ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Масштабные испытания БПЛА в Прибалтике

Этим летом в Эстонии и Финляндии отрабатываются различные сценарии применения беспилотников: начиная от совместных с ПВС полетов и доставки грузов, заканчивая полетами аэротакси с человеком на борту.
2 СЕНТЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Программа SESAR GOF (Gulf Of Finland) является одной из шести демонстраций U-Space, которые в течение следующего года будут проводиться в различных районах Европы. Цель — продемонстрировать возможности управления широким спектром операций беспилотников, а также отработать взаимодействие БПЛА с пилотируемой авиацией.
Программа полетов
GOF включала в себя: совместные полеты БПЛА, авиации общего назначения и планеров; операции в контролируемом воздушном пространстве; городские полеты; поисково-спасательные операции над Финским заливом; международную доставку грузов; полеты на дальние дистанции; полеты аэротакси.
В различных этапах проекта принимали участие крупные отраслевые организации, среди которых: Estonian Air Navigation Services (EANS), ANS Finland, Robots Expert, Frequentis, Altitude Angel Limited, AirMap, Avartek, BVdrone, а также пограничные службы и полиции двух стран.
Под крылом самолета
Одним из первых и наиболее интересных этапов программы были совместные полеты дронов и пилотируемой авиации на аэродроме Pyhtää в Финляндии.

Легкомоторный Cessna 172 выполнял полеты совместно с двумя дронами и тремя радиоуправляемыми моделями. На высотах до 2000 футов (порядка 600 м) для передачи данных ситуационной осведомленности применялась мобильная связь 4G. Для отслеживания воздушного движения также использовалось оборудование АЗН-В 1090ES и FLARM. FLARM работает по схожим с АЗН-В принципам, однако предназначена для небольших вертолетов, дельтапланов или планеров. Ниже приведен фрагмент архитектуры GOF, где наглядно видна роль АЗН-В, FLARM и 4G в передаче данных от беспилотников.
В городе
Другая значимая часть программы — полеты беспилотников в контролируемом воздушном пространстве Таллинна.

Один из сценариев моделировал дорожно-транспортное происшествие, вокруг которого создавалась запретная для полетов зона. В ходе демонстрации отрабатывались процедуры создания зоны ограничения, контроля соблюдения ее границ, а также удаленной идентификации дронов. Только один полицейский беспилотник имел доступ в зону, а остальные БПЛА были удаленно идентифицированы и предупреждены о необходимости немедленной посадки.
По результатам демонстрационных полетов была подтверждена особая значимость единой платформы обмена информацией, которая бы объединяла различных поставщиков услуг UTM (Unmanned Traffic Management).
Над заливом
Программу GOF выделяет еще и то, что в ней задействованы сразу две страны, а часть полетов выполняется над Финским заливом.
Совсем недавно, 22 августа, данный блок испытаний был успешно завершен. Полеты над Финским заливом стали одним из наиболее масштабных этапов тестирования UTM. В ходе испытаний выполнялся 90-километровый перелет из Эстонии в Финляндию. Сразу 19 компаний внесли свой вклад в осуществление данного полета, а для управления применялись технологии компаний: Unity, Frequentis и Airmap.
Аэротакси
Финальная и наиболее амбициозная часть программы была реализована буквально на днях — 29 августа: знаковый полет аэротакси с человеком на борту в аэропорту Хельсинки. Для этих целей применялось аэротакси Volocopter, о котором мы писали в недавнем выпуске дайджеста.
Роль связи
По результатам проведенных испытаний, власти стран обратились к сотовым операторам с просьбой принять большее участие в разработке специализированных решений.
Йонас Штернберг — исполнительный вице-президент Robots Expert подчеркнул важную роль взаимодействия между системами управления движением беспилотных летательных аппаратов и традиционной системой ОрВД.
«Проблема заключается в том, что традиционная система ОрВД пока не используют в полной мере технологии обмена цифровыми сообщениями/информацией. Для многих задач используется традиционная радиосвязь, которая применялась еще во времена Второй мировой войны. Когда речь заходит о современных полетах БПЛА, такой подход больше не будет работать»,
— подчеркивает Йонас Штернберг.
Дроны уже становятся реальностью в городских районах Финляндии, помимо локальных проектов здесь развиваются и глобальные, к примеру Wing от Google.
В сердце системы
В ходе одного из докладов отдельно обсуждалась роль FIMS для взаимодействия со ОрВД
В заключение стоит дополнительно выделить роль единой системы обмена информацией — FIMS. Именно FIMS является связующим звеном, без которого невозможно эффективное взаимодействие между всеми участниками.

FIMS используется для передачи данных между: БПЛА; провайдерами услуг U-Space; службами ОрВД. Передаваемые данные включили в себя информацию о воздушном движении, планы полетов, аэронавигационную информацию и проч.

6 августа сообщалось, что Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии (FOCA) объявило о развертывании FIMS. В архитектуре Швейцарской части U-Space также видна связующая роль FIMS.
Ранее Sky review уже писал о схожей технологии из области гражданской авиации — SWIM. Она внедряется в ряде стран, и ее эксплуатируют уже более 170 пользователей. Система является одной из ключевых инициатив в рамках программы SESAR, а также Глобального Аэронавигационного Плана ИКАО. Именно на основе принципов SWIM реализуются службы обмена информацией для полетов БПЛА — FIMS.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: