ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Обновление воздушного пространства (интеграция БВС)

Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство. UAS ATM Integration. (Eurocontrol, ICAO)
1 ФЕВРАЛЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 3 МИНУТЫ (сокращенная) / 10 МИНУТ (полная)
Австралия
Представляем вашему вниманию обзор с описанием концепции обновления структуры воздушного пространства в ЕС в рамках интеграции беспилотных воздушных судов (далее БВС). Перевод UAS ATM Integration — Operational Concept (EUROCONTROL, DECMA, ACS).
Обзор состоит из 2 частей:
Первая — кратко о самом важном.
Вторая — подробнее.

Итак начнем.
Часть 1. Краткая версия
Согласно Европейской концепции интеграции БВС выделены новые типы воздушного пространства (далее — ВП):
– VLL (Very Low Level / Очень низкий уровень) — описывает воздушное пространство начиная от поверхности земли до нижней границы зоны VFR (порядка 150 м).
– VHL (Very High Level / Очень высокий уровень) — воздушное пространство начиная от эшелона FL600 и выше.
Под перечисленные выше ВП разрабатываются новые правила полетов:
LFR (Low level flight rules) — правила полетов в нижнем воздушном пространстве и HFR (High level flight rules) — правила полетов в верхнем воздушном пространстве (статус на конец 2018 г.).
1. Для полетов БВС ниже 150 метров определяются 4 класса воздушного движения
Класс 1. Полеты по открытой категории (открытые полеты). Подклассы:

А1 – легковесные и простые БВС (категория БВС: С0, С1); полеты не выше 50 м. Полеты в зонах низкого риска вне аэродромов и прочих зон ограничений.

А2 – полеты не выше 120 м (категория БВС: С2). Осуществляются на безопасном удалении от людей; пилоты сдают онлайн-тест.

А3 – полеты не выше 120 м.; полеты не подвергающие опасности людей; БВС до 25 кг., (категория БВС: C2, C3 и C4) управляются пилотами, которые сдали теоретический и практический экзамены;

Класс 2. Свободные полеты — специальная или сертифицированная категория. Полеты в зоне прямой видимости и за ее пределами. Применяется для поисковых и спасательных операций, видеосъемки и прочих подобных мероприятий, которые невозможно спланировать заблаговременно. Подача плана полета.

Класс 3. Полеты средней и большой дальности — обследования ЛЭП, мониторинг инфраструктуры ж/д, картографическая съемка и прочее. Полеты в пределах и за пределами прямой видимости. Подача плана полета.

Класс 4. Специальные полеты — полеты в запретных для БВС зонах, специальные операции; класс характеризуется низкой интенсивностью полетов.

Для полетов 2, 3 и 4 классов вводится требование по самоэшелонированию, а также необходимость быть видимыми для систем наблюдения.
Для воздушного пространства выше 150 м предусмотрены три дополнительных класса
Класс 5 и Класс 6. Полеты по IFR и VFR. В данном воздушном пространстве летают БВС и пилотируемые воздушные суда (далее ПВС). Необходима совместимость с ACAS и средствами наблюдения УВД. Различаются по целям совершаемых операций, возможностью совершать взлет и посадку по схемам SIDs and STARs и доступом к контролируемым аэродромам.
Класс 7. IFR полеты на очень больших высотах, пересекающие не сегрегированное ВП.
Все операции БВС (в том числе и малых) на высотах от 150 до 20000 метров должны выполняться в соответствии с существующими правилами полетов и требованиями к CNS ATM. Также должны применяться системы предупреждения столкновений, совместимые с системами установленными на ПВС.
Для наглядности мы подготовили графику иллюстрирующую вышесказанное:
Покрытие вторичными локаторами
Визуальное представление концепции
UAS ATM Integration — Operational Concept

Часть 2. Подробная версия
Покрытие вторичными локаторами
Для операций выше 150 метров над уровнем земли, вне выделенного воздушного пространства, малые БВС должны удовлетворять правилам VFR и LFR, быть видимыми для пилотируемой авиации (совместимость технических решений) и быть способными избегать столкновений. Для полетов БВС ниже 150 метров будут разработаны новые правила полетов LFR (LOW LEVEL FLIGHT RULES).
Блок 1. Полеты на низких высотах (VLL TRAFFIC CLASSES)
Существует 4 класса для операций VLL от уровня земли до высоты 150 метров:
Класс 1. Полеты по открытой категории (открытые полеты) — в свою очередь разбита на 3 подкатегории: [EASA, 2018]

А1 – это базовая категория «покупай и лети» (категория БВС: С0, С1); легковесные и простые БВС; полеты на высоте до 50 м в районах с низкой плотностью движения; в стороне от зон ограничения, к примеру, аэродромов.

А2 – высота не больше 120 метров (категория БВС: С2), вдали от людей, пилоты прошли онлайн-тесты.

А3 – высота не больше 120 метров, взлетная масса не больше 25 кг. (категория БВС: C2, C3 и C4); отсутствие риска для людей, пилоты сдают теоретический и практический экзамены.

Для БВС классов C1, C2 и C3 [EASA, 2018] должен быть реализован геофенсинг, обеспечивающий возможность БВС не залетать в запретные зоны.
Класс 2. Свободные полеты
– Категория специальная или сертифицируемая [EASA, 2018].
– Полеты не поддаются заблаговременному планированию: поисковые и спасательные операции и т.д. Возможность осуществления свободных полетов.
– Полеты в пределах и за пределами прямой видимости.
– Видимость для систем наблюдения.
– Подача плана полета.
– Самоэшелонирование в 3D.
– Общая система измерения высоты.
Класс 3. Полеты средней и большой дальности
– Категория специальная или сертифицируемая.
– Полеты на большой дальности: мониторинг линий электропередач, железнодорожных путей и т.д.
– Возможность осуществлять полеты в пределах и за пределами прямой видимости.
– Видимость для систем наблюдения.
– Подача плана полета.
– Возможность осуществления свободных полетов или полетов по маршруту.
– Самоэшелонирование в 3D (вне выделенного пространства).
– Общая система измерения высоты (вне выделенного пространства).
Класс 4. Специальные операции
– Категория специальная или сертифицируемая.
– Редкие и уникальные типы операций (например, полеты в запретных для БВС зонах). Могут выполняться в городских районах, на аэродромах и в других местах;
– В силу специфики не ожидается большого числа полетов.
В документе UAS ATM Integration — Operational Concept (EUROCONTROL, DECMA, ACS) отмечается, что существует три возможных пути развития UAS, и эти три варианта могут быть частью единого поэтапного подхода. Это во многом зависит от особенностей воздушного пространства.
1. Текущая ситуация
Полеты проводятся как в настоящее время, существует относительно небольшое число полетов БВС. Оценка воздушного пространства не требуется, так как большинство зон запрета полетов БВС (NDZ) или зон с ограниченными полетами (LDZ) уже определены, например:
– Аэродромы.
– Атомные электростанции.
– Больницы и т. д.
Покрытие вторичными локаторами
2. Свободные полеты
В этом варианте интенсивность воздушного движения БВС увеличилась до уровня, требующего наличия более четкой структуры ВП. Сложность и интенсивность движения позволяют по-прежнему обеспечивать свободный полет для классов 2 и 3, однако риск, связанный со смешиванием незапланированного трафика класса 1, который неизвестен U-Space (подробнее о U-Space), с другими классами велик. Появляется необходимость ограничения по высоте и определенным географическим районам.
Покрытие вторичными локаторами
3. Полеты по маршрутам
Третий вариант предназначен для районов с высокой интенсивностью воздушного движения. Создаваемая структура маршрутов движения БВС может следовать за руслами рек, железнодорожными линиями и другими аналогичными объектами — там, где потенциальное воздействие на людей минимально. Чтобы интегрировать такое решение, важно принять общую систему отсчета высот.
Покрытие вторичными локаторами
4. Структурированное воздушное пространство
Данный вариант аналогичен концепции Amazon [Amazon, 2015]. Воздушное движение класса 3 выполняется в выделенном воздушном пространстве выше зоны полетов класса 2. Сеть маршрутов в таком случае не требуется. Однако важно понимать, что в данном случае классу 3 все равно придется пересекать воздушное пространство, зарезервированное для класса 2 (как минимум на этапах взлета и посадки).
Покрытие вторичными локаторами
Блок 2. Полеты на эшелоне (TRAFFIC CLASSES) — Классы 5 и 6
В зависимости от района и типа полетов используются два класса движения, которые могут работать во всех классах воздушного пространства. БВС должны выполнять полеты по правилам IFR и VFR, а также соответствовать требованиям, предъявляемым к CNS, быть оборудованными двухсторонней связью с диспетчером (при необходимости), выдерживать безопасные интервалы от пилотируемой авиации или быть способными избегать столкновений за счет маневров по вертикали и горизонтали.

Система DAA (Detect And Avoid system / Предупреждение и предотвращение столкновений) должна быть совместима с существующими БСПС (ACAS). [UAS ATM Integration, декабрь 2018]
Блок 3. Полеты на сверхбольших высотах — Класс 7 (VHL)
Полеты в стратосфере. Пересекают воздушное пространство ниже 20 000 метров. Соответствуют требованиям предъявляемым к CNS. БВС должен быть способен поддерживать безопасные интервалы с пилотируемой авиацией вне выделенного пространства.
Покрытие вторичными локаторами
Визуальное представление концепции
UAS ATM Integration — Operational Concept
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: