СТОРИТЕЛЛИНГ

Конституция мировой аэронавигации

Так по-другому можно назвать Чикагскую конвенцию, которая регламентирует главные правила поведения в международном воздушном пространстве.
24 ЯНВАРЯ / 2020 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Позиция АЗН-В в пустыне
«Принимая во внимание, что будущее развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозу всеобщей безопасности»,
— говорится в преамбуле этого документа, подписанного 7 декабря 1944 года. Тем самым был заложен фундамент для создания новой Международной организации гражданской авиации — ИКАО.
В преамбуле неслучайно говорится о важности поддержания дружбы и взаимопонимания между народами. Надо понимать, в какие сложные времена готовилась конвенция, — в период, когда еще не закончилась II Мировая война. В эти годы особое развитие получила авиация, в том, числе предназначенная для гражданских целей. Уже во время войны стало очевидным, что без единых правил в этой области послевоенный мир просто не сможет существовать.
Чикагская конвенция родилась на благодатной почве. Уже после I Мировой войны в Европе задумались над тем, чтобы разработать для динамично развивающейся гражданской авиации единые стандарты. Эта инициатива тесно связана с именем французского летчика Альберта Жана Ропера, позже ставшего генеральным секретарем Международной аэронавигационной комиссии (CINA), а затем и ИКАО. Именно ему принадлежит идея создания международной конвенции, которая бы регулировала отношения государств в воздухе.

И 13 октября 1919 года такой документ в Европе был подписан — Парижская конвенция. В начале 20-х гг. прошли собрания Комиссии по аэронавтике Конференции послов, на которых выступил Ропер. Француз представил проект для создания Международной аэронавигационной комиссии (CINA), которая должна была способствовать глобальному сотрудничеству в сфере ГА, а также принятию международных правил в этой сфере.
Стоит отметить, что на американском континенте тоже создали свою комиссию по аэронавигации — КАПА. Эта организация появилась по итогам Межамериканской конференции по вопросам ГА, состоявшейся в 1927 году. Таким образом, в мире появились две организации, которые занимались одними и теми же вопросами, но на разных континентах. Еще одно свидетельство тогдашней поляризации планеты.
Во время Второй мировой войны вопрос глобализации стал особенно актуален. Пришло понимание, что поляризация ведет к конфликтам и неприятным инцидентам, в том числе, в воздушном пространстве. Еще за два года до окончания войны по всему миру начался активный переговорный процесс, целью которого было создание новой аэронавигационной «конституции» и вместе с тем глобальной организации ГА. Инициаторами выступили три страны — США, Канада и Великобритания. Наиболее активно себя вели Соединенные Штаты, которые разослали 55 странам приглашение принять участие в международной конференции. На приглашение откликнулись все, кроме СССР. Наша страна присоединится к ИКАО лишь в 70-е гг.
Работа Конференции по международному воздушному праву начала свою работу в Чикаго 1 ноября 1944 года. Пять недель шли переговоры и обсуждения, касающиеся вопросов настоящего и будущего мировой аэронавигации. И по итогам этого сложного процесса 7 декабря 1944 года 38 государствами была подписана Чикагская конвенция. Через два года, после того, как 26 ратификационные грамоты были сданы на хранение, документ, согласно своей 91-й статье вступил в силу. Сегодня участниками Чикагской конвенции являются 191 государство.

Читайте также про ИКАО

Чикагская конвенция — основной источник международного воздушного права. Она состоит из более чем 20-ти глав и 96 статей. Особое внимание в документе уделено вопросам приверженности всех подписантов единым правилам. Так, согласно статье, 37 каждое государство-участник обязуется «сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее».

Не обходит стороной Чикагская конвенция и быстроразвивающуюся сферу — БПЛА. В статье 8 говорится, что необходимо обеспечивать контроль полета БАС, «который позволял бы исключить опасность для гражданских воздушных судов». Это хорошо иллюстрирует позицию ИКАО по данной сфере: полеты дронов должны осуществляться на технологиях, сопрягаемых с оборудованием, использующемся в ГА.
Таким образом, Чикагская конвенция является основополагающим документом, служащим всестороннему развитию мировой ГА. Она и конституция, и мировой аэронавигационный арбитр в одном лице.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: