ОБЗОР

Летательный исход

Увеличение штрафов для дронов-нарушителей — приговор для отрасли или начало формирования системы с четкими правилами?
12 АВГУСТА / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 26 июля этого года для владельцев дронов, которые нарушат правила использования воздушного пространства, штрафы увеличатся в десять раз. Раньше физическому лицу пришлось бы заплатить 2−5 тысяч рублей, должностному — 25−30 тысяч. Теперь эти суммы в первом случае составят 20−50 тысяч рублей, во втором — 100−150 тысяч. Стоит оговориться, что речь не идет о случаях, которые влекут за собой уголовную ответственность.
Законопроект № 547 297−7 был отложен почти на полгода. Его планировали принять уже в начале 2019-го, однако внесенный в Госдуму в сентябре прошлого года проект закона вызвал острую реакцию у авиалюбителей. В опубликованной ими петиции, в частности, отмечалось несовершенство законодательства в сфере БАС. Увеличение штрафов в этих условиях, по мнению авторов петиции, может стать репрессивным инструментом.
Свадебный переполох
По мнению генерального директора фирмы «Съемка с воздуха» Вячеслава Барбасова, данный закон не связан с какой-либо глобальной стратегией по регламентации правил в отрасли, вместе с тем он предоставляет благодатную почву для неприятных инцидентов.
«В парке Царицыно регулярно проходят свадьбы, которые сегодня редко обходятся без съемок с квадракоптеров. Теперь любой человек в форме может подойти и собрать с этих людей дань»,
— прокомментировал он ситуацию для Sky Review.
«Понятное дело, что никто не захочет с ними связываться, предпочтут договориться на месте».
По словам Вячеслава Барбасова, если такие инциденты все же будут доходить до суда, то это создаст коллапс, так как законодательная база в сфере БАС в настоящее время находится в сыром состоянии.
Вячеслав Барбасов
Может ли владелец дрона все же защитить себя? Как рассказывает Вячеслав Барбасов, таких механизмов не очень много, но они существуют. Рецепт здесь следующий — необходимо хорошо знать свои права и использовать эти знания при возникновении тех или иных инцидентов.
«Если у вас есть сертификат на эксплуатацию БПЛА, имеются страховка, серийный номер на аппарате, документы на использование воздушного пространства, документ о прохождении курсов „Операторов БПЛА“, то можно это противопоставить претензиям штрафующего, несмотря на фактическую юридическую ничтожность предъявляемых документов»,
— поделился советом Вячеслав Барбасов.
В помощь эксплуатантам дронов и сервисы ФГУП «ГК по ОрВД». В открытом доступе имеется карта, в которую оперативно вносятся обновления по состоянию воздушного пространства, за исключением специальных, в первую очередь, военных объектов. Там можно всегда удостовериться в том, что вы запускаете квадракоптер в пределах открытого воздушного пространства.
«Российский рынок БПЛА (если не брать военные дроны) сегодня составляет 10 млрд рублей в год. Это бюджет средней российской компании. Есть опасения, что подобные законы еще больше ужмут этот рынок, а отрасль глубже уйдет в серую зону. Все чаще организации опасаются приобретать дрон для выполнения задач и заказывают услуги, а в последнее время начали опасаться заказывать и услуги под гнетом непонятной нормативной базы вокруг БПЛА. Это не очень хорошие тенденции»,
— подытожил Вячеслав Барбасов.
Единые подходы
Однако в ужесточении правил не все видят подвох. По мнению авиационного эксперта, управляющего компанией «Авиатим» Вячеслава Илюшина, четкие и прозрачные законы в отрасли давно назрели.
«Сегодня БАС используются все активнее, поэтому вопросы безопасности начинают играть определяющую роль»,
— рассказал он в интервью Sky Review.
«Надо понимать, что в настоящее время происходит формирование беспилотной транспортной системы, а она без единых правил существовать не может»,
По его мнению, ограничения для дистанционных пилотов дронов должны выступать в качестве определения меры ответственности. Эксплуатантов БАС необходимо тщательно подготавливать к управлению БПЛА.
«В советские времена получивший права на вождение автотранспортом человек первое время мог двигаться по трассе со скоростью не больше 60 км/ч. Так и здесь — люди, которые управляют дронами, должны какой-то период иметь ограничения»,
— сказал Вячеслав Илюшин.
По мнению эксперта, инициатива по ужесточению штрафов — привычное явление для российской законодательной практики.
«У нас сложилась такая система, что сначала идет запрет, затем осмысление и потом уже приведение к некому здравому смыслу. Негативная реакция представителей отрасли понятна — у них свои опасения. Поэтому было бы неплохо при разработке таких законов учитывать мнение экспертного сообщества».
Укрощение БПЛА
В январе текущего года, когда в Госдуме закон об увеличении штрафов был принят в первом чтении, представители власти ссылались на многочисленные нарушения дронами правил ИВП. По словам заместителя главы Минтранса Николая Захряпина, в период с 2015 по 2017 гг. было зафиксировано боле 1,3 тысяч таких нарушений. Во время заседания ГД он сказал:
«Есть случаи, когда дроны находились в зоне совершения регулярных рейсов самолетов, и это реально создает опасность для полетов, для безопасности пассажиров. Нам не хотелось бы доводить ситуацию до той черты, когда возникнут конкретные примеры с катастрофами, повлекшими принятие незамедлительных мер по усилению законодательства».
По мнению пилота с многолетним стажем и авиационного эксперта Вячеслава Зикеева, проблема дронов-нарушителей более чем актуальна.
Вячеслав Зикеев
«Это очень серьезный вопрос. Сегодня для многих дроны — это инструмент развлечения. Их могут запускать даже школьники, которые вряд ли понимают, с чем имеют дело»,
— рассказал он Sky Review.
«Если беспилотник окажется на пути у ПВС, то летчик его увидит в самый последний момент, когда уже невозможно совершить маневр и увернуться. А то, что после этого произойдет с самолетом, можно понять, посмотрев соответствующие ролики в сети».
Стоит отметить, что в настоящее время во всех странах вопрос законодательного регулирования дронов стоит остро. К примеру, недавно в Японии был принят закон о запрете управлять БПЛА в нетрезвом состоянии. А в Англии анонсировали введение возрастных ограничений на управление беспилотниками.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: