ОБЗОР

ИИ, умные дроны и цифровизация

Эти темы стали ключевыми на VI Международной неделе авиакосмических технологий Aerospace Science Week.
22 НОЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Напомним, мероприятие с 18 по 22 ноября проходит в Московском авиационном институте и в этом году посвящено 90-летию со дня основания вуза. 19 ноября состоялась пленарная сессия «Применение искусственного интеллекта в аэрокосмической индустрии», где представители крупнейших российских высокотехнологичных компаний и научных центров рассказали о своем опыте внедрения ИИ, а также о вызовах в этой сфере.
Отельный блок пленарной сессии был посвящен теме БПЛА. Первый доклад на эту тему был представлен ведущим инженером, доктором технических наук ИПУ РАН Юрием Воробьевым. Он рассказал о наиболее интересных кейсах по внедрению беспилотных технологий в сфере сельского хозяйства. В качестве одного из примеров представитель ИПУ РАН привел проект по борьбе с грызунами в Крыму, который благодаря дронам вышел на качественно новый уровень.
«Мыши могут уничтожить от 20 до 30 процентов озимой пшеницы, если не обработать их норки отравленным зерном. Обычно это делают люди, которые идут строем по этим точкам с тяжелыми ведрами. Мы предложили новый подход с использованием дронов. Первый беспилотник облетает территорию, чтобы распознать норки, второй летит по маршруту и сбрасывает возле норок отравленное зерно»,
— рассказал Юрий Воробьев.
По словам докладчика, в рамках этого проекта необходимо было учитывать вопрос точной навигации, ведь ядохимикаты должны были попадать в пределах 30−40 см от норок. При этом следовало учитывать и метеоусловия — при сильном ветре дрон не мог лететь выше двух метров. Также стало понятно, что один беспилотник не способен выполнять весь перечень работ, необходимый в рамках проекта.
«То есть нужно два, три, а то и четыре дрона. И возникает вопрос: как должна быть построена математика интеллекта этого БПЛА, чтобы один человек-оператор мог управлять сразу четырьмя аппаратами? К примеру, китайцы, которые существенно опережают нас в сфере применения беспилотников в сельском хозяйстве, сейчас работают по следующей схеме — три человека управляют одним дроном. А российский подход такой — два человека на четыре дрона. Это совершенно другая производительность и другие требования к интеллекту дрона»,
— продолжил Юрий Воробьев свой увлекательный рассказ.
Как подчеркнул докладчик, подобные задачи приближают дрон к профессии и функционалу агронома. Машина не просто выполняет операции, а работает в условиях многозадачности.
О важности внедрения беспилотных технологий и реализации учебных программ в этой области рассказал руководитель Центра интеграции БПЛА МАИ Дмитрий Панюков. В рамках данного проекта студенты вуза учатся реализовывать стартапы, которые могут быть востребованы бизнесом.
«Активно развивается у нас направление доставки грузов, также нам близка тема опциально пилотируемого вертолета, где важен интеллект, присутствующий на борту, а роль человека вторична. Для нас ИИ — это, прежде всего, системы распознавания и предотвращения столкновений. И, конечно же, построение вокруг аппарата информационного поля, чтобы он мог „видеть“ и „слышать“ все, что происходит вокруг него».
На полях конференции Sky review удалось пообщаться с Дмитрием Панюковым и задать ему несколько вопросов.
— Сегодня во всем мире актуален вопрос интеграции БАС в общее воздушное пространство. Насколько это важная тема?
«Таких проектов много в мире. Самые перспективные из них — американская UTM и европейская U-Space. Скажу, что такая концепция просто необходима, и все. Тут больше нечего добавить».
— А готова ли Россия к подобным решениям?
«Считаю, что у нас все есть для этого: и технологии, и кадры. Главный барьер — бюрократическая машина, которая не дает быстро и эффективно реализовывать такие проекты».
Сегодня конференция завершает свою работу. Стоит отметить, что в рамках Aerospace Science Week также организована выставка, где представлены лучшие студенческие проекты в сфере авионики и БПЛА. В частности, здесь можно увидеть мультифункциональную платформу «Коршун-2» для доставки грузов в труднодоступные районы, а также другие разработки.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: