ОБЗОР

МАКС, БАС и последний шанс

В рамках работы крупнейшего аэрокосмического салона России обсудили перспективы развития БПЛА.
5 СЕНТЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 7 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
МАКС-2019, 14-й по счету, стал событием. Как и ожидалось, на полях авиасалона развернулось масштабное представление, включившее в себя статическую экспозицию и яркую летную программу. Впечатлило и обилие дискуссионных площадок, на которых обсудили самые актуальные отраслевые вопросы.
В этом году МАКС порадовал и тем, что здесь впервые были организованы специальные пространства для АОН и БАС. Последние, кстати, находятся под пристальным вниманием как общественности, так и экспертного сообщества. Это вполне объяснимо, учитывая тот в факт, что в настоящее время вопрос безопасной интеграции беспилотных систем в ВП актуален во всем мире.
Официальная фотогалерея салона: aviasalon.com/ru/about/photo-gallery
В тематической группе беспилотных систем произошло несколько знаменательных событий, на которых стоит остановиться отдельно. Первое из них состоялось 28 августа. Круглый стол «Интеграция беспилотных авиационных систем в сферу гражданской авиации России: законодательство, сертификация, технологии», организованный ГК «Кронштадт», собрал солидную аудиторию из представителей отраслевых ведомств, эксплуатантов и производителей БАС.
Во время круглого стола обсудили перспективы интеграции беспилотных систем в общее воздушное пространство на базе таких технологий, как АЗН-В, DAA, МПСН и проч. Участники мероприятия призвали следовать общепринятым мировым стандартам и тенденциям в этой сфере на основе базовых рекомендаций ИКАО.
Позиция АЗН-В в пустыне
30 августа было запланировано еще одно мероприятие — конференция «Беспилотная авиация — из настоящего в будущее». Его организаторами выступили ПАО «Газпром нефть» и Ассоциация «Аэронет» при поддержке АО «Технодинамика».
В первом блоке мероприятия были представлены доклады крупнейших системных потребителей услуг БАС с оценкой текущих и перспективных объемов и направлений применения беспилотных систем с оценкой экономического эффекта как для компаний, так и в целом для государства. О своих проектах рассказали представители ПАО «Газпром нефть», ИК «Сибинтек», НИИАС РЖД, ФБУ ВНИИЛМ, ПАО «Россети».
Стоит отметить, что у всех эксплуатантов БАС в настоящее время имеется самый живой интерес к теме развития беспилотных систем. Эти технологии предоставляют колоссальные возможности для самых разных сфер бизнеса и народного хозяйства, в связи с чем актуализируется вопрос снятия всех существующих в данной сфере барьеров.
Обеспечение безопасности полетов трудно представить без технологии АЗН-В. Эта тема была поднята во время дискуссионного блока конференции. Присутствовавший на мероприятии начальник отделения ГосНИИ АС Эдуард Фальков традиционно выступил с позиции необходимости внедрения в России второй линии передачи данных АЗН-В VDL-4, которая каким-то образом (каким именно — выступающий не пояснил) должна обеспечить киберзащищенность радиолиний. 1090ES и UAT, по словам Эдуарда Фалькова, неспособны обеспечить эту функцию.
Присутствовавшие на мероприятии представители Минтранса, ГосНИИ ГА и НПП «ГЛОНАСС» с этой позицией не согласились. В своих выступлениях они отметили, что ни одна из ЛПД АЗН-В не застрахована от несанкционированного внешнего воздействия. Именно поэтому проблема кибербезопасности в авиации во всем мире решается за счет использования вторичных радиолокаторов и МПСН. Многопозиционные системы наблюдения на базе 1090ES сегодня внедряются как в отдельных аэропортах — MLAT, так и для покрытия больших территорий — WAM. И МПСН уже доказали свою эффективность.
Стоит отметить, что тема использования двух стандартов ЛПД в РФ по примеру США искусственно подогревается в РФ долгое время. Однако сторонники этой модели не находят поддержки ни у экспертного сообщества, ни среди регулирующих органов.
С другой стороны, по оценке экспертов, сегодня Россия катастрофически отстает в сфере БПЛА, и у нашей страны имеется лишь небольшой шанс наверстать упущенное. Для этого необходимо активно внедрять общепринятые системы, а не тратить время на обсуждение технологий, устаревших еще в середине прошлого века.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: