ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Цифровая экспансия: АЗН-В и МПСН

Настоящее и будущее аэронавигационных технологий.
30 СЕНТЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
На сегодняшний день одним из наиболее широко распространенных аэронавигационных средств в мире остается вторичный радиолокатор, однако обновление мировой системы ОрВД продолжается, и новые технологии АЗН-В (англ. ADS-B) и мультилатерация (МПСН, англ. MLAT/WAM) постепенно занимают все большую нишу.
Бортовые ответчики АЗН-В 1090ES уже не первый год ставятся на новые коммерческие лайнеры. Согласно самым последним данным из Европы, уровень оснащения бортов достиг 40% в апреле 2019 года, что на 22% больше, чем в октябре 2018 года. Действующие мандаты в США и Европе требуют, чтобы к 2020 году все коммерческие лайнеры были оснащены аппаратурой АЗН-В 1090ES Out. Ниже представлена наглядная графика, иллюстрирующая данные требования в разных странах мира.
"Зеленый" – RTCA/D260; RTCA/DO-260A; "Синий" – RTCA/DO-260B.
Некоторые страны, такие как Австралия, уже требуют установки бортового оборудования АЗН-В в соответствии с DO-260A. Согласно европейскому мандату, временной коридор для перехода на автоматическое зависимое наблюдение определен до 7 июня 2020 г. FAA США дает время до 1 января 2020 г. Что же касается реализации наземной инфраструктуры, то в разных странах достигли различных результатов. Остановимся на некоторых из них.
США
В США сеть станций АЗН-В покрывает практически всю территорию страны. Как уже писал Sky review, здесь применяются две линии передачи данных (ЛПД): UAT (для авиации общего назначения и до 18 000 футов); 1090ES на всех высотах.
В отдельных регионах США FAA также развернуло МПСН: в частности, в нескольких аэропортах в горах Колорадо; система также работает в Джуно (Аляска); в Шарлотте (штат Северная Каролина).
Европа
В Европе АЗН-В так же, как и в США, внедряют уже не первый год. Наиболее актуальная карта покрытия выглядит следующим образом:
Поскольку воздушное пространство Европы характеризуется высокой плотностью движения, то предполагается, что АЗН-В при необходимости будет работать «в связке» с существующими независимыми МПСН и вторичными радиолокаторами. Это позволит добавить дополнительный «слой резервирования» и повысить безопасность полетов.
SESAR Deployment Manager
Подробную информацию о статусе внедрения АЗН-В в Европе можно найти на специализированном сайте SESAR.
На практике АЗН-В часто комбинируется с МПСН. Это происходит потому, что датчики МПСН поддерживают работу АЗН-В 1090ES, а также есть возможность применения МПСН как резервирующей системы, обеспечивающей большую безопасность и точность (МПСН не зависит от спутниковых данных). Ранее сообщали о 40 системах на базе мультилатерации, установленных в крупнейших европейских аэропортах. Также сообщается о 80 зонах мультилатерации вне аэропортов. Отмечается, что технология мультилатерации может быть использована как альтернатива вторичным радиолокаторам.
Австралия
Это одна из первых стран, которая внедрила АЗН-В 1090ES на всей своей территории. Особенностью системы является то, что здесь применяются как передатчики, так и приемники АЗН-В In/Out. Подробнее об особенностях системы в Австралии читайте в нашем материале по этой ссылке.
В горной местности на австралийском острове Тасмания также развернута широкозонная МПСН. На этапе оценки проекта сравнивались два решения: одно на базе вторичных радиолокаторов, второе — на мультилатерации. Предпочтение было отдано широкозонной мультилатерации как более эффективной и экономически выгодной технологии.
Новая Зеландия
Схожая ситуация и у соседа Австралии Новой Зеландии. Большая часть страны находится в зоне наблюдения АЗН-В 1090ES, на юге развернута широкозонная МПСН.
Зона покрытия АЗН-В / New Southern Sky / ADS-B in New Zeland
Зона покрытия широкозонной МПСН на юге Новой Зеландии / New Southern Sky / ADS-B in New Zeland
В Новой Зеландии так же, как и в Австралии, проводили оценку опыта внедрения двух линий передачи данных АЗН-В в США. И так же пришли к выводу, что данное решения является избыточным и увеличивает стоимость реализации всей системы. Выбор был сделан в пользу единой линии передачи данных — 1090ES.
Китай
Китай не стал исключением. В Поднебесной тоже ведется работа по разворачиванию национальной АЗН-В, а в аэропортах внедряются современные МПСН. В качестве примера можно привести обновленный аэропорт Пекина, где была развернута современная МПСН в составе системы контроля и управления наземным движением — A-SMGCS.
АЗН-В в Китае, 3300 м / ICAO / ADS-B IMPLEMENTATION IN CHINA
Другие страны, где также реализуются проекты АЗН-В 1090ES
Индонезия
Канада
Индия
Список можно продолжать и дальше. AOPA США ранее выделила страны, где есть мандат АЗН-В 1090ES Out. В него вошли США, Австралия, Канада, Европа, Гон-Конг, Индонезия, Мексика, Сингапур, Шри-Ланка, Тайвань и Вьетнам.
Добавим, что помимо классического АЗН-В существует и космическое. Национальные операторы Великобритании (NATS) и Канады (Nav Canada) развернули космическое АЗН-В в Северной Атлантике и Канаде в 2019 году. Система дает возможность наблюдений над Атлантикой, а также в отдаленных и географически сложных районах мира.
Даже после того как началась глобальная экспансия АЗН-В 1090ES, мультилатерация продолжает расширяться и обеспечивать дополнительные преимущества. Технология получила широкое распространение в мире, как в составе систем A-SMGCS в аэропортах, так и широкозонные решения (WAM) для целых регинов и даже стран.
Карта с перечнем регионов мира, где реализовывались проекты МПСН / multilateration.com
Экспертами отмечается, что МПСН способны обеспечить большую точность по сравнению с традиционными вторичными радиолокаторами.
«Широкозонные МПСН состоят из большого числа малых станций. Они способны обеспечить наблюдение за воздушным пространством эффективней, чем традиционные радары. Данное решение превосходит вторичные радиолокаторы, как по стоимости, так и по производительности»,
— рассказывает Андрю Гетз, представитель комапнии Sky guide (Швейцария). "Wide area multilateration a multitude of antennas instead of radar dishes" BLUEPRINT The 2019 skyguide technology outlook.
«Датчики МПСН де-факто являются и приемниками АЗН-В. Поэтому внедряя МПСН, мы паралельно реализовываем и АЗН-В»,
— продолжает Андрю Гетз.
Национальная МПСН (WAM) в Намибии. До внедрения, в стране отсутствовало радиолокационное наблюдение. На сегодня МПСН обеспечивает аэронавигацию во всей стране, площадь которой составляет порядка 820 тыс. км²., что более чем на 100 тыс. км² больше, чем площадь всей Франции.
МПСН не зависит от спутниковых данных и является более автономной и защищеной системой, способной обеспечить высокий уровень резервирования и проверки данных АЗН-В 1090ES. В ЕС сообщалось о планах создания еще порядка 20 зон WAM к 2020 году, а также о планах установить 30 систем в аэропортах в период с 2018 по 2020 гг.

Из стран, где реализовывались проекты с применением МПСН, можно выделить Швецию, Великобританию, Японию, Австрию, США, Австралию, Новую Зеландию, Намибию, Канаду, Россию, Чехию.

В отдельных странах, к примеру, в Намибии или Швеции, развернуты национальные МПСН покрывающие территорию всего государства.
Широкозонные МПСН (WAM) в Японии. В стране разворачивается сеть из нескольких МПСН, которая будет покрывать большую часть страны. Проект также включает внедрение АЗН-В 1090ES и рассчитан до 2024 года.
В завершение отметим, что вторичные радиолокаторы, а также локаторы обзора летного поля продолжают экплуатироваться. Однако глобальная тенденция на внедрение более современных аэроавигационных систем очевидна. Все больше стран начинает разворачивать АЗН-В/мультилатерацию, а одним из драйверов данного процесса является ИКАО и Глобальный Аэронавигационный План (ГАНП). Именно в ГАНП заложены новые принципы, для реализации которых, необходимы современные решения, позволяющие обеспечить более высокий темп обновления информации, большую точность, пропускную способность, мобильность систем, а также уровень их цифровизации.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: