ОБЗОР

HeliRussia и безопасность наша

На двенадцатой международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2019 показали новейшие разработки отраслевой промышленности и обсудили актуальные вопросы безопасности полетов в нижнем воздушном пространстве.
27 МАРТА / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 15 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Ярмарка летательного тщеславия
HeliRussia давно закрепила за собой статус одной из крупнейших деловых площадок вертолетной индустрии не только в России, но и в мире. Авиасалон, впервые организованный в 2008 году, в этот раз собрал более двухсот компаний из 19 стран мира: России, США, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Ирана, Австралии, Белоруссии и др.
Выставка «пестрила» брендами крупнейших мировых производителей и отливалась в глянцевых поверхностях новейших образцов вертолетной промышленности. Щедрость компаний на ноу-хау легкообъяснима — сегодня конкуренция в нижнем воздушном пространстве, в условиях, когда на «хвосты» привычном вертолетам наступают БПЛА самой разной масти, обострена как никогда. Но производители вертолетной продукции послали предельно четкий сигнал — нишу они без боя не сдадут, и им есть, чем крыть дронную карту.
Так, на HeliRussia впервые был представлен летный экземпляр сверхлегкого вертолета. По утверждению производителя, — отечественной компании «Аэроэлектромаш» — летательный аппарат имеет кардинально новую конструкцию. К ее главным преимуществам можно отнести малошумность, применение бесшарнирной подвески лопастей с композитным торсионом и парашютная спасательная система. Предполагается, что данный вертолет будет применяться для обслуживания нужд частных компаний, при патрулировании газовых и нефтяных коммуникаций, а также в работе МЧС.
Компания «Русские вертолетные системы» на выставке продемонстрировала медицинский модуль, который она получила для своего вертолета «Ансат». Оборудование дополнительно оснащено кувезами для перевозки новорожденных детей. Отмечается, что инкубатор для младенцев полностью соответствует уровню специализированного медицинского учреждения.
К слову, о конкуренции в воздушном пространстве, — на HeliRussia широко представлены беспилотные летательные аппараты. И этим фактом производители вертолетной продукции демонстрируют свою адаптивность к современным реалиям.
Разработчики БПЛА тоже сумели удивить. В частности, гостям выставки был продемонстрирован проект беспилотного воздушного такси Bartini от компании McFly. Аппарат вертикального взлета, как предполагается, будет преодолевать 150 км и достигать скорости 300км/ч.
Инновации для аэронавигации
Порадовал в этом году отечественный авиапром и решениями для безопасности полетов. Институт авиационного приборостроения «Навигатор» представил комплекс бортовой и наземной аппаратуры автоматического зависимого наблюдения АЗН-В международного стандарта 1090 ES на основе технологий ГЛОНАСС/GPS.
«В рамках выставочной программы нами представлены самые успешные разработки в области авиаприборостроения, среди них — перспективное средство обеспечения захода на посадку на стационарные и мобильные аэродромы, морские буровые установки и корабли, несущие на борту пилотируемые или беспилотные летательные аппараты. Тактико-технические характеристики (ТТХ) аппаратуры позволяют использовать ее для всех классов летательных аппаратов, в том числе для применения на малооборудованных аэродромах, ледоколах и небольших кораблях. Использование разработанной аппаратуры обеспечивает решение задач АЗН-В, TIS-B, FIS-B, а также передачу конфиденциальной информации и достижение необходимых характеристик при выполнении захода на посадку с использованием относительного режима спутниковой навигации и радиоканала передачи данных 1090 ES»
— подчеркнул Сергей Бабуров, заместитель генерального директора АО «Навигатор».
По его словам, технология автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES является краеугольным камнем для цифровизации авиатрафика в классе G. Она позволяет создать объективную ситуативную осведомленность всех участников воздушного движения по принципу «каждый видит каждого».
«В связке с наземной инфраструктурой — станциями АЗН-В, объединяющихся в многопозиционные системы наблюдения „Альманах“ — мы получаем качественную зону наблюдения в режиме реального времени. Это предоставит технологическую возможность обеспечения равного доступа к воздушному пространству и пилотируемой авиации — вертолетов, легких самолетов и беспилотников, и, разумеется, позволит использовать инструментарий точного захода на посадку»
— добавил Сергей Бабуров.
Покрытие вторичными локаторами
Наземные средства кооперативного наблюдения АЗН-В/МПСН «Альманах» производятся отечественным предприятием НПП ЦРТС. Они обеспечивают наблюдение за всеми участниками воздушного сообщения, оснащенными соответствующими бортовыми средствами, и аппаратурой точного захода на посадку. Многопозиционная система наблюдения «Альманах», по словам ее разработчиков, позволяет измерить местоположение воздушных и наземных объектов с вероятностью до 99,9%, а также получить с борта навигационную информацию и информацию идентификации.
Беспилотная авиация в кильватере отрасли
Традиционно на полях международной выставки организуются дискуссионная площадка — круглые столы и конференции. В этом году удалось обсудить множество актуальных тем. Но, пожалуй, самая яркая дискуссия разразилась на IV Конференции по беспилотной авиации, организатором которой выступила Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет».
Участники конференции обсудили важнейшие вехи безопасной интеграции пилотируемой и беспилотной авиации в общее воздушное пространство: технические, технологические и процедурные.
В частности, заместитель директора Центра перспективных исследований «Кронштадт-Аэро» (входит в ГК «Кронштадт») Павел Пономарев отметил, что в России сегодня предпринимаются отдельные шаги для нивелирования отставания в этой отрасли. В авангарде данной работы находится и группа компаний «Кронштадт», ключевой разработкой которой на сегодняшний момент является проект «Авиационная беспилотная транспортная сеть» (БПТС). Эксперты высоко оценивают перспективы разработки — шансы БПТС ГК «Кронштадт» занять свою нишу на мировом рынке грузовых авиаперевозок вполне реальные.
Но, как это часто бывает, имеются и свои трудности. Павел Пономарев рассказал и о главных барьерах на пути реализации проекта. Важнейшими из них являются: отсутствие порядка государственной регистрации гражданских беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг, нормам летной годности для беспилотных гражданских воздушных судов, требований по авиационной (транспортной) безопасности и порядка их выполнения эксплуатантами беспилотных авиационных систем и проч.
Покрытие вторичными локаторами
Господин Пономарев подчеркнул, что применение БВС для выполнения авиационных и авиатранспортных работ имеет экономическую целесообразность и соответствует направлениям цифровизации экономики и внедрения робототехнических технологий.
«Для коммерческой эксплуатации БВС необходима их интеграция в воздушное пространство, что требует изменений в области нормативно-правового регулирования, а также решения сопутствующих организационных и технических задач»
— подытожил он.
Среди докладчиков на конференции и завсегдатай всех мероприятий Ассоциации «Аэронет» — Эдуард Фальков, главный конструктор ГосНИИ авиационных систем.
Эксперт ГосНИИ АС провел краткий теоретический экскурс по видам радиообнаружения и наблюдения за полетами. На сегодняшний день в мире существует две линии передачи данных для АЗН-В — 1090 ES и UAT. Вторая исторически используется в США и не получила распространения в мире. Выпала из обоймы некогда разработанная в Швеции в 1980-х года линия передачи данных VDL-4. По сути, полный отказ от VDL-4 был произведен в виду технического и технологического несовершенства, обнаруженных в ходе тестирования.
Россия сегодня также идет в унисон с международными подходами. В стране принят единый стандарт линии передачи данных АЗН-В 1090 ES. Однако Эдуард Фальков много лет пытается убедить общественность в том, воздушное пространство не должно быть унифицированным и интероперабельным, навязчиво декларируя о применении наряду с 1090 ES мертвой технологии VDL-4. Идеи спикера идут вразрез с политикой гармонизации воздушного движения ICAO и не находят поддержки ни в профессиональном сообществе, ни в органах исполнительной власти.
Напомним, что ранее портал SR писал о  том, почему в свое время в Швеции позже все же широко стали применять именно 1090 ES.
Выше не бывает
HeliRussia в очередной раз стала главным отраслевым событием года. Более того — актуальным инструментом развития вертолетной индустрии. Важность выставки для российских производителей вертолетной продукции отметил Президент РФ Владимир Путин.
В своей телеграмме, направленной участникам форума, он подчеркнул, что насыщенная программа мероприятия и «богатая экспозиция неизменно привлекают заинтересованное внимание специалистов, экспертов, пользуются признанием зарубежных деловых партнеров, служат убедительным свидетельством того, что отечественная вертолётная индустрия уверенно держит планку качества работы, стабильно развивается, предлагает новые, востребованные продукты и услуги, осваивает внутренний и мировой рынки».
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: