ОБЗОР

Держать ЭРТОС на пульсе

Служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи ФГУП «Госкорпорация ОрВД» в режиме нон-стоп обеспечивает качество и безопасность полетов от Калининграда до Камчатки.
15 ИЮЛЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
За аббревиатурой ЭРТОС — целая эпоха. Это и аэронавигационная вахта длиной в семь десятилетий, и школа классных авиационных специалистов штучного производства, и самое главное — тысячи предотвращенных ЧП в отечественном небе. Заслуживает ли ЭРТОС особого внимания? Безусловно.
Глазомер vs РТОП
Авиасообщение в России активно начало развиваться уже 20-х годах прошлого века. Организацию первых воздушных линий и руководство движением воздушных судов осуществляли командиры летных отрядов, которые вели визуальное наблюдение за выруливанием и взлетом самолета на летном поле, фиксировали время вылета. Информацию о ходе полета командиры не получали, пока летчик не сообщал об этом по телефону или телеграфу из пункта посадки. Пилотирование летательными аппаратами в те времена доверяли только самым опытным летчикам, а авиасообщение осуществлялось днем при максимальной видимости наземных ориентиров.
Эволюция аэронавигации напрямую связана с открытиями в области радиосвязи и телефонии, которые вывели безопасность полетов на новый уровень. В то же время возникла острая необходимость развивать системы радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов (РТОП) и обеспечения услугами связи. В конце 40-х гг. в нашей стране впервые организуется служба ЭРТОС, которая изначально представляла собой небольшой технический узел.
Покрытие вторичными локаторами
Служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи
Функционал ЭРТОС расширялся в унисон с техническим прогрессом. Со временем возникла необходимость работать в круглосуточном режиме с широким перечнем задач, связанных с выполнением трудоемких форм регламента, всех видов технического обслуживания, устранением неисправностей, ремонтом оборудования приемо-сдаточных испытаний, разработкой технических заданий при выполнении плановых мероприятий.
Утолить кадровый голод
Создание разветвленной службы технического обеспечения потребовало целой программы подготовки квалифицированных кадров. До 60-х гг. РТОП и авиационная электросвязь обеспечивались средствами, разработанными для ВВС, поэтому проблема нехватки профессионалов решалась за счет привлечения бывших военных инженеров и специалистов радиотехнического профиля, подготовленных высшими и средними специальными учебными заведениями других ведомств.
Интенсивное развитие гражданской авиации ставило перед руководством страны важнейшую задачу перманентной подготовки инженерно-технических специалистов для ЭРТОС. Проблема была искоренена путем создания отраслевых вузов, средних специальных учебных заведений — РКИИГА в Риге, КИИГА в Киеве, МИИГА в Москве. Сработало и то, каким образом была выстроена сама система образования: прикладной характер подготовки и распределение выпускников с обязательным трехгодичным сроком отработки по специализации.
В настоящее время ЭРТОС комплектуется выпускниками учебных заведений самого широкого профиля. Все специалисты имеют высокий уровень подготовки, владеют обязательными знаниями информационных технологий, применяемых в оборудовании РТОП и авиационной связи последнего поколения. Российские выпускники стремятся попасть в ЭРТОС по нескольким причинам. В первую очередь, здесь их ждет интересная работа. Кроме того, трудиться в ЭРТОС, за многие годы работы зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны, престижно. Немаловажным является еще один фактор — соцпакет для сотрудников «ГК ОрВД» считается едва ли не самым увесистым в отрасли.
Неизбежная эволюция
ЭРТОС просто «обречен» постоянно совершенствоваться, что обусловлено внедрением новой элементной базы, современных типов оборудования и технологий обслуживания воздушного движения. Об эволюции службы рассказывает Алексей Палагин, заместитель директора по стратегическому развитию, эксплуатации и технической политике генеральной дирекции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:

Алексей Палагин, заместитель директора по стратегическому развитию, эксплуатации и технической политике генеральной дирекции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
«Изначально оборудование РТОП создавалось на дискретных элементах: резисторах, конденсаторах, катушках индуктивности, вакуумных радиолампах, кинескопах. На следующем этапе широкое применение транзисторов и гибридных микросхем позволило значительно уменьшить габариты и энергопотребление радиотехнических устройств. В настоящее время практически все оборудование РТОП функционирует на базе компьютеров и специального программного обеспечения.

Каждый этап технологической революции требовал от сотрудников службы новых знаний и навыков. Если изначально в распоряжении диспетчера и пилота была только радиостанция, то сейчас эксплуатируется большое количество самых разнообразных средств навигации, радиолокации, систем наблюдения, автоматизации ОВД. Спектр и объем задач службы ЭРТОС непрерывно возрастает. В настоящее время в филиалах ФГУП „Госкорпорация по ОрВД“, чья зона ответственности простирается от Калининграда до Камчатки, эксплуатируется более 20 000 средств РТОП и АС. Надежное функционирование данного оборудования обеспечивают около 10 тысяч инженерно-технического персонала
»,
— добавляет он.
Всегда в авангарде
Фундаментальная миссия ЭРТОС — обеспечение безопасного неба в России. Реализуется она не только за счет вышеуказанных мероприятий РТОП и АС, но и благодаря важному умению следовать трендам в сфере аэронавигации.
Покрытие вторичными локаторами
Служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи
Сегодня политика РФ в области развития связи, навигации и наблюдения опирается на самые передовые технологии, в том числе рекомендуемые ИКАО. В области связи широкое применение находят линии передачи данных и технологии на основе CPDLC, D-ATIS, OLDI, AIDC, SWIM и др., в области навигации — внедрение GNSS, GBAS, в сфере наблюдения применяются технологии АЗН-В и МПСН. Важная сторона аэронавигационной эволюции связана с автоматизацией УВД, основывающаяся на расширении ее функциональности с помощью наземных систем обеспечения безопасности (Ground-based Safety Nets), применения систем AMAN/DMAN/XMAN, A-CDM, A-SMGCS всех уровней, дистанционных (виртуальных) диспетчерских пунктов (RVT).
«В настоящее время к числу инновационных мероприятий ФГУП „Госкорпорация по ОрВД“ относятся оснащение объектов средствами вещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B), комплексами технических средств цифровой сети интегрированной авиационной фиксированной связи, локальными контрольно-корректирующими станциями, многопозиционными системами наблюдения (MLAT), системами контроля за характеристиками выдерживания высоты воздушными судами HMU и AHMS (HMU и AHMS)»,
— рассказывает Алексей Палагин.
Примечательно, что ЭРТОС в отличие от большинства других подобных организаций придерживается предельно открытой информационной политики. Напрямую со специалистами службы можно связаться, к примеру, на специальном форуме службы, где получаешь исчерпывающую информацию по всем вопросам. Медийность ЭРТОС — еще один показатель высокой адаптивности службы к современным реалиям.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: