ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Швеция: Green approach и широкозонная мультилатерация

Обзор ряда инициатив по оптимизации траекторий и повышению уровня безопасности полетов в стране.
19 МАРТА / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Добро пожаловать в один из крупнейших аэропортов северной Европы — Арланда, Швеция.
Swedavia — национальный авиационный оператор Швеции уделяет большое внимание экологии. С 2012 года Swedavia сократила выбросы CO2 с 5,4 тонн до 1,8 тонн в 2017 году. Существует ряд передовых инициатив: использование биотоплива, возобновляемых источников энергии и т.д. В данном обзоре мы расскажем об эффекте от использования PBN (performance based navigation) принципов, а также о развертывании общенациональной широкозонной мультилатерации.
Часть 1. Проект Green approach
Green approach («Зеленый подход») – инициатива была направлена на снижение уровня шума и выбросов CO2 от прибывающих в аэропорты рейсов. Green approach является частью проекта Green connection, который также включал Green departures («Зеленое отправление») и Direct routes («Прямые маршруты»).
Проект Green connection отрабатывал на практике концепции RNAV, RNP, а также принципы бесступенчатого снижения и взлета CDO (continuous descend operations) / CCO (continuous climb operations). Подробнее про концепции читайте в нашем материале.
Работы проводились во главе со Шведским управлением гражданской авиации (LFV) при сотрудничестве ряда партнеров и Swedavia, частично финансировались программой SESAR. Программа Green connection также была частью трансатлантического сотрудничества AIRE. Бесступенчатое снижение (CDA) было реализовано в аэропорту Арланда еще в далеком 2009 году. В рамках CDA воздушные суда непрерывно снижаются до ВПП, практически не используя дополнительную тягу двигателей, что экономит топливо и снижает количество выбросов CO2.
Благодаря инициативе FRAS (Свободное воздушное пространство), оптимизированные маршруты позволили сократить пролетаемую воздушными судами дистанцию, что на практике привело к сокращению выбросов CO2 на 45 тонн в 2011 году.
Следующим шагом была оптимизация траекторий захода на посадку с применением технологии RNP-AR. Результатом было сокращение выбросов на 100-165 кг при каждом заходе на посадку, а также сокращение траекторий более, чем на 20 километров.
Испытание в Швеции показало, что PBN – технологии, оказывают существенное влияние на гражданскую авиацию. Оптимизированные траектории подходов позволяют избегать пролета над густонаселенными районами. Испытания были проведены в нескольких аэропортах Swedavia.
На момент окончания проекта в Стокгольмском аэропорту Арланда было проведено около 100 «зеленых» заходов на посадку. Сокращение выбросов CO2 не меньше, чем на 130 кг для одного захода на посадку.
Покрытие вторичными локаторами
Часть 2. Программа SUPS (Surveillance Upgrade Program Sweden)
В рамках этого проекта планировалось развертывание системы широкозонной мультилатерации (Wide Area Multilateration — WAM), включая Стокгольмскую зону, а также дополнительные системы для общенационального покрытия.

Цель программы — создание всеобъемлющей зоны ответственности LFV. Проект SUPS WAM поддерживает режимы A / C, режим S и АЗН-В 1090ES. Система обеспечивает наблюдение от поверхности земли до 66 000 футов в отдельных регионах.

17 декабря 2018 года была опубликована информация об успешном завершении работ по развертыванию общенациональной широкозонной мультилатерации в Швеции.
Сообщается, что 12 октября система была введена в эксплуатацию и охватывает всю территорию страны. Принимая во внимание тот факт, что датчики мультилатерации включают поддержку АЗН-В 1090ES, можно сказать, что LFV также развернула основу общенациональной сети АЗН-В 1090ES. Подробнее читайте в материале SESAR «ADS-B and other means of surveillance implementation status».
Стоит отметить, что в Швеции была своя разработка в области линий передачи данных — VDL-4. Изначально она позиционировалась, как альтернатива стандарту 1090ES, однако не получила широкой поддержки в мире гражданской авиации по ряду причин (в 2003 году Airbus сформулировал часть из них).
«Широкозонная мультилатерация обеспечивает нас надежным и эффективным уровнем наблюдения. Система также полностью независима от сети вторичных радиолокаторов. Мы получаем дополнительную независимую технологию наблюдения, которая может расширяться и покрывать недоступные ранее зоны.»
Андерс Андерссон (Surveillance Manager LVF)
Nationwide Wide Area Multilateration in Sweden
Ранее также отмечалось, что LFV планировало закупить 160 мобильных датчиков для транспортных средств, работающих на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропорта Арланда, чтобы повысить ситуационную осведомленность авиадиспетчеров о наземных операциях и снизить риск несанкционированного выезда транспорта на ВПП.
Итоги
Подводя итоги, можно сделать два важных вывода: во-первых, на примере Швеции внедрение PBN – принципов подтвердило свою состоятельность и пользу, как для индустрии и бизнеса, так и для экологии. Во-вторых, мультилатерация будет играть важную роль в обеспечении ситуационной осведомленности и в настоящее время, и в будущем. Это справедливо даже для тех районов, где уже работают вторичные радиолокаторы. В качестве примера можно привести расследование опасного сближения французских и шведских истребителей во время учений ACE 17. В рамках расследования инцидента для определения дистанций сближения Шведское управление по расследованию несчастных случаев (Swedish Accident Investigation Authority) использовало более точные данные широкозонной мультилатерации, которая развернута в регионе.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: