Содержание
Типы уроков-экскурсий
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
- Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
- Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
- Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
- Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
- Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.
Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов
Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.
На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.
Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.
Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.
И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.
В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.
Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.
Ход занятия:
Вводная часть:
— Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Кто это (Осень.)
— Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение (Да.)
— Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.
Основная часть:
— Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.
По дороге воспитатель уточняет, какая погода.
Придя в парк, читает стихотворение «Осень художница».
Повязала осень пёстрый фартук,
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.
— С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?
— А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.
Стоит Алёнка – платок зелёный.
Тонкий стан белый сарафан.
(Берёза.)
— Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России.В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».
— Как нам узнать березу среди других деревьев?
— Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
— Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
— Какого цвета ветки?
— Зачем корень дереву?
— Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
— Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
— Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
-Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
— А у меня для вас ещё одна загадка.
Вот колючка-недотрога!
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголочки
У зеленой. (елочки) .
— Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод. Две больших сосны стояли рядом,
А меж ними елочка росла,
Две сосны подружку укрывали,
Чтоб вершинку ветры не сломали,
Чтоб красивой елочка была.
— Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.
— Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.
Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)
— Давайте остановимся около рябины.
Я по парку погуляла,
Где заря растет узнала.
Поглядела вверх — она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина? —
Это дерево — рябина!
— Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)
— А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
Проводится игра.
— В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно.Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.
Проводится игра «От какой ветки детки».
Заключительная часть:
Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые поделки. Нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно ещё посетим наш парк.
n1.doc
7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИВЫБОР ТЕМЫВыбор темыОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВпамятные места, связанные с историческими событиямиздания и сооруженияприродные объектыэкспозициипамятники археологиипамятники искусстваЭкскурсионные объекты классифицируются:по содержаниюпо функциональному назначениюпо степени сохранностиПознавательная ценностьИзвестность объектаНеобычность (экзотичность) объектаВыразительность объектаСохранность объектаМестонахождение объектаВременное ограничение показа объектаНабор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.карточку объектовВыводы.Контрольные вопросы:2.3. СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. хронологический, тематический и тематико-хронологический.основные дополнительные.ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТАОбъезд (обход) маршрутаПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИКОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»восстановить недостающие звенья при показе.дать зрительное представление об объектеСодержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.отбораметодических приемов определения приемов сохранения вниманиявыработки рекомендацийотбора правил техникиОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИСОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИОбразец методической разработки экскурсии
Маршрут | Оста-новка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа-ционные указания | Методические указания |
Новая Басманная ул. – М. Разгуляй – Бауманская ул. | Проездом | Новая Басманная ул.; собор св. Павла; д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул. | Подтема I: Пушкинская Москва 1. Бывшая Немецкая слобода – один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.2. Новая Басманная ул. – уголок Пушкинской Москвы | Рассказ ведется при замедленном движении автобуса | 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах2. Характеризуя облик Немецкой слободы конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранив- |
Продолжение табл. 2.1
Маршрут | Оста-новка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа-ционные указания | Методические указания |
шихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.) | ||||||
Бауманская ул., д. 8/10 | Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 | Здание школы им. А. С. Пушкина, мемориальная доска с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания | 3. Место рождения поэта4. «Моя родословная»5. Детство поэта | Группу вывести из автобуса, подвести к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к памятнику А. С. Пушкина, расположив группу так, | 3. Словесная реконст-рукция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова, в котором родился А. С. Пушкин.Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений «Моя родословная» и «Гости съезжались на дачу». Использовать «портфель |
Продолжение табл. 2.1В графе «Маршрут экскурсии»В графе «Остановки»В графе «Объекты показа»Графа «Продолжительность экскурсии».Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов»В графе «Организационные указания»Графа «Методические указания»
7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
Подготовка к уроку-экскурсии
Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.
Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными
Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было
Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.
Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:
- легко ориентироваться на маршруте;
- просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
- уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.
Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места
Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание
На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.