СТОРИТЕЛЛИНГ

Исторический полет

Компания «Газпром Нефть» первой в России использовала дроны в геологоразведке и оказалась в авангарде развития отечественных БАС-технологий.
21 ОКТЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Позиция АЗН-В в пустыне
В условиях Заполярья
Ноябрь 2018 года. Полуостров Ямал. Температура воздуха -30 градусов по Цельсию, скорость ветра — 15 метров в секунду. В это время местные жители лишний раз не выйдут на улицу. В преддверии заполярной зимы многие уже перестроили ритм жизни, окопавшись в своих жилищах-берлогах.
На эту неприветливую землю высаживается десант из 26 человек от 8 организаций. Члены группы одеты в утепленные спецовки, снаряжены специальным оборудованием. Они движутся по безлюдной холодной пустыне, не зная, что их ждет впереди.
Нет, это не сцена из киносаги «Чужие», а всего лишь историческое событие в развитии отечественных беспилотных технологий. Громко сказано? Возможно. Однако подобное утверждение напрашивается. Во время испытаний в Новопортовском нефтегазовом месторождении специалисты компании «Газпром Нефть» совместно с своими партнерами впервые осуществили геофизический метод геологоразведочных работ с помощью БПЛА.
Решение провести опыты в условиях экстремальных климатических условиях не было случайным. В ходе испытаний было важно понять, смогут ли дроны производить необходимые замеры круглогодично, в самых непростых метеоусловиях. От этого зависела судьба всего эксперимента.
Минус пилот
Магнитометрическая съемка — один из наиболее успешных методов геологоразведки, который был разработан еще в 60-х гг. прошлого века, и с того времени не раз подтверждал свою эффективность. Магнитная аэросъемка используется на ранних этапах геологоразведки, предшествующих более дорогим в последствии методам. По сути, это сбор первичной информации о строении пород месторождения.
«Традиционно магнитометрические съемки осуществляются с помощью небольших самолетов»,
— рассказывает руководитель направления БАС ПАО «Газпром Нефть» Никита Сивой, который и возглавлял вышеописанную экспедицию на Ямал.
«Но съемка с пилотируемого летательного аппарата имеет существенные недостатки: потребность в инфраструктуре для базирования ЛА, медленная разворачиваемость, высокая стоимость летного часа».
Пару лет назад в связи с актуализацией в мире геофизического метода исследований перед инженерами «Газпром Нефти» была поставлена задача реанимации соответствующих опытов. При этом необходимо было разработать проект с применением БАС, реализация которого не обошлась без трудностей. Подготовительный этап включил в себя получение на разных стадиях множества разрешительных документов, необходимых для проведения полетов. На эти и другие бюрократические нюансы ушло почти полгода.
В режиме нон-стоп
На Ямал группа испытателей прибыла не «с пустыми руками». Еще на этапе подготовки по заказу «Газпром Нефти» российскими разработчиками БАС был сконструирован носитель на базе БПЛА вертолетного типа, оборудованный магнитометром. Добравшись до месторождения, группа приступила к первым испытаниям. Полеты проводились на высоте 50−70 метров, что позволило получить максимально точные данные по состоянию пород.
Никита Сивой и первый в истории беспилотник-геологоразведчик год спустя вновь «встретились» — уже на полях МАКС-2019
«Мы работали в разное время суток и в максимально сложных погодных условиях»,
— вспоминает Никита Сивой.
«Каждый вылет дрона совершался на расстояние до 55 км и длился в среднем около 90 минут. Суммарный налет составил 1000 км».
На месторождении экспедиция провела прочти два месяца. После сбора и последующей интерпретации информации стало понятно, что подобный метод магнитометрических съемок дешевле традиционных в семь раз.
В настоящее время в компании рассматриваются опции для дальнейшего развития проекта. В частности, — возможность увеличения преодолеваемых БПЛА расстояний за счет использования «тяжелых» дронов самолетного типа. Для реализации проекта в производственных масштабах необходимо, чтобы беспилотники за один полет преодолевали расстояние до 500 км.
Важный аспект успешного воплощения этих планов — снятие существующих барьеров в сфере БАС. В данном вопросе компания «Газпром Нефть» и другие эксплуатанты беспилотных систем выступают единым фронтом. И здесь уже речь идет не о решении локальной задачи в рамках отдельно взятого проекта, а о развитии целой высокотехнологичной ниши в сфере гражданской авиации.
В тему
Стоит отметить, что сегодня применение БПЛА в северных широтах оценивается как крайне перспективное направление. Нефтегазовая транснациональная корпорация Total, национальная служба воздушного движения Великобритании NATS и центр нефтегазовых технологий OGTC недавно запустили совместный проект по применению БПЛА для инспекции инфраструктурных объектов в Северном море. Стоит также отметить, что еще в 2010 году NATS развернула широкозонную мультилатерацию на платформах по добыче природного газа и нефти в том же Северном море. Целью проекта стало повышение безопасности полетов, используемых в работах на шельфе вертолетов.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: