Туда и обратно

Светящиеся шары и кипящие скалы

Эта гора достойна пристального изучения, но
наше время было ограничено и мы двигались вперед. Наш проводник отвел нас к
странному месту, где гранитная скала закипела и застыла тягучими каплями. Как и
экспедиция Мулдашева, мы были поражены этим зрелищем.

Какая температура должна точечно воздействовать на часть поверхности, чтобы довести камень до кипения?

Александр Иваныч предложил нам остаться на
горе на ночь, потому что в это время, по его словам, здесь можно своими глазами
увидеть светящиеся шары, которые прилетают к горе.  Честно говоря, после всего увиденного такого
желания не возникло.

Мы там – на горе Воттоваара

От Медвежьегорска началась настоящая гонка. Мы мчались, вылетали со свистом камни из под колес, на поворотах машина словно скользила. Нужно было как можно скорее воссоединиться с Крокодилом.

Вдруг обнаружилось, что связи на грейдере не было.

Наконец, видим указатель «На Воттоваару». Сергей там, наверное, уже часа четыре ошивается… Каково же было наше удивление, когда на очередном повороте, мы увидели мчащуюся нам навстречу бежевую машину Крокодила!

Он постоял у подножия горы, на саму вершину не полез, ибо – лень, поскучал, поел, еще посидел, попытался связаться с нами, а потом решил отъехать и поискать удобное место для ночевки.

Таким неожиданным образом дорога сама определила точку нашего сбора! Решили: он ищет место для ночевки и присылает нам его координаты, а мы поднимаемся на гору.

Пару километров дорога была нормальная, а потом началась настоящая стиральная доска. Дрын-дрын, тряслось, вибрировало, откручивалось все, что могло. А так как так машина у нас короткобазовая, то этот дрын-дрын был в два раза сильнее. Иногда так подбрасывало, что чувствовали мгновенья невесомости. Ну и дополнительные радости – камни, ямы, ручьи поперек дороги.

От развилки за последним мостом мы доехали до подножия горы. Это южный склон, по нему на гору заезда нет. На небольшом пятачке уже стояли чьи-то машины, тогда мы тоже оставили здесь свою.

И тропочка, ведущая вверх. Крутой склон, деревья, мох, под ногами хлюпает. Мне так и запомнилось – на склонах, на холмах все хлюпает, вся гора хлюпает. Дорога короткая, но беспокойная – слепни. Так и барражируют на тобой, распахнув крылья. Да такие рослые, прямо сантиметра два, а, может, и все три. Голодные. И вовсе не слепые!

Я очень боюсь змей, говорят, их часто встречают здесь на склонах. Но тут я о них как-то и не вспомнила. Лезешь в гору – пот течет, жарко, а расстегнуться страшно. Хорошо, что флакончик со спреем взяла! К нему у меня еще и две веточки березовых прилагались – я их об себя измочалила, пока залезли. Карельские комары, от использованного количества спрея, меня вообще за человека не принимали, а слепни – все сомневались и пытались определить на зуб.

Мы бодро залезли на первую вершину. Вид отсюда – красоты неописуемой. Полмира в голубой дымке перед нами: холмы, леса, озера, болота… В общем так: от красоты видов действительно кружится голова, хотя, конечно, может она кружится от того, что, отмахиваясь от кровососов, вертишь ею куда быстрее обычного, да еще под разными углами.

Повторюсь, гора Воттоваара – горная гряда. Поднялся по тропинке – думаешь пришли, а смотришь – это первая макушка, а с нее видно вторую, потом третью. А там уже видно плато. Ровное, спуск к нему скальными уступами. Действительно, похоже на древнеримский амфитеатр. В середине озерцо, заросшее до состояния болота, гранитные камни-языки. Здесь все, как и пишут очевидцы – редкие сосны и ели, искривленные самым невообразимым образом.

“Ну, идем?” – Спрашивает меня Саня. И мы отправились знакомиться ближе с достопримечательностями карельской горы Воттоваара.

Мы скачем по ровным каменным плоскостям, обходим камни и фотографируемся возле деревьев. Это – похоже на собаку, а это словно обнимает само себя ветками-руками.

Потом стояли, смотрели, слушали древние сейды. Но – нет, камни молчали, фотоаппараты и часы работали исправно. Не было никаких паранормальных явлений, ничего сверхъестественного. Хотя все же одна странность встретилась.

Было около девяти вечера, вокруг – никого. Вдруг видим, согнувшись, возится над чем-то какой-то затрапезно одетый мужичок. Походим – на земле каменный ведьмин круг. Увидев нас, гражданин выпрямился и с ходу начал что-то бойко рассказывать из области “а знаете ли вы”. Оказалось, это местный сталкер, один из тех, что подрабатывают, водя на гору туристов. На прямой вопрос, что же он здесь делал с камушками, ответил, не смущаясь, что вот, мол, с интересом рассматривал…

На горе Воттоваара уже начинает темнеть, мы уже вдоволь насмотрелись карельских сейдов, но так еще и не нашли лестницу в небо. Встречные парень с девушкой смотрят на нас удивленно: “Где на Воттоваара лестница в небо? Далеко… ”

Мы переглядываемся. Дойти не проблема, но вот потеряться в сумерках в этом каменном скоплении, полном трещин, разломов и лабиринтов ?! Нет, пожалуй, в другой раз.

Зато рядом разлом, напоминающий прямоугольную шахту. В глубине ее плещется темная вода. В разлом заглянуть – надо! Посмотрев, чувствуем – надо плюнуть! Ребята смеются: “Мы тоже плюнули!”

А еще мы хотели бы побывать в том месте Воттоваара, из-за которого и зовут эту гору Смерть-горой.

Проблемы развития

Самый важная тема: отсутствие работы и дикий турбизнес.

В развитых странах такие места превращают направления для экотуризма, строят необходимую инфраструктуру, в итоге все оказываются в выигрыше. Туристам удобнее и интереснее путешествовать, для местных жителей появляются рабочие места, бизнес работает как часы, а региональный бюджет пополняется. Регион начинает активно развиваться.

Но водитель на мою фразу отреагировал весьма негативно. Мол, это никогда не окупится, да и люди не поедут, потому что потеряется аутентичность и дикость, ведь по парку можно погулять и в городе, а не ехать полдня по грунтовкам.

Но. Сейчас в России есть огромный запрос людей на экотуризм. И ведь совсем необязательно строить элитные отели и закатывать все в асфальт. Достаточно выровнять дороги, устроить кемпинги и наладить вывоз мусора. Подъем на гору можно обустроить в целях безопасности маломобильных слоев населения, детей, пожилых людей.

Думаю, многие туристы готовы будут платить разумную плату за эти вещи.

Но имеем, что имеем. Трансфер до горы – чуть ли не единственный заработок в поселке. Соответственно состояние дороги поддерживается в непроходимом (для среднестатистического автомобиля) состоянии. Чем хуже дорога, тем больше клиентов.

Водители проклинают туристов, рискнувших поехать на своей машине, либо идущих пешком. Несмотря на расстояние, их полным полно. Не все готовы платить 5 тысяч рублей. Автолюбителям приходится гробить своих железных коней, масштаб бизнеса весьма ограничен. Мусор, отсутствие удобств первой необходимости и просто нежелание отправляться сюда за приключениями большого количества людей, которым такой вид отдыха попросту не подходит.

Но нет, ведь пропадет дикость.

Интересные факты

  • На вершине горы путешественников ожидает нечто интересное, и это становится понятно еще на подходе. Вокруг горы лежат многочисленные камни неестественной формы, чем дальше человек поднимается к вершине, тем меньше растительности он видит.
  • Немногочисленные деревья и мхи Воттоваары выглядят древними, иссохшимися. Вид наверху поражает мрачностью, своей неестественной мертвой красотой, возникшей словно несколько тысяч лет назад.
  • Основная причина пристального внимания туристов к Воттовааре — огромное количество валунов, мелких камней, расположенных по непонятной схеме. Ученым не удалось понять, с какой целью и как проводилась такая работа. Понятно одно: Воттоваара имела для древних ценность, они знали об обитающих здесь мистических силах. Некоторые местные считают, что сюда нельзя ходить женщинам, но путешественниц это не останавливает.
  • Неразгаданная загадка Воттоваары: «лестница в небо» — тринадцать ступеней, вытесанных из камня, ведущих к крутому обрыву. Исследователи не определили, зачем она была создана, но зная нравы саамских колдунов и ведьм, ясно чем заканчивалась прогулка.
  • Местные жители часто отмечают над Воттоваарой неопознанные объекты в виде светящихся шаров и огоньков. Многие называют их инопланетными кораблями.

Воттоваара в переводе означает «гора победы», но она не ассоциируется с этим названием. Это удивительное место, которое привлекает к себе любителей таинственного и мистического, людей, желающих своими глазами взглянуть на загадочное место. Воттоваара может напугать и удивить, но запомнится навсегда.

Можно ли ехать на гору Воттоваару с детьми?

Как сами решите. С годовалым малышом, который будет смирно сидеть в рюкзаке или слинге можно. При условии, что вы с ног до головы обмажете ребенка всякими противомоскитными средствами, подходящими по возрасту. С двух- и трехлеткой мы бы в такую поездку по Карелии не сунулись. Себе дороже. Но, если ваш ребенок уже умеет ловко скакать с камня на камень, может пройти самостоятельно три-четыре километра и не сильно реагирует на миллиарды мошек и комаров, то ехать можно. Хотя, если есть возможность оставить его на даче под бабушкиным крылом, как это сделали мы – лучше ехать на знакомство с горой Воттоваарой без ребенка.

История древней достопримечательности

Вулкан Гирвас был действующим около 3 миллиардов лет назад. Причем следы лавы находят даже у самого Петрозаводска – это значит, что выбросы были столь мощными, что доходили до радиуса минимум 70 км. Спустя некоторое время вулкан уснул, став обычной горой с соответствующей текстурой: склоны покрыты застывшими лавовыми потоками, магмой. В отличие от более крупных вулканов, Гирвас неприметен и почти разрушен временем.

Гирвас был открыт только в 1950-е годы во время строительства Гирвасской плотины – до этого гора считалась обычной и не вызывала особого интереса ни у ученых, ни у местных жителей.

Сохранять больше нечего

Разрушенные древние сейды (каменные сооружения), сожженный уникальный лес, вырубленные деревья, мусор — туристы оставляют свой «след» на горе Воттоваара.  В 2011 году гору признали особой территорией, которую теперь охраняет государство. Произошло это не без помощи местных жителей, которые подключили общественность Петербурга, Москвы и даже Финляндии. Тогда для охраны природы региона было создано отдельное ведомство — Дирекция особо охраняемых территорий Карелии.

Новость по теме

Карельские петроглифы могут включить в список ЮНЕСКО

Воттоваара Фото: Из личного архива/ Сергей Симонян

«На сегодняшний день охранять на горе больше нечего. Ее можно смело исключать из списка охраняемых территорий.  Я уже говорил не раз и повторю сейчас, что у нас было уникальное место, которым гордилась бы не только Карелия, но вся страна, но оно бездарно утрачено. Все уникальные сейды Воттоваары уже разрушены. Это надо прямо говорить. Здесь начали делать самоделы (искусственные сейды), но я сразу их разбираю, предупреждаю людей, что я все разберу. И лабиринты, которые тут пытались делать, я тоже разобрал. Нельзя вмешиваться в то, что было создано природой и древними людьми»,- рассказал «АиФ-Карелия» краевед Сергей Симонян, житель Муезерского района.  

Чем знаменита гора

Высота горы составляет около 417 метров над уровнем моря. Благодаря этому она считается наивысшим участком Западно-Карельской возвышенности, длина которой достигает 130 км.

Фото: Igor Dymov / Shutterstock.com

Ученые считают, что гора образовалась около 9 тысяч лет назад в результате землетрясения. Состоит главным образом из кварцито-песчаника и ятулийского кварцита. Что самое интересное, на горе очень много разломов, в том числе проходящих почти ровными линиями.

Вершина горы представляет собой площадь около 6 квадратных километров. Поверхность довольно ровная: по ней можно побродить, посмотреть каменные достопримечательности.

Ровные очертания склонов и вершины объясняются тем, что гора, по сути, представляет собой кряж – вытянутую в линейной плоскости возвышенность. Ее протяженность составляет около 7 км.

Гора Воттоваара славится необычным ландшафтом:

  • растрескавшиеся буквально под прямыми линиями и углами скальные участки;
  • выжженная поверхность, при этом уцелевшие деревья изогнуты в причудливые формы;
  • странные объекты вроде Лестницы в небо или Колодца, при взгляде на которые сложно представить, как они могли образоваться естественным образом;
  • большое количество сейдов (около 1 600) – окатанных валунов, которые располагаются на камушках более мелких размеров.

Интересной особенностью холма является резкая смена растительности при подъеме. Если основание и склоны горы покрыты густой карельской тайгой, то по мере приближения к верхушке растительности становится все меньше – начинается настоящая лесотундра.

Выступающие то там, то здесь деревья поражают неестественными изгибами: лихо завернутые стволы, необычно растущие ветки, многие совсем без листьев или хвои… Одним словом, гора Воттоваара – настоящая жемчужина для тех, кто хочет полюбоваться своеобразными пейзажами!

Особая энергетика

Такая уникальная гора не может не отличаться специфической энергетикой, которая нарастает по мере подъема на вершину. На самой возвышенности возникает ощущение места силы, особой атмосферы, таинственного мира.

Фото: Tatiana Kovaleva / Shutterstock.com

На горе появляется чувство, будто время и пространство искажаются. К этому прибавляется тишина – древняя, захватывающая. Хочется побыть здесь подольше: проникнуться энергетикой, осмотреть удивительные природные формы, полюбоваться таинственными пейзажами.

Что посмотреть на горе Воттоваара

Главными достопримечательностями возвышенности являются:

Амфитеатр. Представляет собой небольшую по глубине, но масштабную по размерам впадину на вершине. Именно здесь лучше всего ощущается особая энергетика Воттоваары.
Колодец. Выглядит как углубление между скалами, заполненное водой. Что самое интересное, имеет почти ровную прямоугольную форму: будто высечен в скалах. Располагается недалеко от Амфитеатра: нужно спуститься немного вниз и пройти скальный массив.
Большая голова. Это гигантский камень, расположенный на одном из краев впадины. С этого места открывается отличный обзор на весь Амфитеатр.
Сейды. Находятся на разных участках вокруг Амфитеатра. Считается, что эти крупные камни, установленные на маленькие, остались от ритуалов древнего народа саамов.
Алтарь. Огромный валун, рядом с которым можно увидеть предметы, которые путешественники оставляют в дар мистическому духу Воттоваары.
Смотровая площадка. Располагается на восточной стороне горы: с нее открываются потрясающие пейзажи озер и лесов.
Небольшое озеро. Очень тихое и умиротворяющее место, выглядит очень живописно в окружении камней и редких деревьев. Находится в южной части горы.
Лестница в небо. Напоминает длинные узкие каменные ступени (всего 13), ведущие в никуда. К ней можно выйти, если двигаться от смотровой площадки в восточном направлении. Перед лестницей находится болотистая местность – будьте осторожны.
Валуны ровной формы

Осматривая вершину горы, обратите внимание на встречающиеся камни с ровными гранями. Как они могли получить столь правильную форму, остается только догадываться.

Как добраться до горы Воттоваара

Гора Воттоваара расположена в Муезерском районе Карелии. Ближайшие населенные пункты – поселки Гимолы и Суккозеро. Первый находится примерно в 20 км от горы, второй – в 29 км.

Чаще всего путешествие к горе планируют через Гимолы, поскольку в нем есть ж/д станция. Кроме того, в этом поселке есть турбаза «Воттотур» с номерами, оснащенными необходимыми удобствами.

С другой стороны, если вы на машине, то можно доехать до Воттоваары через поселок Суккозеро. В нем располагается турбаза «Велес», если вам захочется остановиться здесь на несколько дней.

Информация о расписании движения транспорта и стоимости билетов представлена по состоянию на 2021 год по данным сервиса Tutu.ru. Уточняйте цены, наличие рейсов и время отправления на нужную дату при бронировании билетов.

На поезде

Ближайшая железнодорожная станция к горе Воттоваара – Гимольская. Она расположена в поселке Гимолы. Как до нее доехать:

  • Из Петербурга на поезде Санкт-Петербург – Костомукша, который отправляется от Ладожского вокзала около 15.20 и прибывает на ст. Гимольская в 3.15 ночи. Цена билета стартует от 709 рублей в сидячем вагоне, от 1 168 рублей в плацкартном и от 2 479 рублей в купе.
  • Из Петрозаводска на поезде Петрозаводск – Костомушка (прицепной вагон), который отправляется от ж/д вокзала столицы Карелии в 19.39 вечера и прибывает на станцию Гимольская в 3.15 ночи. Билет стоит от 948 рублей в плацкартном вагоне и от 1 952 рублей в купе.

Таким образом, из Петербурга до пункта назначения в дороге проведете около 12 часов, а из Петрозаводска – примерно 7 часов 36 минут.

Как видите, прибытие на ж/д станцию Гимольская не очень удобное – посреди ночи. Поэтому нужно подумать о том, где переночевать в поселке.

Населенный пункт Гимолы совсем небольшой, отелей или гостиниц там нет. Пожалуй, единственный вариант – это турбаза «Воттотур». Ее координаты: 62.943935, 32.549144. Стоимость проживания: около 1 000 рублей в сутки на одного человека. Можно заказать завтрак с обедом или ужином – цена составляет около 600 рублей.

Если пойдете пешком, то от Гимол до горы Воттоваара, как уже отмечалось, нужно преодолеть около 20 км, а это 4-6 часов, плюс нужно учитывать время на отдых и перекусы.

Купить билет на поезд

Уточнить расписание и заранее купить билет на поезд, чтобы не стоять в очереди в кассу и не беспокоиться о наличии мест, можно на удобном сайте Tutu.ru. Просто задайте в строке поиска пункт отправления Санкт-Петербург, а в строке пункта назначения – Гимольская, и выберите дату.

Там можно узнать всю необходимую информацию о ж/д рейсах: время в пути, станции, стоимость билета, почитать отзывы пассажиров о поездах и др. После оплаты билет придет на вашу электронную почту: на некоторые поезда его нужно распечатать.

На машине

Если вы путешествуете на автомобиле, то на нем нужно добраться до поселка Гимолы из Петрозаводска (расстояние около 230 км) и дальше еще около 20 км до горы Воттоваара. Время от времени встречаются таблички с указателями.

Когда преодолеете мост через реку Тяжа, есть два варианта:

  • свернуть налево и отправиться к южному склону;
  • поехать прямо и добраться до северного склона (более длительный путь).

Единственное, дорога не всегда хорошая – на отрезке до горы встречаются ухабы и огромные лужи. Лучше поехать на внедорожнике. Если до Гимол дорога асфальтированная, то дальше переходит в грунтовку, а перед самой горой становится совсем труднопреодолимой на легковой машине.

Координаты горы Воттоваара: 63.074251, 32.623114.

Расстояние от Санкт-Петербурга до горы составляет около 650 км через Петрозаводск и примерно 550 км через Сортавалу.

Если вы путешествуете из Петербурга, то арендовать машину удобно на сайте Discovercars.com.

Загадки и достопримечательности горы Воттоваара

Пожалуй, наибольшая неразгаданная тайна плато – скопления камней, разместившихся порой настолько неустойчиво, что нет предела удивлению – как они остаются неподвижными столько лет на своих миниатюрных камушках-«ножках». Впервые об их принадлежности к культуре саамов заговорил местный краевед из посёлка Суккозеро С. Симонян ещё в конце 80-х годов прошлого столетия. На горе побывали археологи, так и не подтвердившие рукотворное появление каменных конструкций, однако в средствах массовой информации одна за другой стали появляться публикации, рассказывающие о сейдах – ритуальных камнях нойдов, шаманов из племён саамов. На плато их насчитывают около 1600. Во многих источниках о камнях заговорили как о «русском Стоунхедже» и звене одной цепи мегалитических сооружений, разбросанных на европейском побережье Атлантики от Норвегии до Испании. Ажиотаж понемногу утих, но на плато потянулись вереницы туристов и любителей «общения с космосом», собирающихся ежегодно и утверждающих, что на вершине они напитываются мощнейшей энергией до следующего приезда.

Камни удивительной формы – в виде совершенно круглого шара; будто разрезанные гигантской пилой, которая прошла сквозь многотонную толщу, как по маслу, оставив гладкий срез; установленные на небольшие подставки-камешки, непонятно как удерживающие громадины, в сотни раз превышающие и по весу, и размерами; «летающий» камень приподнят одним концом так, будто действительно собирается взлететь. На вершине они образуют полукруглый амфитеатр, соседствующий с разломами в земной коре, возникшими, как считают учёные, в результате мощнейшего землетрясения свыше 9 млн. лет назад. 

Но самая таинственная «каменная» загадка – «Лестница в небо», тринадцать ступенек, ведущих в никуда и заканчивающихся невысоким обрывом. Версии об их назначении высказывались различные, но объяснение обнаружилось неожиданно среди древних монастырских записей, рассказывающих о житие святого Симона Воломского, основателя Крестовоздвиженского монастыря в Вологодской области. Ещё до принятия пострига Симон вместе с отрядом дружинников побывал на Воттовааре и у лестницы, на вершине которой увидел огромный каменный трон, вырубленный из цельного куска скалы, с надписью славянской руницей и рисунком, напоминающим созвездие Большой Медведицы. Приняв трон за языческое святилище, Симон приказал скинуть его с вершины горы. Куда затем делся монолит, неизвестно. Возможно, вывезен немцами, полгода воевавшими за взятие Воттоваары, причём пытавшихся взять её врукопашную, не проронив ни одного снаряда. 

Часто гору путают с другой небольшой сопкой, расположенной немного юго-восточнее, и называют Смерть-горой, однако это название относится к вершине в 265 м, на склонах которой погибли свыше 100 партизан во время Советско-финской войны. В их память установлен обелиск.

Как добраться до горы

От Петрозаводска до Воттоваары добираться чуть больше 226 километров на автомобиле. Медвежьегорск расположен чуть дальше — нужно ехать 230 километров.

Рядом располагается два населенных поселка: Суккозеро, Гимолы. Если путешественники добираются сюда автомобилем, до этих точек маршрута они могут дохать без труда, около 100 километров пути придется проехать по неасфальтированной дороге.

Большинство путешественников добираются до Воттоваары через поселок Гимола. До конечной точки маршрута придется добираться еще 35 километров, вся дорога проходит через густые леса, болота.

Дальнейший путь зависит от транспорта путешественника:

  1. Внедорожник позволит добраться до стоянки у подножья горы.
  2. Автомобиль не сможет добраться до достопримечательности, поэтому лучше воспользоваться услугами местных проводников.
  3. Многие путешественники приезжают сюда из Петрозаводска поездом. От станции можно добраться при помощи местных или пешком — чуть меньше чем за пять часов.

От подножья горы подняться наверх можно пешком по узким тропам.

Что можно увидеть с фото

Потухшая лава

Вулкан представляет собой гору, покрытую лесом, где есть склоны и даже обрывы, можно попрыгать по камням. Местами здесь каменистая почва, местами – сплошной камень, но есть и участки, покрытые черной застывшей магмой, напоминающей неподвижные реки. На этом месте различимы фрагменты потухшего вулкана: жерло, побочный склон левого конуса и трубка взрыва.

Водопад

Увидеть действующий водопад можно всего несколько раз в году во время водосброса с Пальеозерской ГЭС.

Открывают плотину, когда уровень воды становится критическим. Точных дат, когда это произойдет никто не знает, поэтому угадать со временем поездки, чтобы увидеть красивое зрелище невозможно. За 30 минут до водосброса раздается предупреждающий гудок сирены и только.

Перепад высоты во время сброса составляет 30 метров, а высота самой высокой ступени – 15 метров. Все остальное время на месте водопада можно увидеть небольшой ручей.

Заброшенный аэродром

У подножья вулкана расположен поселок Гирвас, ранее обслуживающий небольшой одноименный аэродром. Если от федеральной трассы проехать поселок насквозь, то через 5 км будет поворот налево – он и приведет к заброшенному аэродрому – по сути это взлетно-посадочная полоса, покрытая старым потрескавшимся асфальтом. Ее обычно используют любители погонять на машине с ветерком: здесь нет ни ГАИ, ни случайных пешеходов, ни опасных поворотов.

Нерадостный путь обратно

Стоило нам отъехать от горы, вскрылся косяк: нас ждет Крокодил, и он, наверняка, нашел хорошее место для лагеря, но связи-то нет! Мы принимаем мобильник, как данное. Инет – ну как же без него! А вот тут ничего нет и в помине… увы нам.

Темнеет, мы едем в сторону трассы. Надежды встретить Сергея нет, мы просто ищем место для ночлега. Хочется сосенок и, желательно, у воды, но кругом лиственный лес. Машина греется – кажется, у нас сломалась коробка передач. Съезжаем на маленькую дорожку, раскладываем палатку. Не хочется ничего – только спать!

Утро. Пьем кофе, болтаем, оттягиваем момент, когда придется заводить машину. И Саня, и я – мы надеемся, что померещилось, что сейчас, отдохнув, машина поедет, как раньше. Машина, и правда, заводится и еще километров сорок едет, но потом резко отказывает третья передача…

Мда, ситуация… Между нами и Москвой тысяча километров, на второй передаче не доедешь. Как только начинаешь тормозить, коробка начинает реветь и машина глохнет. Съезжаем на обочину. Новая попытка ехать, результат – тоже. Доползаем до места, где ловится инет, и ищем ремонт АКПП. В Петрозаводске с этим не жирно, а сегодня, к тому же, выходной день. Промаявшись час, понимаем: домой мы поедем на эвакуаторе.

Следующим ранним утром, когда сонная Москва еще только начинала встречать последний выходной день, мы тихо подъехали к дому. Эвакуатор поморгал нам на прощанье лампочками и поехал назад, в Петрозаводск. А мы… Тогда считать мы стали раны… А сосчитав, мы вернулись к своим будням. Но – жди нас снова, Карелия и гора Воттоваара!

Рубрика: Россия