ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

ИКАО и развитие глобальной системы ОрВД

Про ключевые концепции Глобального Аэронавигационного Плана (ГАНП) и деятельность ИКАО.
5 АВГУСТА / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Хорошо известно, что рост пассажиропотока во всем мире, увеличение количества перелетов требуют комплексного обновления существующей глобальной системы ОрВД. Для решения этих и других задач ИКАО был разработан Глобальный Аэронавигационный План ― ГАНП (Global Air Navigation Plan, GANP).
Мировой объем авиаперевозок удваивается каждые 15 лет, и данная тенденция сохраняется. Сегодня плотность движения такова, что необходимы новые меры по оптимизации и повышению уровня безопасности полетов, и ГАНП становится одним из ключевых элементов в данной работе.
С одной стороны, план содержит стратегическое видение и требования, позволяя странам-участникам формировать собственные планы и задачи на ближайшие 15 лет вперед, с другой стороны, включает концепции, отражающие, какие технические решения будут внедряться в ближайшей перспективе.
Приоритетные концепции, заложенные в ГАНП
Первая и самая важная из них — внедрение навигации, основанной на характеристиках (PBN). Это термин ИКАО, определяющий новые спецификации (RNAV, RNP) для различных фаз полета. Данный подход предполагает полеты по траекториям, приближенным к ортодромии без обязательного прохождения через наземные радионавигационные средства. В отдельных случаях точки на пути могут быть заданы только спутниковыми координатами. Фактически это превращает «ломаную» ‎и зачастую избыточную траекторию полета в значительно более оптимальную. Это также дает возможность сокращать и уточнять траектории заходов на посадку в аэропортах.
Вторая и не менее важная — бесступенчатый набор высоты и снижение (CCO/CDO). Концепция обеспечивает большую экономию топлива, снижение шумового воздействия и выбросов CO2. Новые схемы заходов в аэропортах, построенные на этих принципах, позитивно влияют на экологию в регионах.

И наконец, третья — оптимальная организация потоков воздушного движения. Эта концепция оптимизирует движение вылетающих и прибывающих ВС (AMAN — менеджер прибытия, DMAN — менеджер отправления) за счет автоматизации процессов планирования. Речь идет об эффективности работы аэропортов, которая напрямую зависит от способности органов ОВД грамотно реализовать данные операции для обеспечения требуемой пропускной способности.
Перечисленные выше приоритетные направления охватывают ключевые фазы полета: взлет, набор высоты, полет на эшелоне до подхода и посадку. Столь масштабные обновления глобальной ОрВД делают необходимым переход к формату «цифрового неба», к новым поколениям средств радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) как одной из основ будущей системы ОрВД. Все это позволит участникам воздушного движения оперативно обмениваться необходимой информацией в режиме реального времени.
Как именно реализовывается ГАНП, и из чего он состоит?
План подразумевает блочную модернизацию авиационной системы и рассчитан до 2030 года. Он содержит соответствующие технические дорожные карты, охватывающие области связи, навигации, наблюдения, управления информацией и бортового радиоэлектронного оборудования. Не все модули обязательны для исполнения странами, так как региональные особенности формируют свои потребности. Однако часть базовых блоков должна быть внедрена в мировом масштабе в ближайшее время:
1) повышение уровня обслуживания за счет управления цифровой аэронавигационной информацией и последующая интеграция всей цифровой информации ОрВД (блок B1-DATM);
2) создание авиационного интранета для беспрепятственного обмена данными (блок B1-SWIM) является одним из важнейших элементов всей системы. Это позволит внедрить приложения для конечных пользователей и обеспечит возможность широкомасштабного обмена информацией между различными заинтересованными сторонами: органы ОрВД, аэропорты, авиакомпании, метеослужбы, авторизованные частные компании и государственные структуры;
3) повышение степени интероперабельности, эффективности и пропускной способности (блок B1-FICE). Позволит обеспечить более эффективный обмен данными по линии «земля-земля», непосредственно перед отправлением ВС.
Как отмечают в ИКАО, данные инициативы имеют важнейшее значение для преодоления существующих ограничений и составляют основу будущей системы ОрВД. Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на 40-й юбилейной Ассамблее ИКАО, которая будет проходить уже в этом году с 24 сентября по 4 октября в канадском Монреале.
Ознакомиться с предварительной повесткой предстоящей ассамблеи можно по этой ссылке.
Подводя итоги
Мы хотим обратить внимание на то, что мир не стоит на месте и параллельно с работой по обновлению глобальной системы ОрВД формируются и новые актуальные сферы деятельности ИКАО. Среди них можно выделить организацию движения беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве. Поскольку БАС делят небо с коммерческой авиацией и АОН, все это как никогда усиливает значимость обновления мировой системы ОрВД для всеобщей безопасности полетов.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: