Чем отличается магнитный азимут от истинного и для чего это нужно знать

Содержание:

Истинный меридиан против произвольного меридиана

Большой круг, который проходит через истинный север и истинный юг, известен как меридиан. Круг, описываемый пересечением поверхности Земли с плоскостью, проходящей через центр Земли, известен как большой круг. То есть большой круг — это круг, начертанный на поверхности сферы (земля считается сферой), причем оба имеют одинаковый диаметр. Меридиан 0 градусов известен как нулевой меридиан, от которого отсчитываются другие меридианы или линии долготы, проходящие через Гринвич, Англия. Направление, определяемое острым углом между линией и меридианом, называется азимутом.

Истинный меридиан

Направление от любой точки меридиана к Северному полюсу Земли определяется как истинный север. Это север по оси Земли. Истинный север также известен как географический север. Истинный юг также определяется аналогичным образом. Истинный меридиан определяется как плоскость, которая проходит через истинный северный полюс и истинный южный полюс в месте наблюдения. Истинный меридиан может быть установлен астрономическими наблюдениями, поскольку он проходит через истинные север и юг. Истинный азимут — это горизонтальный угол между истинным меридианом и линией.

Произвольный меридиан

Произвольный меридиан — это любое удобное направление к четко определенному постоянному объекту. Эти меридианы используются для определения относительного направления других линий на небольшой площади. Горизонтальный угол между линией и произвольным меридианом определяется как произвольный азимут. Произвольный меридиан полностью игнорирует нулевой меридиан.

В чем разница между Истинным меридианом и Произвольным меридианом?

¤ Истинные меридианы фиксированы, тогда как произвольные меридианы меняются в зависимости от времени и местоположения.

¤ Истинный меридиан может быть установлен астрономическими наблюдениями, в то время как произвольные меридианы формируются человеком для их удобства.

¤ Истинный меридиан проходит через центр северного и южного полюсов, но произвольные меридианы не обязательно проходят через истинные север и юг.

¤ Как правило, произвольный меридиан используется для определения относительных направлений, тогда как истинный меридиан используется для определения абсолютных направлений.

¤ Произвольный меридиан подходит для съемки небольшой площади, тогда как истинный меридиан может использоваться для съемки больших площадей.

Методики определения азимута по карте

В зависимости от наличия оборудования под рукой и обстоятельств, путешественник выбирает подходящий способ определения азимутального угла с помощью карты.

Работа с транспортиром

Определить истинный азимут по транспортиру удастся, придерживаясь следующего алгоритма действий:

  • расположите карту на ровной поверхности;
  • отметьте исходную точку;
  • через точку проведите прямую линию по вертикали;
  • вторая точка на карте – объект, чей азимут определяется;
  • две точки соединяются с помощью транспортира, изменяется угол между ними, полученные показатели фиксируются.

Поиск азимута с помощью планшетного магнитного компаса

Определить истинный азимут на карте получится с помощью компаса. Лучше выбрать планшетный вариант. С помощью крышки из пластика со значениями получают точные показатели. С этой задачей справится даже начинающий турист:

  • Отмечаем на карте две точки (исходную и конечную).
  • Пластиковую крышку размещаем параллельно намеченному маршруту.
  • На каждой карте нарисована километровая разметка. Линии компаса должны совпадать с сеткой. Для этого прибор вращаем пока не получат нужный результат.
  • С помощью данного метода устанавливаем дирекционный угол, который переводим в азимут.

Как определить азимут объекта на местности

Как определить азимут на местности? Если вы отдыхаете на природе недалеко от населенных пунктов и заблудились, или вам захотелось проверить навыки ориентировки, но ни навигатора, ни ландшафтного плана под рукой нет, попробуйте установить азимут онлайн, используя специальное мобильное приложение.

Рисунок 1. Определение азимута объекта на местности

Если вы потерялись, например, в лесу, и у вас при себе есть навигатор, постарайтесь отыскать для себя ориентир, в направлении которого вы будете двигаться (вышки, крыши домов). Для лучшего обзора можно попытаться забраться на возвышенность. Используя навигатор, установите, какому азимуту соответствует направление, выбранное вами. Для этого установите его нулевым делением на север, и сделайте отметку необходимого направления на градусной шкале. Чтобы вам было проще, установите соответствие между сторонами горизонта и азимутом (рисунок 1).

Что делать, если приведенные способы не работают? Действительно, иногда бывает так, что движение по азимуту осложняется препятствиями, например водоемами или возвышенностями. В этом случае запоминают необходимый вектор движения и находят видимый ориентир, стоящий строго на этой линии. Соответственно, вы удлиняете маршрут и обходите препятствие, после чего вновь возвращаетесь на прямую. Дойдя до него, еще раз отметьте, какой азимут вам необходим, и найдите следующий ориентир в этом направлении.

Разумеется, процесс ускорится при наличии не устаревшего ландшафтного плана. Если у вас с собой нет транспортира, он легко заменяется ручным навигатором. Найдите на карте точку, где вы находитесь, и точку, куда вам необходимо добраться. Расположите устройство на карте в точке вашего местоположения, установив его нулевым делением в северном направлении. После этого ориентируйте план по сторонам света. Используя топографическую карту местности определите азимуты точки, куда вам нужно дойти. Этим способом пользовались как древние путешественники, так и наши современники, поскольку он точен и универсален.

Для наглядной демонстрации и более глубинного понимания рекомендуем посмотреть о том, как установить азимут онлайн видео по ориентировке.

Погрешности и почему они возникают

Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр

Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:

Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно

Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.

Сверку азимута основного направления необходимо регулярно производить Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.

Разница между магнитным и истинным азимутом

Установление азимута на местности осуществляется исходя из курса на север

При этом, определяя истинный показатель, берётся во внимание географическое расположение полюсов. От северного и южного полюса зависит и форма Земли, и её ось вращения

Если для ориентирования использовать компас, то он укажет на магнитный полюс, который находится на некотором расстоянии от точного географического направления на север или юг. Этот факт объясняется действием вокруг планеты магнитного поля, которое не соответствует истинным полюсам Земли.

Магнитный азимут

Из-за этих несовпадений в процессе ориентировки необходимо помнить, что изображение на карте соответствует географическим полюсам, а стрелка компаса нацелена на магнитные полушария. В этом случае можно рассчитать магнитное склонение, которое представляет собой разницу между значениями углов.

В определённых местах Земли погрешность между азимутами может существенно повлиять на маршрут путешественника

Например, находясь в диапазоне экватора, очень важно учитывать склонение. Ошибка всего в несколько градусов может сбить с намеченного курса на несколько десятков километров

В процессе работы с компасом есть возможность узнать степень склонения, а также его направленность в зависимости от сторон горизонта:

  • если прибор склоняется к востоку, то истинный меридиан и угол восточного склонения суммируются;
  • когда компас стремится к западному направлению, то, соответственно, склонение называют западным, а в формуле применяется вычитание.

Такие вычисления нужны, чтобы узнать магнитный азимут, исходя из величины истинного.

Истинный азимут

Склонение не только зависит от территории его определения, но и изменяет своё значение с течением времени. Поэтому ориентировщикам рекомендуется использовать только последние версии топографических карт

Кроме этого карты должны быть максимально подробными, чтобы была возможность брать во внимание даже незначительные ориентиры

Показатель магнитного склонения часто указан в нижней части карты. Если в походе используется не обновлённая карта, следует узнать его новое значение. Для этого проводятся два действия:

  • Умножить величину, которая показывает ежегодное изменение данного склонения, на общее количество лет, прошедших от начала действия используемой карты.
  • Затем к полученному числу прибавить величину магнитного склонения, указанное первоначально.

Азимут и его виды

Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

  • осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
  • определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
  • определять свое местоположение по двум ориентирам.

Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить направление по азимуту

Для начала рассмотрим, какие существуют виды азимутов. В зависимости от вида различаются способы его нахождения.

Ниже мы даем полный список определений:

  1. Магнитный азимут – находится при помощи компаса. Наиболее простой способ, поскольку это легкое и простое устройство обычно носят практически все путешественники. Ориентируясь на северный конец стрелки можно также найти азимуты сторон горизонта. Варианты, как рассчитать показатель по компасу мы приведем далее.
  2. Истинный азимут определяется по плану ландшафта при помощи транспортира, ориентируясь на географический полюс. Для работы с ландшафтным планом следует помнить, что север всегда находится сверху. Для поиска географического азимута с помощью транспортира, его угол с отметкой 0° от места, где вы находитесь должен совпадать с направлением на север. Установив транспортир, отложите на карте направление на нужный объект. Если вы используете обычный транспортир на 180°, и его не хватает на определение азимута по карте, переверните его, продолжив вторую сторону окружности. Не забудьте прибавить к его показаниям 180°. Помните также, что расчет азимута совершается по часовой стрелке.

Помимо приведенных выше разновидностей существуют еще несколько неосновных видов, которые также могут помочь вам в процессе ориентирования. Например, существует такое понятие как обратный азимут. Его применяют для того, чтобы найти обратное направление от объекта, до которого был пройден путь (рисунок 2).

Чем отличается процесс определения азимута? Если, добираясь до пункта назначения, вы использовали найденное значение, то для построения обратного пути, и, соответственно, обратного показателя, вам необходимо к имеющемуся углу прибавить 180°.

Как найти азимут объекта, если сумма значений получилась больше 360°? Все просто: отнимите 360° от полученной суммы, и выйдет правильное значение обратного показателя. Например, прямой угол до точки ориентирования равняется 230°, соответственно, обратный – 50° (230° + 180° – 360° = 50°).


Рисунок 2. Умение определять азимут — необходимый навык ориентирования

Теперь вы знаете, какие существуют виды азимутов. Осталось только разобраться в основных отличиях и способах их нахождения. Для начала рассмотрим, чем отличается истинный азимут от магнитного

Обратите внимание, что существуют два полюса: истинный (географический) и магнитный, которые отличатся между собой на некоторую величину (магнитное склонение). Поэтому на значение, найденное с помощью ландшафтного плана, не стоит полагаться, ориентируясь на местности

Такой способ подходит для длительных маршрутов, например морских или авиарейсов.

Определение азимута

Существует несколько различных способов как определить азимут, выбор которых зависит от текущих условий и наличия дополнительных приспособлений.

Способ с использованием компаса

В этом деле лучше использовать компас с визиром, чтобы расчёты были более точными. Для того, чтобы определить магнитный азимут на местности, нужно придерживаться инструкции:

  1. Первым делом нужно выбрать предмет на местности и повернуться к нему.
  2. Прибор помещается на не высокую ровную поверхность или держать его на уровне груди, стараясь оставлять его параллельно земле.
  3. Направить северную стрелку прибора на северную сторону, а именно совместить её с начальным значением циферблата, обозначенное 0 ° или буквой С.
  4. Далее нужно перемещать визирное приспособление по часовой стрелке, при этом корпус компаса должен оставаться неподвижным, а северная стрелка не смещаться.
  5. На последнем этапе отмечается значение, на котором остановился визир, направленный точно на выбранный объект. Так виден угол между указателем на север и линией дальнейшего движения. Это и будет магнитный показатель.

Если путешественник имеет с обычными обозначениями компас без специальной визирной стрелки, её вполне можно заменить тонкой палочкой или спичкой. В этом случае палочку накладывают на центр прибора и аккуратно поворачивают в сторону ориентира.

Определение азимута с помощью компаса

Способ с применением карты и компаса

Данный алгоритм описывает, как найти показатель по карте и компасу:

  1. Компас прислоняют к боковому краю топографической карты, которую поворачивают так, чтобы верхний обрез совпадал с северной стрелкой.
  2. Затем на карте ставятся пометки, обозначающие начальный пункт и выбранный ориентировщиком объект. Две точки соединяются прямой линией.
  3. Прибор перемещают по карте в сторону отмеченных знаков, при этом его центр должен совпадать с начальной отметкой.
  4. Благодаря начерченной линии можно увидеть на шкале циферблата значение, которому соответствует магнитный азимут.

Выполняя указанные действия, находится прямой угол. В походе многие путешественники сразу рассчитывают обратный угол, чтобы не сбиться с пути по возвращению.

Определение азимута с помощью карты и компаса

Определение географического меридиана с азимутом по соответственным звездным высотам

Чтобы определить географический меридиан с помощью теодолита, необходимо следовать этапам работы с ним:

  1. Установить прибор так, чтобы четко виднелся небосклон на северной стороне, а также без затруднений можно было увидеть объект, относительно которого ведется расчет.
  2. При установлении теодолида не допускаются наклоны. Он должен принимать строго горизонтальное положение. Труба направляется на подсвеченную точку конкретного объекта.
  3. Далее происходит отслеживание звезд, близких к меридиану. С помощью сетки нитей проставляются отметки движения звезд на лимбах.

Направлению географического меридиана соответствует:

  • количество положений звезды до прохождения меридиана;
  • среднее значение положений звезды после его пересечения.

Определение истинного азимута по солнцу

Если у заблудившегося туриста отсутствуют устройства для определения азимута, в этом случае пригодятся часы с циферблатом. С помощью них можно вычислить истинный показатель по солнцу таким образом:

  • механические часы кладут на ровную поверхность так, чтобы часовая (маленькая) стрелка была направлена на небесное светило;
  • далее проводится линии из центра к числу «1». Полученный угол делится на две ровные части.
  • разделяющая биссектриса обозначает северо-южное направление;
  • если необходимо найти азимут до полудня, то расчёт ведётся против часовой стрелки, так как север расположен левее солнца. После полудня, так как солнце садится на западе, отсчёт идёт по ходу часовой стрелки, так как север расположен справа от светила;
  • далее выстраивается схема дальнейшего пути по такому же принципу работы, как с компасом.

Определение истинного азимута по солнцу

Определение азимута по карте без компаса

В случаях, когда под рукой нет компаса, можно определить азимут по карте. Для этого существует следующий алгоритм расчёта:

  1. Следует поместить карту на ровную поверхность, чтобы было удобно работать с ней.
  2. На топографической карте ставится отметка, которая обозначает начало пути.
  3. Вторая отметка ставится на объекте, выбранном в качестве ориентира.
  4. Две точки соединяются прямой линией, которая также должна захватывать линию ближайшего меридиана.
  5. К этой линии прикладывается основание транспортира.
  6. Затем по часовой стрелке отсчитывается угол между меридианом и ранее отмеченным лучом. Полученный угол и является истинным.

Определение азимута по карте без компаса

Эффект нулевого меридиана (время по Гринвичу) [ править ]

В интересах стран было согласовать один стандартный меридиан, чтобы принести пользу их быстрорастущей экономике и производству. Дезорганизованной системы было недостаточно для их растущей мобильности. До GWT у автобусных служб Англии был нестабильный график. США и Канада также улучшали свою железнодорожную систему, и им также требовалось стандартное время. Со стандартным меридианом дилижанс и поезда смогли работать более эффективно. Спор о том, какой меридиан является более научным, был оставлен в стороне, чтобы найти наиболее удобный с практической точки зрения. Они также смогли согласиться с тем, что универсальный день будет средним солнечным днем. Они согласились, что дни начинаются в полночь, и универсальный день не повлияет на использование местного времени. Отчет был подан в «Сделки Королевского общества Канады» от 10 мая 1894 г .; по «Объединению астрономических, гражданских и морских дней»; в котором говорилось, что:

гражданский день — начинается в полночь и заканчивается в полночь после,
астрономический день — начинается в полдень гражданского дня и продолжается до следующего полудня, и
морской день — заканчивается в полдень гражданского дня, начиная с предыдущего полудня.

Линии на карте

Найдем параллели и меридианы на карте. Они расположены также, как на глобусе. Оба полюса и экватор подписаны, поэтому легко узнать, где северное и южное полушария.

Определим западную и восточную часть карты. Для этого рядом с Гринвичским меридианом прочтем надписи «к западу от Гринвича», «к востоку от Гринвича».

Если на карте не помещается нулевой меридиан, такие же надписи имеются на 180°, так как это продолжение нулевого меридиана.

На некоторых картах такие надписи отсутствуют. Тогда надо вспомнить, что восток находится с правой стороны горизонта, запад с левой. Значит слева от Гринвича западное полушарие, справа западное.

Общие показатели

ДУ, азимут является всего лишь геометрическими величинами, их измеряют в одинаковых единицах, начиная от 0 до 360 градусов. Эти механизмы тесно связаны, чтобы определять ориентировку по топографическим картам. Когда готовят маршруты с использованием азимута, на карте проводят взаимосвязанные действия:

  • Отмечают ориентир поворотного пункта.
  • Вычисляют ДУ, длину прямых участков.
  • Переводят ДУ в магнитный азимут, специалисты используют для этого специальную формулу. Где из значения ДУ вычитают склонение и прибавляют показатель по сближению меридианов, которое в свою очередь высчитывают по углу между истинным меридианом и вертикальной линией координат.
  • Расстояние переводят в удобную единицу измерения, переносят на карту.

Дирекционный угол вместе с магнитными, истинными азимутами находятся в единой связке для вычисления верного направления в дальнейшем ориентировании. Для точного определения выполняют перевод одного значения в другое.

Когда и кому пригодятся знания

Прежде всего путешественнику такого уровня как Федор Конюхов, нужно знать не только отличительные черты в координатах, но и грамотное применение карт. Если нет под рукой современной технологии в определении расположения на местности, но есть схема региона, то при возникновении проблемы предстоит рассмотреть год издания. Возможно, нужно дождаться появления Полярной звезды, верного помощника, ориентира многих заблудившихся в лесу, пустыне.

Эти инструменты, грамотное чтение координатных векторов, несмотря на появление IT, прочих высокотехнологичных атрибутов активно используют:

  • Топографы.
  • Геодезисты.
  • Разработчики туристических маршрутов.

Человеку, не связанному с походами, предпочитающему спокойный «диванный» образ жизни, знания расширят собственный кругозор.

Правила ориентирования

При прокладывании маршрута по местности неизбежно возникают погрешности, наличие которых приводит к ошибкам в намеченном пути. Неточность всего лишь в 5 градусов приведет к отклонению в 100 метров на каждый километр. Однако можно снизить риск появления погрешностей:

  • разбивать маршрут на небольшие отрезки, для каждого определяя ориентиры;
  • держать под контролем пройденное расстояние и всегда иметь информацию, позволяющую вернуться в исходную точку, что актуально при встрече преград;
  • небольшие препятствия необходимо поочередно преодолевать с правой и левой стороны;
  • оглядываться назад для контроля прямолинейности пути движения, использовать для ориентира природные и искусственные объекты в виде реки, дорог, линий электропередач.

Перед началом движения рекомендуется сделать вычисления так называемого аварийного азимута. Ориентиром может выступать трасса, населенный пункт или иной объект, к которому можно выйти в случае потери основного направления, то есть когда человек заблудится. Азимут вычисляется перед отправкой в путь, а полученное значение записывается. Ошибки могут быть связаны с:

  • неисправностью компаса;
  • ошибкой в определении магнитного склонения;
  • магнитными девиациями.

Риск погрешности из-за девиаций возрастает при движении вблизи объектов, обладающих магнитными свойствами — линий электропередач, железнодорожных путей, в зоне действия другого компаса и мобильного телефона.

Сегодня многие гаджеты оснащены специальными программами для определения ориентиров, но специалисты не относят их к категории надежных. Они способны в любой момент «заглючить» в случае падения или непредвиденной ситуации, у них может сесть зарядка. Использование таких приборов часто затруднено при погружении под землю, движении по туннелям или пещерам.

На рынке спортивных товаров сегодня представлено большое разнообразие моделей компасов, отличающихся ценой, функциональность и внешним исполнением. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение планшетным вариантам, так как они обеспечивают легкость работы с картой. Оптимальными считаются жидкостный принцип функционирования — такие устройства обеспечивают более быструю стабилизацию стрелки. Дополнительным преимуществом является наличие подсветки, что поможет ориентированию в темноте, когда использование фонарика невозможно или затруднено.