Содержание
- Что можно посоветовать путешественникам по Чуйскому тракту
- Чемальский тракт
- «Марс»
- Скала «Богатырь»
- Возникновение дороги
- Манжерок
- География
- Интересное в пути
- Достопримечательности и интересные места
- Дорожные расходы
- Населенные пункты вдоль дороги
- Предисловие
- Инфраструктура
- Начало обустройства тракта
- ОЭЗ Бирюзовая Катунь
- География местности[]
- Жертвенник у села Ортолык
- Современное состояние
- История строительства тракта
Что можно посоветовать путешественникам по Чуйскому тракту
На участке до Усть-Семы Чуйский тракт очень оживлён. Здесь, как я уже говорила, множество мест, где можно переночевать, поесть, заправить автомобиль. Но чем дальше, тем трасса становится безлюднее. Поэтому где-то в районе Шебалино наполните и положите в багажник на всякий случай металлическую канистру с бензином – перегоны между заправками становятся всё длиннее.
Останавливаться на ночлег в палатках в «чистом поле» в Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, особенно вблизи сёл, я бы не советовала, так как местное население не всегда бывает дружелюбным, особенно в состоянии «подшофе». А такое состояние у местных, увы, не редкость. Лучше посмотреть заранее карту и останавливаться в гостевых домах и на турбазах.
Связь есть далеко не везде.
Лучшее, что можно привезти из Алтая из путешествия по Чуйскому тракту – это собственные впечатления и фото- видеоматериалы. Поэтому, если у вас есть хорошая аппаратура – берите с собой обязательно.
Чемальский тракт
Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.
Доброе утро!
Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.
Приятного аппетита!
На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.
Орокотский мост
После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!
Дороги Чемала
На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.
Пляжи Чемала
Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.
Чемальская ГЭС
Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.
Патмос
Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.
Дорога к голубым озерам
За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.
Голубые озера
Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.
«Марс»
Дорога бежит дальше по долине Чуи.
Река-Ручей.
Дорожные неровности.
Чтобы попасть из Курайской степи в Чуйскую, нужно пересечь горный массив Сукор, являющий собой перемычку между Северо-Чуйским и Курайским хребтами.
Это — царство цветных гор.
Местные породы насыщены ртутью, отчего окрашены в яркие цвета от жёлто-абрикового до тёмно-бурого.
Самая яркая из гор известна как «Марс». Это — популярное место, куда активно возят туристов из Акташа и Кош-Агача.
От Чуйского тракта до «Марса» — восемь километров невероятно живописной степной колеи.
Даже если забить на «Марс», она достойна того, чтобы просто по ней проехаться.
По степи прогуливаются отары овец.
Вокруг — какие-то невероятные сочетания цветов: в очередной раз поражаешься, на что способна матушка-природа.
Красота.
Так как «Марс» имеет статус достопримечательности, подъехать к нему бесплатно не получится. Оплата — по таксе, такса — сто рублей с человека. «С какой целью взимается плата?» — спросите вы. А ни с какой: чтобы провал не слишком проваливался…
Собственно, «Марс». Чудо природы.
В нескольких километрах от «Марса» находится ещё одна цветная гора — «Марс-2». Пешком мы к ней по понятным причинам не пошли, а ведущая туда горная дорога привела нас к острым как нож камням, ехать по которым на обычной шоссейной резине я не рискнул.
Скала «Богатырь»
Неподалёку от места впадения Большого Ильгуменя в Катунь высится скала «Богатырь». Согласно древнему преданию это — каменный страж, по сей день охраняющий Алтай от врагов.
Если вы вдруг не нашли «богатыря» на предыдущей фотографии, вот вам кадр покрупнее. Видите нос, выпирающий из скалы? Это — он и есть.
Катунь нередко называют одной из живописнейших рек мира. Всё — благодаря изумительно бирюзовому цвету её воды. Правда, есть один нюанс: свою истинную красоту Катунь являет лишь осенью.
Ну а весной, когда идут дожди, а в горах тают снега, цвет Катуни — вовсе не бирюзовый, а самый что ни на есть какашечный. Хотя даже в таком неаппетитном виде река — невероятно лепа.
Это в наши дни Чуйский тракт — прекрасного качества шоссе, а буквально полтора столетия назад на его месте была лишь узкая тропа с множеством бомов — обрывистых узких отрезков, зажатых рекой с одной стороны и горным склоном с другой. На таких участках двум всадникам было не разъехаться, поэтому прежде чем въезжать на бом, возница проходил его пешком и оставлял на противоположном конце свою шапку в знак того, что бом — уже занят, и лишь после этого преодолевал узкое место верхом.
Но несмотря на все произошедшие за последние сто лет расширения и спрямления, Чуйский тракт — всё же горная дорога, опасная и непредсказуемая. Минимум треть машин, передвигающихся по этой трассе, — праворульные. Их водители постоянно вылезают на встречную полосу, чтобы проверить, можно обгонять или нет, и при первом попавшемся случае идут на обгон, даже если находятся в этот момент в крутом повороте, скрывающимся за холмом. Кто-то вообще ездит без номеров, другие — откровенно пьяны. Аварии на Чуйском тракте — обычно дело: здесь регулярно гибнут люди.
Возникновение дороги
О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.
Манжерок
Горнолыжный Манжерок / на фото автор статьи — Яна Рахимкулова
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
- проживание в гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
- подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
- Ski-pass на день пт-вск — 1300 руб.
География
Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.
Интересное в пути
Долина Алтая, озеро Ая, Чертов палец
Целый кластер вкусностей. Все располагается рядом, практически на въезде в республику.
Долина Алтая (было «Алтайская долина») — такое официальное название носит особая экономическая зона Алтая, в простонародье — «алтайская яма». Вот так выглядят с высоты инвестиции в 20 миллиардов рублей.
До сих пор не могут достроить, уже жаловались президенту. Проект переименовывают, озеро дважды протекает, водолазы ищут дырку в мембране на дне, а чиновники разводят руками. Это стоит вашего внимания.
Озеро Ая — популярное место отдыха туристов. Огромное количество турбаз в окрестностях. Есть три оборудованных пляжа. Множество развлечений.
За посещение взимается рекреационный сбор и из-за этого часто спорят.
Чёртов палец — незамысловатое название для горы. На вершине имеется выступ с торчащим пальцем. Отсюда открывается крутой вид на долину Катуни. Очень фотогеничное место.
Озеро Манжерок и «ГЛК Манжерок»
Знаменитое озеро Манжерок, о нём пела сама Эдита Пьеха. В этом месте в 1966 году прошел фестиваль дружбы монголо-советской молодёжи.
Популярное место для купания. Вода мутноватая, дно илистое.
У озера располагается горнолыжный комплекс «Манжерок». Летом работает кресельный подъемник — экскурсии на Малую Синюху, на квадроциклах и рафте, зимой — катание на горных и беговых лыжах, сноубордах, сноутюбах. <.p>
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»
Еще один компактный кластер. Множество туристов и турбаз, развлечений. Озеро, пляж, горнолыжка.
Здесь же находятся Тавдинские пещеры. Популярны среди туристов. Посетить можно только с экскурсией.
Напротив, памятник художнику и писателю Н.Рериху.
Под ним находится Пиратский грот.
Памятник Д.Леннону.
Оба — по-своему уникальны.
Камышлинский водопад
Небольшой каскадный водопад на реке Камышла. Доходят до сюда по тропинке через мост, можно просто переплыть Катунь на моторке.
В половодье под струей надевают каску.
Огромное количество редких и типичных растений Алтая и Сибири.
Можно купить семена и саженцы, попить фиточай.
Семинский перевал и Сарлык
Высочайший перевал на Чуйском тракте. Здесь находится стела добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
На перевале активно ведется торговля. Власти пытаются прикрыть лавочки, но ничего у них не получается. Мы следим за ситуацией.
Сам перевал довольно пологий, на вершине растёт кедрач. Здесь тренируются спортсмены, есть горнолыжка.
Отсюда ходят на Сарлык — вершина Семинского хребта. Даже в знойный июль на её вершине лежит снег.
Природный парк «Уч-Энмек»
Сакральное место. Здесь чтут традиции. Сохранился настоящий быт и культура алтайцев. Огромное количество курганов, стел, петроглифов. Богатая история.
Путинская дача
Ох и отменные тут дороги))
Когда всё только строилось, проехать даже первый КПП составляло проблему для любопытных. Сейчас его убрали.
Дальше дачи скорее всего вас не пустят, только с местной пропиской, и то без остановок. Дальше с.Каярлык.
Урочище также богато на историческую составляющую: курганы, стелы, петроглифы. По слухам, эти места соединят с Чемальским трактом. Посмотрим)
Перевал Чике-Таман
Горный перевал на Чуйском тракте. Разделяет реки. Именно после него начинается «настоящий Алтай».
Рядом проходит старая дорога, удивительно — она еще не заросла травой.
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
-
Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
-
Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
-
Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
-
Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
-
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
-
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Дорожные расходы
В России очень дорогой бензин, и чем дальше от крупных городов, тем дороже. Если в районе Барнаула бензин можно найти за 32 рубля, то в районе Кату-Ярыка он стоит 38-39 рублей за литр. Приятно удивило, что на заправках особо не обманывают, наливают бензин нормально.
За 2 недели мы потратили:
- Бензин: около 9500 рублей.
- Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
- Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
- Пробили колесо на трассе Артыбаш — Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
- Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.
На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.
Населенные пункты вдоль дороги
Планируя путешествие по Чуйскому тракту, нужно понимать, что чем глубже в горы, тем меньше на пути можно будет встретить поселений. Из крупных городов рядом с трактом стоят только Новосибирск – точка отсчета дороги, Бийск, чуть в стороне Барнаул, Новоалтайск и Горно-Алтайск. Другие значимые населенные пункт, где можно поесть и переночевать в порядке следования из Новосибирска: Бердск, Искитим, Черепаново, Тальменка, Верх-Катунское, Сростки, Майма, Усть-Сема, Черга, Туекта, Онгудай, Чибит, Акташ, Кош-Агач и Ташанта. Во всех поселениях вдоль дороги стоит много кафе, прилавков для торговли местному населению, есть туалеты.
Предисловие
К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.
За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.
Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.
Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.
Инфраструктура
История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.
Начало обустройства тракта
Первый этап истории строительства Чуйского тракта связан с обустройством колесной дороги. С середины 19-го века российское правительство не раз присылало сюда экспедиции с инженерами, чтобы оценить потенциальные расходы на создание дороги. Цифры каждый раз получались внушительными, и Империя не находила для себя возможным ассигновать такие деньги, потому что строила в это время железные дороги.
Но в 1893 году Томской губернии выдали, наконец, из государственной казны 45 тысяч рублей на обустройство дороги. Но сумма была смехотворной. По самым скромным подсчетам нужно было около 500 тысяч. Но делать было нечего, и начали работы на эти деньги. К процессу подключились купцы, которые и раньше поддерживали тракт в относительно приличном состоянии. Общими усилиями к 1902 году за 80 тысяч рублей дорога была приведена в рабочее состояние, были налажены переправы, наведены мосты, по ней стало возможным передвигаться на колесном транспорте. Но очень быстро путь был разбит телегами, и дорога вернулась к исходному состоянию.
ОЭЗ Бирюзовая Катунь
Река Катунь, Алтай
В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.
Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».
- Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
- Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
- Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.
Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.
Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.
Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.
География местности[]
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550−750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
Жертвенник у села Ортолык
Неподалёку от села Ортолык прямо посреди степи стоит старый алтайский жертвенник.
По дороге к нему расположено обо — традиционное монгольское святилище, представляющее из себя кучу камней. Культ обо возник у ранних кочевников, его корни уходят в шаманизм. Однако в наши дни такие святилища включены в буддийскую обрядность и почитаются всеми буддистами.
Алтайцы относятся к обо по-разному. Не все им поклоняются. Но каждый алтаец независимо от своих верований, проезжая мимо, остановится или хотя бы снимет шапку.
Чуть поодаль от обо установлены три тюркских каменных воина.
Сам жертвенник представляет из себя небольшое возвышение, сложенное из камней. Вокруг него выставлены каменные глыбы. Чуть в стороне стоят два ритуальных шеста для повязывания дьялам и хадаков.
Один из жителей Кош-Агача рассказал мне, что этот жертвенник используется шаманами и в наши дни.
Современное состояние
Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.
История строительства тракта
Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.