Содержание
- День 5-й
- Рассчитанный маршрут Архыз поляна Азау на машине
- Архыз—Красная Поляна
- День 5. Бабук-аул — Солох-аул
- Современный вариант прохождения маршрута
- Для дороги Кисловодск — Адлер планируют построить два тоннеля
- Ставрополье и Карачаево-Черкесия представили Росавтодору два варианта трассы между Северным Кавказом и Черноморьем протяженностью от 273 до 334 км
- Описание
- День 6. Солох-Аул — морько!
- Трассы. Дополнительно
- Расчет пути от Архыза до Красной Поляны
День 5-й
От
Хуко до Приюта
Бабук-Аул
около 10 км. Казалось бы, не так много, но
в реале это самая тяжелая часть 30-го
маршрута. Этот участок представляет
собой большой, почти не прекращающийся,
спуск через лес. Сперва пологий, потом
довольно крутой и оооочень длинный.
Общий сброс высоты получается около
1,5 км, при этом большая часть спуска
приходится на участок длиной около 5
км. Собственно, это тот же самый «Весёлый
спуск», только другой его участок.
Надо
сказать, тропа от Хуко до Бабук Аула не
особо «натоптана», народу, видимо,
ходит не много, а потому не всегда понятно
куда идти дальше. Сперва нужно зайти в
лес, вернувшись по тропе, ведущей от
леса к озеру. В начале леса должна быть
развилка. Но в этой части леса все плотно
поросло кустами, так что найти ее нам
не удалось. Мы сперва углубились в лес
по тропе, по которой вчера шли к озеру,
а потом увидели по Maps.ME, что идем не туда
и что нужная нам тропа идёт параллельно
этой. Тогда мы свернули и пошли прямо
через лес, благо в этом месте подлесок
почти не растет. И буквально через 100
метров вышли на нужную нам тропинку.
Последняя
часть пути до Бабук Аула проходит по
грунтовке. Идти по ней совершенно не
интересно, каких-то особых красот по
дороге замечено не было. Кстати, на этом
участке, чуть дальше того места, где
тропа с Хуко встречается с основной
тропой до Бабук Аула, нас и приняли
работники заповедника. Они, разумеется,
сразу спалили откуда мы пришли, но всё
обошлось. Пожурили и отпустили. А могли
бы и оштрафовать.
Забыл рассказать про источники воды по дороге до озера Хуко и от озера до Бабук Аула. От Черкесского перевала до озера нам источники воды не встретились. А вот по пути от озера до Бабука воды достаточно, пара чистых ручьев по дороге точно встретится.
В
конце концов, мы добрели до приюта. Приют
Бабук Аул это изрядных размеров поляна,
частично поросшая фруктовыми деревьями.
Поляна по периметру огорожена сеткой.
Палатки можно ставить как на открытой
части, так и под сенью деревьев. Из
удобств на территории: туалеты, горячий
душ, кафе, беседки для приема пищи. Также
на территории имеются уже установленные
палатки, которые можно арендовать.
Горячий душ да трава на поляне — вот что больше всего запомнилось нам в Бабук Ауле. Душ после всех этих походных дней воспринимается как нечто невероятное. Стоит, кстати, недорого, 100 р с человека. Скажу так: это лучше чем секс) Потому что о сексе тут думаешь в последнюю очередь, а о дУше — в первую!А эта мягкая, нежная травка на поляне, по которой так здорово ходить босиком… Вот тут-то и понимаешь, как мало нужно человеку для счастья!Пиво — вот что нас интересовало в Бабуке в первую очередь. Так хотелось пивком горло промочить, всю дорогу до Бабука мы именно об этом и мечтали. Но на деле с пивом в местном кафе всё плохо: выбор скромный, и всё пиво теплое. Взяли по банке Кроненбург Бланк, такая дрянь оказалась. Этот момент нас весьма расстроил. Другие варианты «пивчанского» были еще более сомнительные. Хотя народ в инстаграме рекомендовал брать «Халзан», как наименее мерзкое пиво в том ассортименте) Короче, хотите хорошего пива «похлестать» в Бабуке — тащите его с собой!)
Рассчитанный маршрут Архыз поляна Азау на машине
Архыз | |||
Архыз — Нижний Архыз (22 км; 0:22) |
|||
Нижний Архыз | 22 км | 0:22 | |
Нижний Архыз — Нижняя Ермоловка (12 км; 0:11) |
|||
Нижняя Ермоловка | 34 км | 0:33 | |
Нижняя Ермоловка — Даусуз (5 км; 0:05) |
|||
Даусуз | 39 км | 0:38 | |
Даусуз — Зеленчукская (5 км; 0:05) |
|||
Зеленчукская | 44 км | 0:44 | |
Зеленчукская — Кардоникская (14 км; 0:12) |
|||
Кардоникская | 58 км | 0:57 | |
Кардоникская — Кумыш (17 км; 0:12) |
|||
Кумыш | 75 км | 1:09 | |
Кумыш — Хумара (2 км; 0:01) |
|||
Хумара | 78 км | 1:11 | |
Хумара — Орджоникидзевский (2 км; 0:01) |
|||
Орджоникидзевский | 80 км | 1:12 | |
Орджоникидзевский — Малокурганный (1 км; 0:00) |
|||
Малокурганный | 81 км | 1:13 | |
Малокурганный — Новый Карачай (3 км; 0:01) |
|||
Новый Карачай | 83 км | 1:14 | |
Новый Карачай — имени Коста Хетагурова (2 км; 0:01) |
|||
имени Коста Хетагурова | 86 км | 1:16 | |
имени Коста Хетагурова — Нижняя Мара (16 км; 0:10) |
|||
Нижняя Мара | 101 км | 1:26 | |
Нижняя Мара — Верхняя Мара (4 км; 0:02) |
|||
Верхняя Мара | 105 км | 1:29 | |
Верхняя Мара — Терезе (41 км; 0:27) |
|||
Терезе | 146 км | 1:56 | |
Терезе — Первомайское (6 км; 0:04) |
|||
Первомайское | 152 км | 2:00 | |
Первомайское — Учкекен (3 км; 0:02) |
|||
Учкекен | 155 км | 2:02 | |
Учкекен — Римгорское (1 км; 0:01) |
|||
Римгорское | 157 км | 2:04 | |
Римгорское — Джага (1 км; 0:00) |
|||
Джага | 158 км | 2:05 | |
Джага — Красный Курган (4 км; 0:02) |
|||
Красный Курган | 162 км | 2:07 | |
Красный Курган — Мирный (6 км; 0:04) |
Карачаево-Черкесия — Ставропольский край | ||
Мирный | 168 км | 2:12 | |
Мирный — Нежинский (2 км; 0:01) |
|||
Нежинский | 170 км | 2:13 | |
Нежинский — Кисловодск (2 км; 0:01) |
|||
Кисловодск | 172 км | 2:15 | |
Кисловодск — Подкумок (4 км; 0:03) |
|||
Подкумок | 176 км | 2:18 | |
Подкумок — Ессентуки (9 км; 0:05) |
|||
Ессентуки | 184 км | 2:23 | |
Ессентуки — Ессентукская (7 км; 0:07) |
|||
Ессентукская | 191 км | 2:31 | |
Ессентукская — Пятигорск (9 км; 0:09) |
|||
Пятигорск | 200 км | 2:40 | |
Пятигорск — Золотушка (1 км; 0:00) |
|||
Золотушка | 201 км | 2:41 | |
Золотушка — Свободы (8 км; 0:08) |
|||
Свободы | 208 км | 2:50 | |
Свободы — Горячеводский (1 км; 0:01) |
|||
Горячеводский | 210 км | 2:51 | |
Горячеводский — Хорошовский (4 км; 0:03) |
|||
Хорошовский | 214 км | 2:54 | |
Хорошовский — Этоко (7 км; 0:03) |
Ставропольский край — Кабардино-Балкария | ||
Этоко | 220 км | 2:58 | |
Этоко — Залукокоаже (7 км; 0:04) |
|||
Залукокоаже | 227 км | 3:02 | |
Залукокоаже — Псынадаха (6 км; 0:03) |
|||
Псынадаха | 233 км | 3:06 | |
Псынадаха — Прогресс (8 км; 0:04) |
Кабардино-Балкария — Ставропольский край | ||
Прогресс | 241 км | 3:10 | |
Прогресс — Куба-Таба (9 км; 0:06) |
Ставропольский край — Кабардино-Балкария | ||
Куба-Таба | 250 км | 3:16 | |
Куба-Таба — Псычох (9 км; 0:05) |
|||
Псычох | 260 км | 3:22 | |
Псычох — Баксан (3 км; 0:01) |
|||
Баксан | 263 км | 3:23 | |
Баксан — Исламей (3 км; 0:01) |
|||
Исламей | 266 км | 3:25 | |
Исламей — Атажукино (6 км; 0:05) |
|||
Атажукино | 272 км | 3:31 | |
Атажукино — Заюково (8 км; 0:07) |
|||
Заюково | 280 км | 3:38 | |
Заюково — Жанхотеко (13 км; 0:13) |
|||
Жанхотеко | 293 км | 3:52 | |
Жанхотеко — Лашкута (1 км; 0:00) |
|||
Лашкута | 294 км | 3:53 | |
Лашкута — Бедык (6 км; 0:05) |
|||
Бедык | 300 км | 3:58 | |
Бедык — Былым (12 км; 0:11) |
|||
Былым | 311 км | 4:10 | |
Былым — Тырныауз (10 км; 0:09) |
|||
Тырныауз | 321 км | 4:20 | |
Тырныауз — Верхний Баксан (20 км; 0:20) |
|||
Верхний Баксан | 341 км | 4:40 | |
Верхний Баксан — Нейтрино (7 км; 0:07) |
|||
Нейтрино | 349 км | 4:48 | |
Нейтрино — Эльбрус (5 км; 0:04) |
|||
Эльбрус | 353 км | 4:53 | |
Эльбрус — Тегенекли (3 км; 0:03) |
|||
Тегенекли | 357 км | 4:56 | |
Тегенекли — Байдаево (3 км; 0:02) |
|||
Байдаево | 359 км | 4:59 | |
Байдаево — поляна Чегет (5 км; 0:04) |
|||
поляна Чегет | 364 км | 5:03 | |
поляна Чегет — Терскол (2 км; 0:01) |
|||
Терскол | 366 км | 5:05 | |
Терскол — поляна Азау (1 км; 0:01) |
|||
поляна Азау | 370 км | 5:10 |
Архыз—Красная Поляна
По
существу это известный туристский маршрут 295. Участок пути от Архыза до
фермы, расположенный вблизи слияния Дукки и Речепсты, не требует
подробного описания. Сюда ведет хорошая дорога. За фермой она
разветвляется, левая уходит в долину Дукки, прямо на подъем — в долину
Речепсты и далее к перевалу Пхия. В четырех километрах от фермы, вблизи
пастушьей хижины, что на противоположном берегу, можно перейти Речепсту
по кладке. Дальше дороги нет. К перевалу ведет тропа.
От
Архыза до этой переправы — 20 километров. Отсюда два часа ходьбы до
перевала Пхия. Он не имеет характерной для перевалов седловины и
представляет собой большой альпийский луг, раскинувшийся на стыке
отрогов двух хребтов Абишира-Ахуба и Аркасара. Справа, вблизи одинокой
пихты, стоит обелиск Славы защитникам перевалов Западного Кавказа в годы
Отечественной войны. Летом здесь часто бывают туристы и у обелиска почти
никогда не вянут цветы — символ вечной памяти героям, отдавшим жизнь за
свободу Родины.
Дальше тропа ведет через луг мимо кошары и минут через 30 приводит к
спуску в долину реки Пхия.
На
ночевку можно остановиться за перевалом у первой речки.
Следующий день уйдет на спуск до поселка Пхия, расположенного в долине
реки Большая Лаба (3—4 часа), и выход к реке Дамхурц, где можно
остановиться на ночевку.
Третий день будет затрачен на переход до долины Закан. Здесь приют для
ночевок туристов 295 и 822 плановых маршрутов. Расстояние от Дамхурца до
приюта «Закан» 7 километров.
На
четвертый день следует взойти на перевал Умпырь, по которому проходит
граница между Ставропольским и Краснодарским краями. От перевала
начинается территория Кавказского заповедника.
Тропа приводит в долину реки Малая Лаба. В урочище Умпырь расположен
приют для туристов 295 и 319 маршрутов. Здесь ночевка. От Закана до
урочища Умпырь переход занимает 9—10 часов,
На
пятый день похода нужно наметить переход через перевал Алоус и спуск к
месту ночевки в долине Уруштен. Переход занимает 10—11 часов. На шестой
день — переход по долине Уруштен до приюта «Лагерь холодный» (12 км) и
далее через перевал Псеашхо до поселка Рудничного, расположенного в 7
километрах от Красной Поляны.
В
последний день похода переход самый большой по расстоянию — километров
30. От поселка Рудничного до Красной Поляны лучше доехать на попутной
автомашине.
Время на прохождение 295 маршрута можно сократить на один день, если
участки пути — Архыз—устье Дукки и Речепсты, поселок Пхия — река Закан,
поселок Рудничный—Красная Поляна — проехать на попутном транспорте.
На
прохождение через территорию Кавказского заповедника необходимо
иметь пропуск, который можно получить на кордоне Карапырь,
расположенном за поселком Дамхурц. (инфа 1980 г!!! — будьте
осторожны в заповеднике режим поборов!!! — прим. админа)
День 5. Бабук-аул — Солох-аул
Убаюканные мышатами-медвежатами, крепко засыпаем до самого утра. И просыпаемся по тому же самому голосу с разительно другой интонацией: «Придурки!!!» Из дальнейшего развития мысли ясно, что кто-то запустил в палатку предводителя-десантника осу.
Спуск заканчивается в поселении Бабук-аул. «Бабуками» в Адыгее называли вдовцов. Вдов же — солохами. Отсюда и название следующего населенного пункта, куда мы держим путь: вдовий поселок, Солох-аул.
На пути встречается вот такой вот мостик (переходить по одному!)
За мостиком продолжаем путь вдоль речки Шахэ. Тропа уже больше напоминает дорогу. Через какое-то время выходим к туристическому приюту Бабук-Аул. Привал на обед.
У приюта Бабук-Аул в последний раз встречаем дружественную группу громогласного десантника Антона Викторовича (мы уже знаем, как зовут мужественного предводителя детей и женщин). Они остаются на ночевку на территории приюта, и это вполне себе хороший вариант. В этом же нас пытается убедить и администрация базы — дама с собакой — которая утверждает, что до Солох-Аула еще 17 км пути, а вставать лагерем до него никак нельзя. Но мы непреклонны: сегодня нам надо подойти максимально близко к Солох-Аулу и мы двигаемся дальше.
За приютом вступаем в живописный самшитовый лес:
Потихоньку дорога формируется в приличную грунтовку вдоль речки Шахэ. С одной стороны склон, поросший мохнатой зеленью, с другой — обрыв, внизу речка. Иногда попадаются ручейки, большие и маленькие. Под таким, к примеру, можно и душ принять!
Ровнехонько у этого водопада нас настигает традиционная послеобеденная непогода. Внезапно становится темно и в вершинах деревьев начинает тревожно гудеть ветер. Пока достаем дождевики и зачехляем рюкзаки, прямо к нашим ногам сверху прилетает здоровенная лесина, этакое сучище метров пяти в длину. Таким и прибить может. А ну-ка — дёру! И мы припускаем с удвоенным энтузиазмом, но поздно: дождь хлынул. Через пару минут уже в общем-то безразлично, как долго нам еще идти до ближайшей крыши: мы мокры до белья. Ботинки снова полны воды. Продолжаем топать под освежающим дождевым душем. Кругом угрожающе трещит высокий сухой лес.
Однако спустя еще какое-то время выходим к внезапному КПП: избушке с навесом. На наш стук и голоса никто не выходит и мы решаем переждать под навесом. Недопитая бутылка водки на столе явно указывает, что след человека тут еще не успел простыть… Раздумываем, не заночевать ли нам в этой будочке под крышей. Вдруг откуда ни возьмись — машина! И вот мы уже утрамбовываемся в уазик. Неспортивно, зато с комфортом преодолеваем оставшиеся километров 7 до КПП при выезде из заповедника. Над пропастями и через речки, дорога напоминает трофи. По пути водитель рассказывает нам, что дорогу до Бабук-аула — ту, по которой мы сегодня прошли — в одном месте завалило, и теперь не пройти-не проехать. Ну, тут такое бывает. Хорошо, что мы проскочили.
У КПП нас просят предъявить документы и дают точные указания, где мы можем встать на ночь. Место на ровной, но мрачноватой полянке у самого каменистого русла реки нас, в принципе, устраивает. Одно плохо: не доглядели за рюкзаками, содержимое промокло. Спать в мокром спальнике — это, доложу я вам, удовольствие небольшое. Кое-как сушимся, насколько позволяет последождевой вечерний воздух и укладываемся спать — в последнюю нашу ночевку на маршруте.
Современный вариант прохождения маршрута
Сегодня 30-й маршрут можно пройти добравшись на автомобиле до Яворовой поляны и отсюда начать движение по хорошо промаркированной тропе к приюту Фишт. Переночевать можно в домиках на приюте, но лучше взять с собой палатки, так как количество мест в приюте ограниченно и стоит денег.
Можно пойти в некоммерческий поход «Через горы к морю» с небольшой группой энтузиастов.
Прежде чем планировать поход, убедитесь, что маршруты по Кавказскому заповеднику открыты. Информацию можно получить на официальном сайте заповедника.
Современные варианты маршрутов через горы к морю
Ссылки на сайт с полным описанием и картой маршрута.
- № 3 «Через горы к Черному морю, через приют Фишт» — та же тридцатка.
- № 2 «Через горы к Черному морю, через приют Водопадный»
- № 8 «Через перевал Аишха к Черному морю»
Для дороги Кисловодск — Адлер планируют построить два тоннеля
Для создания дороги Кисловодск — Адлер потребуется строительство через горный массив двух тоннелей длиной 12,7 километра.
«Мы предлагаем направление Кисловодск — Адлер протяженностью 334 километра, из этого километража практически 68% дороги проходят по территории Карачаево-Черкесии. Нам на этом маршруте необходимо провести реконструкцию 159 километров дороги, построить новую дорогу протяженностью 103 километра, в том числе — два тоннеля протяженностью 12,7 километра, один — 7,6, а второй 5,1», — сообщил министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев.
Строительство автодороги Кисловодск — Адлер вместе с представителями регионов обсуждали в Федеральном дорожном агентстве. Для реализации было предложено несколько вариантов строительства.
«Мы планируем трассу от Кисловодска по существующей дороге на Карачаевск, потом на Псемен — это дорога, которая существует, 159 километров. Участок от Псемена до Дамхурца — 45 километров, новое строительство. От Дамхурца далее к населенному пункту, чуть не доезжая до Эстосадока (Красная Поляна) — новое строительство 60 километров», — пояснил Васильев, говоря о варианте, предложенном Ставропольским краем.
Карачаево-Черкесия предложила вариант строительства трассы Черкесск — Адлер длиной маршрута 273 километра через горнолыжный курорт Архыз. «Но здесь, судя по анализу транспортного потока, направление не очень выгодное с точки зрения интенсивности движения по данному автомобильному маршруту», — отметил министр.
По сообщению пресс-службы губернатора края, Росавтодором за основу предварительно взят вариант строительства, предложенный ставропольскими властями. До 11 апреля ведомство разработает предложение по финансированию проекта, которое будет представлено на рассмотрение правительства РФ.
Предварительные подсчеты по общей стоимости проекта пока разнятся, сообщил Игорь Васильев. «Карачаево-Черкесия, по тем изысканиям, которые они сделали, предположила стоимость тоннелей в 43 миллиарда рублей, всей автомобильной дороги — порядка 110 миллиардов рублей. Когда мы провели изыскания, сравнили с аналогами — данный проект с учетом реконструкции и строительства дорог составил порядка 200 миллиардов рублей», — отметил эксперт.
Пока Росавтодор рассматривает несколько механизмов финансирования. «Рассматривали концессию, в которой участниками могут быть Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и РФ, плюс концедент, которого определит конкурс. Второй вариант — полное финансирование из федерального бюджета, итог мы узнаем после 11 апреля», — отметил Васильев.
На сегодняшний день протяженность маршрута из Кисловодска в Адлер составляет 770 километров. Предполагается, что новая дорога, которая будет более чем в 2 раза короче, станет платной для всего транзитного транспорта. Однако, по мнению властей Ставрополья, она все равно будет выгодной для путешественников и туристов.
«Когда просчитывали в среднем экономический эффект, то при движении по новому направлению будет экономия в 1,5 тысячи рублей на одного человека, находящегося в машине. Это все рассчитывалось с точки зрения стоимости бензина, времени нахождения в пути, то есть мультипликативный эффект», — пояснил Васильев.
Регионы, задействованные в проекте, надеются, что трасса позволит увеличить турпоток. За короткое время гости юга России смогут добраться от моря до гор, от гор — до Кавказских Минеральных Вод. По расчетам властей Ставрополья, турпоток на курортах юга России может увеличиться на 4,5 миллиона человек в год.
Ставрополье и Карачаево-Черкесия представили Росавтодору два варианта трассы между Северным Кавказом и Черноморьем протяженностью от 273 до 334 км
Росавтодор выберет один из двух вариантов будущей трассы, связывающей курорты Северного Кавказа и Кавказские Минеральные Воды с черноморскими курортами. В любом случае вопрос строительства трассы уже решен. Осталось определиться с тем, откуда потянется дорога на Адлер — из Черкесска или Кисловодска.
Главе Федерального дорожного агентства Роману Старовойту представлено два варианта трассы, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Росавтодоре. Трасса будет проходить по территориям трех регионов — Ставрополья, Кубани и Карачаево-Черкесии.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров рассказал о том, что в регионе вынашивается идея строительства такой дороги еще с 60-х годов XX века в период пика популярности курортов Кавминвод. Сейчас курорты Северного Кавказа активно развиваются, растет и число туристов, посещающих Кавминводы и горнолыжные курорты Карачаево-Черкесии. В этой связи растет и актуальность строительства короткой трассы из северокавказских регионов в Адлер.
«Осуществление проекта даст мощный импульс повышению востребованности морских, бальнеологических и горнолыжных курортов Ставропольского края, Северного Кавказа и Кубани», — рассказал Владимиров.
Проект Ставрополья представляет собой четырехполосную трассу из активно развивающегося курорта Кавминвод Кисловодска в Адлер протяжённостью 334 километра. Сейчас дорога из Кисловодска в Сочи тянется на 770 км.
Новая трасса позволит туристам получить доступ к морю. Дорога сокращается практически вдвое, а стоимость поездки станет дешевле до 1,5 тыс. рублей на каждого человека (водителя и его пассажиров).
Как ранее сообщало ИА REGNUM, стоимость проекта трассы Кисловодск — Сочи составляет порядка 65 млрд рублей. Часть трассы в представленном проекте уже существует, но требует реконструкции. Предстоит достроить еще 103 километра трассы, включая два тоннеля, уточнили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора региона.
Карачаево-Черкесия представила альтернативный план трассы Черкесск — Сочи протяженностью 273 километра. Как рассказал заместитель председателя правительства Карачаево-Черкесской Республики, министр строительства и ЖКХ региона Сергей Смородин, в состав новой трассы предполагается включить участки федеральных дорог А-155 и А-156, а также 14-километровый участок Архыз — Лунная Поляна — гора Дукка и его продолжение длиной 22 километра в направлении населенного пункта Пхия.
Выслушав все предложения, Старовойт отметил несомненную необходимость строительства дороги, которая разгрузит интенсивный трафик на федеральной трассе Джубга — Сочи за счет перераспределения транспортных потоков из районов восточнее Краснодара. Окончательное решение по выбору варианта строительства будет вынесено после анализа предложенных вариантов. Окончательный вариант будет предложен Минтрансу.
Отмечалось также, что на строительство трассы пойдут средства федеральных и региональных дорожных фондов, а также будут привлечены частные инвестиции на условиях концессий.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, строительство трассы получило одобрение премьер-министра России Дмитрия Медведева на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 10 марта 2017 года. Глава российского правительства отметил тогда, что это дорогостоящий проект, и реализовывать его надо с применением механизма государственно-частного партнёрства.
Он отметил, что дорога должна будет, вероятно, носить платный характер. Медведев поручил тогда Минтрансу, Минкавказу и регионам проработать вопрос строительства дороги и доложить предложения.
Ранее проект строительства дороги получил одобрение Минтранса и Росавтодора. По оценкам экспертов, трасса Кисловодск — Сочи должна способствовать дополнительному привлечению на курорты Северного Кавказа до 10 млн туристов в год.
Описание
От устья реки Уруштен, по долине реки Малая Лаба, через Умпырскую котловину, устья рек Цахвоа и Чистая, а также перевал Аишха этот туристический маршрут выходит к Чёрному морю.
В прошлые века Умпырская котловина считалась одним из наиболее богатых дичью мест Западного Кавказа. Именно в этих местах в царские времена была организована Великокняжеская кубанская охота. Проходя вдоль реки Чистая, перед вами откроется шикарный вид на самую высокую гору заповедника и Краснодарского края — Цахвоа (3345,9 м.), гору Скалистую и пик Игольчатый.
С перевала Аишха (2401,5м) открывается восхитительная панорама покрытого вечными снегами и льдами массива Агепста-Ацетука, который тянется по другую сторону реки Мзымта параллельно Главному Кавказскому хребту.
фото из архива заповедника
Маршрут линейный, начинается от кордона Черноречье, заканчивается на кордоне Пслух. От кордона Черноречье до урочища Затишье или III Рота (7 км от Черноречья) имеется грунтовая дорога, переходящая в маркированную тропу. Туристическая тропа на кордон Умпырь пролегает по левому берегу реки Малая Лаба. От урочища Затишье каньон, образуемый по левобережью Малой Лабы отрогами Малого и Большого Балкана сильно сужается. При пересечении отрогов Малого и Большого Балкана тропа делает зигзаги, поднимаясь вверх от берега реки. Тропа здесь высечена прямо в скалах. Минуя перевал Малый Балкан, тропа совершает быстрый спуск к кордону Умпырь. Рядом с кордоном Умпырь в Малую Лабу впадают крупные притоки, слева река Ачипста, справа — река Умпырь. От кордона тропа поднимается вверх по ущелью Малой Лабы к устью реки Цахвоа (около 7 км.) и далее к устью реки Чистая.
Тропа от реки Чистая к перевалу Аишха (2401,5 м. н. у. м.) тянется немногим более 7 км. В некоторых местах она испорчена камнепадами и оползнями преимущественно со склонов горы Псеашха. Подъем на перевал Аишха довольно полог, за исключением одного участка протяженностью 500 метров. С перевала Аишха открывается вид на мощный, ярко выраженный высокогорный хребет, слева — пик Сочи, внизу петляющая речка Малая Лаба. Спуск с перевала крут и идет по склонам, покрытым высокой травой. Тропа делает здесь много крутых поворотов. В трех километрах от перевала тропа переходит в грунтовую дорогу, которая, в свою очередь, смыкается с «главной» дорогой, ведущей: налево — к верховьям Мзымты, направо — к кордону Пслух.
Маршрут проходит по долине реки Малая Лаба от устья реки Уруштен до перевала Аишха и по южному макросклону Главного Кавказского хребта от перевала Аишха до кордона Пслух. Маршрут большей частью проходит в лесной зоне и выходит в высокогорье выше устья реки Чистой.
фото из архива заповедника
Нитка маршрута
Кордон Черноречье — кордон Третья рота — кордон Умпырь — 30-й километр — устье реки Чистая — перевал Аишха — река Пслушенок
Схема переходов по маршруту
- 1 день. Кордон Черноречье — кордон Третья рота (9 км)
- 2 день. Кордон Третья рота —кордон Умпырь (11км)
- 3 день. Кордон Умпырь — 30-й км (10 км)
- 4 день. 30-й км — устье реки Чистая (10 км)
- 5 день. Устье реки Чистая — река Пслушенок (11 км)
Прохождение маршрута возможно в обратной последовательности, также прохождение части маршрута по нитке р. Пслушенок — пер. Аишхе — устье реки Чистая — кордон Умпырь и обратно.
День 6. Солох-Аул — морько!
С утра нам остается лишь небольшой марш-бросок до Солох-Аула, который занимает у нас порядка 2 часов ходу по хорошей, утрамбованной дороге, местами напоминающей тоннель в страну чудес.
В Солох-ауле я прощаюсь со своими боевыми треками LOWA, верой и правдой служившими мне летом и зимой, на Алтае, на Байкале, в Хибинах и много где еще. Кавказ их доконал, но они прожили достойную жизнь!
На входе в Солох-аул нас, в последних сухих и чистых футболочках, надетых по случаю окончания маршрута и выхода к морю, в последний раз окатывает дождем. Мы бежим прямиком на автобусную остановку. Солох-аул считается родиной краснодарского сорта чая, здесь даже есть что-то вроде музея с дегустационным залом, однако же мы отметаем вариант с культпрограммой. Только к морю! Ожидаем автобуса в Дагомыс.
Этот пес встретил нас на входе в Солох-аул и проводил до самой остановки, за что был вознагражден сарделькой с хлебом.
К вечеру того же дня нас ждало оно. Морько!!! В далеких горах грохотал гром и сверкали молнии. А мы наслаждались теплым (и сухим!) адлерским вечером. И только краешком мысли думалось о туристах, мокнущих в горах. Ну, во всяком случае, у них море еще впереди! А мы свое морское счастье честно заслужили)
Трассы. Дополнительно
Наличие трасс,сертифицированныхFIS ( есть
)
Панорамные трассы(выше 2500 м) ( есть
)
Гарантированныйснег ( нет
)
Курортдружественныйсноубордингу ( мало
)
Наличие ночногокатания ( есть
)
Наличие кайтинга ( нет
)
Количествосноупарков ( нет
)
Количествохалфпайпов ( нет
)
Искусственноеоснежение ( есть
)
Лесные трассы(до высоты 2000 м) ( есть
)
Наличие ледника ( нет
)
Летнее катание ( нет
)
Возможности дляфрирайда (умеренные)
Наличиеофициальных зонкатания (freeride) ( нет
)
Маршруты бэккантри ( нет
)
Наличие хелиски ( нет
)
Наличиеофициальных школ игидов для фрирайда ( нет
)
Наличиедетских горнолыжныхшкол-клубов ( есть
)
Off-piste
Прокладка «черной» трассы высокого уровня сложности и обеспечение доступа к зоне фрирайда планируется в рамках строительства канатной дороги SL1 от верхней станции гондольного подъемника В10 в сторону хребта Абишира-Ахуба, на высоту 3100 … подробнее »
+2
+дополнить
+добавить место
Расчет пути от Архыза до Красной Поляны
Архыз | |||
Архыз — Нижний Архыз (22 км; 0:22) |
|||
Нижний Архыз | 22 км | 0:22 | |
Нижний Архыз — Нижняя Ермоловка (12 км; 0:11) |
|||
Нижняя Ермоловка | 34 км | 0:33 | |
Нижняя Ермоловка — Даусуз (5 км; 0:05) |
|||
Даусуз | 39 км | 0:38 | |
Даусуз — Зеленчукская (5 км; 0:05) |
|||
Зеленчукская | 44 км | 0:44 | |
Зеленчукская — Сторожевая (16 км; 0:12) |
|||
Сторожевая | 60 км | 0:57 | |
Сторожевая — Кобу-Баши (12 км; 0:08) |
|||
Кобу-Баши | 72 км | 1:05 | |
Кобу-Баши — Преградная (13 км; 0:08) |
|||
Преградная | 85 км | 1:14 | |
Преградная — Псемён (21 км; 0:14) |
|||
Псемён | 106 км | 1:28 | |
Псемён — Курджиново (2 км; 0:01) |
|||
Курджиново | 109 км | 1:29 | |
Курджиново — Солёное (10 км; 0:06) |
Карачаево-Черкесия — Краснодарский край | ||
Солёное | 118 км | 1:36 | |
Солёное — Андрюки (12 км; 0:07) |
|||
Андрюки | 130 км | 1:43 | |
Андрюки — Псебай (5 км; 0:03) |
|||
Псебай | 135 км | 1:47 | |
Псебай — Шедок (6 км; 0:04) |
|||
Шедок | 141 км | 1:51 | |
Шедок — Центральный (11 км; 0:07) |
|||
Центральный | 152 км | 1:58 | |
Центральный — Мостовской (8 км; 0:05) |
|||
Мостовской | 160 км | 2:04 | |
Мостовской — микрорайон Энергетиков (1 км; 0:00) |
|||
микрорайон Энергетиков | 161 км | 2:04 | |
микрорайон Энергетиков — Ходзь (18 км; 0:12) |
Краснодарский край — Адыгея | ||
Ходзь | 179 км | 2:17 | |
Ходзь — Вольное (11 км; 0:07) |
|||
Вольное | 190 км | 2:24 | |
Вольное — Северный (14 км; 0:09) |
Адыгея — Краснодарский край | ||
Северный | 203 км | 2:33 | |
Северный — Ярославская (7 км; 0:05) |
|||
Ярославская | 211 км | 2:38 | |
Ярославская — Грозный (24 км; 0:16) |
Краснодарский край — Адыгея | ||
Грозный | 235 км | 2:54 | |
Грозный — Пролетарский (5 км; 0:03) |
|||
Пролетарский | 240 км | 2:58 | |
Пролетарский — Майкоп (1 км; 0:00) |
|||
Майкоп | 242 км | 2:59 | |
Майкоп — Краснооктябрьский (8 км; 0:05) |
|||
Краснооктябрьский | 249 км | 3:04 | |
Краснооктябрьский — Зазулин (30 км; 0:19) |
Адыгея — Краснодарский край | ||
Зазулин | 279 км | 3:24 | |
Зазулин — Апшеронск (5 км; 0:03) |
|||
Апшеронск | 285 км | 3:27 | |
Апшеронск — Малько (8 км; 0:06) |
|||
Малько | 292 км | 3:34 | |
Малько — Спасов (2 км; 0:01) |
|||
Спасов | 295 км | 3:36 | |
Спасов — Красная Горка (3 км; 0:02) |
|||
Красная Горка | 299 км | 3:38 | |
Красная Горка — Хадыженск (9 км; 0:06) |
|||
Хадыженск | 308 км | 3:44 | |
Хадыженск — Станционный (5 км; 0:03) |
|||
Станционный | 314 км | 3:48 | |
Станционный — Куринская (8 км; 0:05) |
|||
Куринская | 322 км | 3:53 | |
Куринская — Навагинское (11 км; 0:07) |
|||
Навагинское | 333 км | 4:01 | |
Навагинское — Шаумян (13 км; 0:17) |
|||
Шаумян | 346 км | 4:18 | |
Шаумян — Горный (6 км; 0:04) |
|||
Горный | 352 км | 4:23 | |
Горный — Островская Щель (2 км; 0:01) |
|||
Островская Щель | 354 км | 4:25 | |
Островская Щель — Индюк (4 км; 0:02) |
|||
Индюк | 359 км | 4:27 | |
Индюк — Кривенковское (6 км; 0:04) |
|||
Кривенковское | 365 км | 4:32 | |
Кривенковское — Георгиевское (3 км; 0:01) |
|||
Георгиевское | 368 км | 4:34 | |
Георгиевское — Кирпичное (2 км; 0:01) |
|||
Кирпичное | 370 км | 4:35 | |
Кирпичное — Цыпка (3 км; 0:02) |
|||
Цыпка | 372 км | 4:37 | |
Цыпка — Красное (4 км; 0:02) |
|||
Красное | 377 км | 4:40 | |
Красное — Мессажай (3 км; 0:01) |
|||
Мессажай | 380 км | 4:42 | |
Мессажай — Пригородный (4 км; 0:02) |
|||
Пригородный | 383 км | 4:44 | |
Пригородный — Туапсе (1 км; 0:00) |
|||
Туапсе | 385 км | 4:45 | |
Туапсе — Кроянское (4 км; 0:03) |
|||
Кроянское | 389 км | 4:48 | |
Кроянское — пансионата «Южный» (5 км; 0:04) |
|||
пансионата «Южный» | 394 км | 4:53 | |
пансионата «Южный» — Дедеркой (4 км; 0:02) |
|||
Дедеркой | 397 км | 4:55 | |
Дедеркой — Шепси (3 км; 0:03) |
|||
Шепси | 401 км | 4:58 | |
Шепси — Сочи (6 км; 0:05) |
|||
Сочи | 407 км | 5:03 | |
Сочи — Мамедова Щель (21 км; 0:17) |
|||
Мамедова Щель | 428 км | 5:21 | |
Мамедова Щель — Волконка (14 км; 0:12) |
|||
Волконка | 442 км | 5:33 | |
Волконка — Сочи (1 км; 0:00) |
|||
Сочи | 442 км | 5:34 | |
Сочи — Каткова Щель (3 км; 0:02) |
|||
Каткова Щель | 446 км | 5:36 | |
Каткова Щель — Зубова Щель (4 км; 0:03) |
|||
Зубова Щель | 450 км | 5:39 | |
Зубова Щель — Сочи (0 км; 0:00) |
|||
Сочи | 450 км | 5:40 | |
Сочи — Детляжка (16 км; 0:13) |
|||
Детляжка | 466 км | 5:54 | |
Детляжка — Нижнее Уч-Дере (14 км; 0:07) |
|||
Нижнее Уч-Дере | 480 км | 6:01 | |
Нижнее Уч-Дере — Сочи (0 км; 0:00) |
|||
Сочи | 480 км | 6:01 | |
Сочи — Черешня (51 км; 0:31) |
|||
Черешня | 531 км | 6:33 | |
Черешня — Высокое (2 км; 0:02) |
|||
Высокое | 534 км | 6:36 | |
Высокое — Сочи (1 км; 0:00) |
|||
Сочи | 535 км | 6:36 | |
Сочи — Верхне-Высокое (0 км; 0:00) |
|||
Верхне-Высокое | 535 км | 6:37 | |
Верхне-Высокое — Казачий Брод (6 км; 0:05) |
|||
Казачий Брод | 541 км | 6:42 | |
Казачий Брод — Красная Поляна (22 км; 0:22) |
|||
Красная Поляна | 568 км | 7:10 |