взаимодействовать с партнерами и клиентами. Бронь гостиницы и автобуса обычно осуществляется заранее с предоплатой в размере 30-50%. Имейте в виду, что при раннем бронировании многие туроператоры делают определенную скидку. 

здесь.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Возрастной фактор

Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.

Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.

Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада.  Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.

Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.

Экотуризм

В последние годы популярность набирает бизнес на экотуризме. Городские жители устают от суеты и хлопот, стремятся выбраться на свежий воздух и насладиться природой. Так и появляются предприниматели, которые могут предоставить комфортное жилье в аренду и организовать досуг туристов. 

Экотуризм предполагает погружение городских жителей в атмосферу, которая кардинально отличается от их обычной жизни. То, что для деревенских – обычное дело, для горожанина – развлечение и экзотика. 

Идея прибыльная и перспективная, но имеет и определенные сложности. 

  • Во-первых, не в каждой деревне можно основать такой бизнес. Одним комфортным жильем туристов не привлечешь. Хорошо, если в деревне есть чистое озеро, красивый лес или другие интересные места. 

  • Во-вторых, эта идея подходит владельцам нескольких домов с удобствами, красивого большого приусадебного участка. 

  • В-третьих, необходимо продумать, как организовать досуг туристов (экскурсии, рыбалка, развлечения и т.д.). Поэтому лучше начинать такое дело, когда уже есть соответствующие ресурсы. Если стартовать с нуля, потребуется много средств и времени. Подробные расчеты по открытию агроусадьбы, занимающейся организацией досуга посетителей, можно прочитать здесь.

И все же главное – предприимчивость. Вы можете даже с минимальным капиталом открыть бизнес в этой сфере. Например, предложить рыбалку, сбор грибов и ягод, плавание на лодках, велосипедные прогулки и туры, курсы по выживанию, фотоэкскурсии и т.д. Также вы можете рассмотреть корпоративную нишу, совместив экотуризм с бизнес-тренингами.

Методика показа экскурсионных объектов

Показ – основной элемент экскурсии, с помощью которого целенаправленно наблюдается экскурсионный объект.

Необходимо уделить внимание выбору месторасположения группы по ходку движения с остановкой у объектов.

Особенностями экскурсионного показа являются активность, целенаправленность, последовательность, опережающая роль показа. Виды осмотра – техническое оборудование, схемы, таблицы, изобразительные картины, рисунки, фотокопии.

Средствами показа являются жест экскурсовода, рассказ, словесное описание.

Особенности рассказа в экскурсии:

1. Зависимость от движения группы.

2. Подчиненность показу.

3. Использование зрительных доказательств.

4. Ограниченность во времени.

Принципы построения рассказа:

1. Индуктивный – от частного к общему.

2. Дедуктивный – от общего к частному.

3. От известного к неизвестному.

Приёмы рассказа:

1. Экскурсионная справка сжатое изложение фактического материала.

2. Описание – последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта.

3. Объяснение – подробный рассказ об объекте.

4. Комментирование – применяется в том случае, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (работающее оборудование).

5. Цитирование – использование отрывков их художественной литературы, речей, отчетов и т. д.

6. Беседа – вопросы и ответы.

Цель рассказа – вовлечь в экскурсию. Рассказ должен быть доступным, точным, научным, образцовым. Должны быть использованы логические переходы, которые способствуют цельности рассказа, последовательности изложения.

Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед учащимися

Если учащиеся должны познакомиться только с оборудованием, то все внимание сосредотачивается на нем. Если же с технологическими процессами, то изучают их.

В конце экскурсии подводятся итоги. Учитель напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли учащиеся усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для учащихся непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии учащиеся готовят устные или письменные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки, пишут сочинения.

Экскурсия: «Кто построил дом?» (пример)

Учебно-воспитательные задачи:

— знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;

— знакомить учащихся со строительными материалами;

— нацеливать учащихся на выбор различных профессий;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

— рисунки с фрагментами строительных работ;

— загадки и рисунки со строительной техникой;

— фотографии с видами города.

Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, целей задач экскурсии.

3. Беседа в классе.

Словарные слова: стройка, строитель, экскаватор, башенный кран, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор, копёр.

Сегодня мы с вами проведем экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе, и какие материалы используют при постройке дома.

Прежде чем построить дом, необходимо подобрать место для строительства дома. Потом с помощью землеройных машин (бульдозеров, грейдеров, скреперов, экскаваторов) производят планировку поверхности строительной площадки, прорывают траншеи для укладки в них наружных сетей канализации, водопровода, газа, электричества и телефона. Архитекторы разрабатывают чертежи будущего дома, И вот на строительную площадку приходит: «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, землю рою и тащу»,

Да, это экскаватор, который роет котлован и траншеи – под подвальные помещения и фундаменты. Если грунт слабый, здание устанавливают на железобетонные сваи, которые забивают и с помощью сваебойной машины – копра. В траншеи укладывают сборные фундаментные блоки и делают стены подвалов. На стены подвалов укладывают железобетонные плиты перекрытий – это приступили к работе каменщики. В этой работе каменщикам помогает – угадайте что? «Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?» Да это подъемный кран. Управляет этой машиной крановщик, а груз подготавливают для подъема стропальщики. Сварщики скрепляют между собой блоки и панели, сваривают арматуру для бетонных работ.

По окончании подземных строительных работ переходят к возведению наземной части здания. В зависимости от типа здания устанавливают крупные блоки или панели наружных или внутренних стен, перегородки, оконные и дверные блоки, укладывают плиты или панели перекрытий, сборные лестничные марши, крышу. Здания также могут возводить из кирпича или другого строительного материала.

Наряду с общими строительными работами ведутся специальные работы по устройству и монтажу сети водопровода и канализации, системы отопления, монтируются газопроводы, прокладываются линии электроосвещения, радио, телефона.

Завершающий этап строительства – это отделочные работы: штукатурные, малярные, плиточные, стекольные, обойные, устройство пола и его отделка.

Все трудоемкие виды работ при строительстве теперь механизированы. Операции по подъему сборных строительных конструкций производят с помощью башенных и автомобильных кранов и других подъемных машин и механизмов. Большинство других строительных работ также механизировано. Таким образом, технология строительного производства складывается из ряда производственных процессов. К ним относятся: земляные, буровые, взрывные работы, свайные, каменные, деревянные, бетонные и железобетонные работы, монтаж строительных конструкций, кровельные, гидроизоляционные, теплоизоляционные, отделочные работы.

Перед выходом на экскурсию педагог проводит с детьми беседу по технике безопасности, правилам поведения на объекте.

4. Посещение объекта.

В процессе посещения объекта дети должны ответить на вопросы:

— Какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?

— Рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?

— Какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?

5. Итог экскурсии. Педагог проводит обобщающую беседу по контрольным вопросам.

Сезонный фактор

Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.

Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек.  В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы  и другие места по желанию.

Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает  и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились. 

  1. На один автобус предполагается  количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается  ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих. 
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. 
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума. 
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути  возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

После мероприятия

Передать детей родителям или дежурному учителю. Лучше всего довозить детей до школы — эту точку знают все родители и легко смогут забрать детей. Если школа работает, можно оставить детей под ответственность охранника или дежурного администратора. Не желательно отпускать детей без присмотра: если родители берут на себя ответственность, заранее заручитесь их согласием в письменной форме. После поездки лучше еще раз измерить у детей температуру тела. 

Отчитаться перед директором. Это не мелочь — руководителю будет спокойнее, если он будет знать, что мероприятие прошло по плану и все дети и педагоги в порядке. 

Документы для экскурсии

К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:

  • Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
  • Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
  • Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
  • Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
  • Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.

ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками

  • Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
  • Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
  • Сведения о медработнике, копия его лицензии.
  • Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
  • У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.

Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.

После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали  детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.

Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка  – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»

Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.  

Городские экскурсии

Если живете в городе, о котором есть что рассказать, и знаете его историю, вы можете заработать на индивидуальных экскурсиях для туристов. Необязательно жить в городе-миллионнике, куда съезжаются туристы со всего мира. Организовать интересную экскурсию для приезжих можно и в небольшом городе. А если предложить необычную форму проведения экскурсии, то можно привлечь и жителей города. 

Успех дела полностью зависит от ваших способностей

Здесь важно умение удержать внимание слушателя, правильно говорить, создавать настроение. Ведь люди идут на экскурсию не столько за какими-то знаниями, сколько за эмоциями. Для них это – культурная форма развлечения

Поэтому заунывное перечисление исторических фактов вряд ли сойдет за интересную экскурсию.

Для них это – культурная форма развлечения. Поэтому заунывное перечисление исторических фактов вряд ли сойдет за интересную экскурсию.

Но если вы продумаете маршрут, добавите элементы квеста, превратите экскурсию в игру, проведете по необычным местам города, покажите самые фотогеничные места, расскажите городские легенды и, главное, вызовете положительные эмоции, то получится хорошая услуга, за которую будут готовы платить. 

В последнее время популярность набирают городские экскурсии с определенной тематикой, например: гастрономические туры, экскурсии по местам криминальной истории, романтические прогулки, экологические тропы, экскурсии на велотакси, индивидуальные прогулки для семей и т.д. Отличный способ выделиться на фоне конкурентов — создать экскурсии с элементами спектакля или перформанса по маршруту следования. Расчеты для такого проекта можно найти в этом бизнес-плане.

Стоимость городских экскурсий составляет 2-4 тыс. рублей. Продолжительность пешей экскурсии – 2 часа, а вот автобусная экскурсия может длиться и 5 часов. Организация последней наиболее трудоемка и требует больших финансовых затрат, так как без автобуса не обойтись. Его придется либо брать в аренду, либо приобретать, если речь идет об организации крупного экскурсионного бюро. Подробную информацию об организации такого бизнеса в цифрах можно найти здесь.