интервью

Консолидация сил в АОН

Специальное интервью руководителя Московского авиаузла «Профсоюза АОН» и первого директора недавно созданного МалАП Дмитрия Куликова для портала Sky review.
18 СЕНТЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
На МАКС-2019, где впервые была представлена АОН, произошло знаменательное событие. Группа представителей этой ниши договорилась о создании специальной организации, которая будет заниматься проблемами развития определенного сегмента АОН — легкой авиации до 5 700 кг. Об этом Sky review писал совсем недавно.
МалАП возглавил Дмитрий Куликов, известный своей жесткой позицией в вопросах отстаивания интересов производителей легкой авиации. В своем интервью он рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются представители АОН в РФ, и о путях преодоления существующих барьеров.
— Дмитрий, чем обусловлено слабое развитие АОН в нашей стране?
«Все просто и вполне логично. Частная собственность и частная авиация появились у нас около 30 лет назад, поэтому и отстаем в этой сфере. При этом за годы существования авиации общего назначения в головах многих руководителей представители АОН закрепились как „самоубийцы и алкоголики“, которые портят статистику авиационных происшествий. Отсюда — соответствующие решения. Существенным ударом по малой гражданской авиации стало, к примеру, Постановление Правительства № 1283 (2015 г.) „Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации“, смысл которого заключается в передаче функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в пользу Минпромторга, Минтранса и Росавиации, уничтожившее систему сертификации легкой авиации. Кстати, одной из важнейших задач организации МалАП, которая сейчас создана, будет достижение саморегулирования в легкой авиации до 5 700 кг. Это поможет исправить ситуацию, и здесь предстоит огромная работа».
— По каким направлениям сегодня чаще всего приходится отстаивать права и интересы производителей и пилотов АОН?
«Между статусами „АОН“ и „коммерческого эксплуатанта“ имеется тонкая грань, и это зачастую становится причиной различных инцидентов. Если пилот на своем воздушном судне летит по личным делам: участвует в соревнованиях, фестивале, авиашоу или полетел на рыбалку с друзьями, то здесь он выступает как представитель авиации общего назначения. Когда же он выполняет авиаработы или совершает учебные полеты, он уже — эксплуатант или авиационный учебный центр (АУЦ). Пару лет назад у нас была волна судебных разбирательств, связанных с инкриминированием пилотам ст. 238 УК РФ. Это было связано с эпизодами, когда пилоты брали на борт туристов. Несмотря на отсутствие ущерба пассажирам, летчикам вменяли „коммерческую перевозку пассажиров с риском для жизни и здоровья“. Кто-то получил тогда условный срок и штраф по 238-й статье, однако некоторых нам удалось отстоять и переквалифицировать нарушения из уголовного в административное поле. Были случаи, которые доходили до смешного — когда вменяли перевозку даже в тех случаях, когда место взлета и посадки совпадали, то есть никто никого никуда не перевозил. Сегодня по АОН продолжают наносить серьезные удары, которые связаны с рядом инициатив сверху. Это и массовое закрытие АУЦ Росавиацией и прокуратурой, и новое требование исключить единичные экземпляры воздушных судов (ЕЭВС) из Сертификата эксплуатанта, и стандарты оформления сертификата летной годности (СЛГ). Вот такие, на мой взгляд, странные инициативы привели к тому, что более 70% ВС АОН в России оказались вне закона».
— Российское законодательство в сфере АОН можно считать удачным?
«Многое в воздушном законодательстве РФ сделано неплохо — сложилась по большому счету нормальная правоприменительная практика. Однако имеются здесь и откровенные провалы. Остро стоит вопрос о саморегулировании в АОН и авиаработах. Очень сложная ситуация с сертификацией типовых ВС — у нас просто нет Федеральных авиационных правил (ФАП) по сертификации ВС в ГА. Отсутствует утвержденный порядок аккредитации сертификационных центров для оформления СЛГ — совершенно не понятно, по каким критериям частные предприятия приобретают статусы сертификационных центров. Именно к решению всех этих вопросов будет подключаться организация МалАП. Думаю, и „Профсоюз АОН“ продолжит активную деятельность по этим направлениям».
— МАКС-2019 стал для АОН историческим?
«К сожалению, площадка МАКС не помогает нам во взаимодействии с авиационными властями, а без этого сложно решать важнейшие для отрасли вопросы. Однако салон может стать неплохой платформой для более глубокой кооперации членов АОН. Мы можем обмениваться актуальной информацией и опытом, вырабатывать стратегию поведения. Уверен, благодаря совместным усилиям мы сможем изменить настоящее и будущее легкой авиации России».
Дмитрий Куликов
Руководитель Московского авиаузла «Профсоюза АОН» и первый директор МалАП.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: