ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Airbus UTM и городские полеты

Обзор программы городских полетов и аэротакси от Airbus.
25 НОЯБРЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Помимо разработки коммерческих авиалайнеров Airbus ведет весьма активную деятельность в области городской аэромобильности и аэротакси. В компании разработали свою концепцию, создали два летающих прототипа аэротакси, эксплуатируют сервис городских вертолетов, тестируют доставку дронами, а также участвуют в формировании стандартов отрасли.
У Airbus существует инновационный центр , расположенный в Кремниевой долине в Калифорнии (США). Здесь занимаются развитием перспективных проектов сразу по нескольким направлениям. Одним из них является интеграция БАС в воздушное пространство. Уже не первый год с данной инициативой работает группа Altiscope, которая в настоящее время более известна под названием Airbus UTM. Группа разрабатывает цифровые решения и соответствующую инфраструктуру, необходимую для интеграции и управления беспилотными авиационными системами и аэротакси, в частности.
Джесси Мубери, руководитель Airbus UTM.
Джесси Мубери, руководитель подразделения Airbus UTM, рассказывает Sky review о том, каких результатов удалось достичь:
«В течение последних нескольких лет мы усердно следили за тем, чтобы стратегия развития UTM была согласованной и отвечала потребностям как пользователей воздушного пространства, так и регулирующих органов и исследовательских групп на международном уровне. Airbus выпустила „Blueprint for the Sky“ — дорожную карту по интеграции автономного летающего транспорта в воздушное пространство. Данный документ содержит наше видение, от общих концепций до архитектуры системы».
Среди базовых принципов, которые бы хотел выделить Sky review, это применение маршрутизации для организации движения БАС. Определено четыре вида маршрутов: стандартный маршрут, свободный маршрут, воздушный коридор, комбинированный маршрут для сложных условий. Были также предложены два новых типа правил полетов: 1) BFR/Базовые правила полетов (независимые полеты); 2) MFR/Управляемые правила полетов (когда траектория полета координируется службой управления воздушным движением).
В Airbus отмечают, что в районах аэропортов службы ОрВД и UTM будут взаимодействовать, обеспечивая безопасность совместных полетов в воздухе. Также отмечается единый принцип, который актуален для UTM NASA в США, для SESAR U-Space в Европе и Japan UTM (JUTM) в Японии — это то, что услуги/сервисы в UTM предоставляются множеством компаний-участников, и их количество может масштабироваться вместе с развитием системы.
В области технологий уточняется, что для полетов по воздушным коридорам в городах могут потребоваться дополнительные навигационные датчики в целях резервирования и большей надежности системы (поскольку сигналы GPS могут быть слабыми или полностью блокированы зданиями). Также отмечается, что корректность данных GPS может быть перепроверена избыточной резервирующей системой и перекрестной сверкой данных.
«Blueprint for the Sky» охватывает широкий спектр вопросов, начиная от концепции и базовых принципов, заканчивая архитектурой и заинтересованными сторонами. Ознакомиться с документом можно по этой ссылке.
Аэротакси (eVTOL)
В инновационном центре A³, о котором мы писали выше, в 2016 году стартовал проект создания аэротакси Vahana. Это полностью электрический одноместный летательный аппарат вертикального взлета и посадки (eVTOL). Vahana Alpha совершил свой первый полет в 2018 году. На сегодняшний день аппарат выполнил уже более 80 испытательных полетов, и демонстрировался широкой аудитории.
Vahana был представлен на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже в этом году, где также поднимался в воздух. Заявленная крейсерская скорость составляет 190 км/ч, а дальность полета — 50 км.
Второе аэротакси — CityAirbus, является проектом Airbus Helicopters. Оно также полностью электрическое (eVTOL) и способно взять на борт до четырех человек. Крейсерская скоростью полета — 120 км/ч. Прототип CityAirbus совершил свой первый полет 3 мая 2019 года в Донауверте, Германия. Проект реализуется с большой кооперацией, к примеру, двигатели разрабатывает Siemens.
Вице-президент по городской аэромобильности Airbus Зак Ловеринг специально для Sky review ответил на несколько вопросов касаемо технологий, применяемых на данных летательных аппаратах:
— Господин Ловеринг, скажите, могут ли Vahana и CityAirbus совершать автономные полеты?
«Да, Vahana Alpha является полностью автономным. Единственное, что доступно пассажиру, — это опции начала полета, возвращения домой или приземления на месте. Наша группа специалистов уже продемонстрировала возможности автоматического обнаружения опасностей в воздухе с помощью камер, а также приземление с применением лидаров».
— Уточните, какие навигационные системы используются на Vahana и CityAirbus?
«Vahana для навигации и обнаружения опасностей использует комбинацию инерционных датчиков, GPS, камер, радаров и лидаров».
— Какие технологии используются, чтобы сделать транспортные средства видимыми для пилотируемой авиации?
«Помимо специального освещения, летающие аппараты (UAM) будут оснащены оборудованием АЗН-В, так как данная технология требуется во многих воздушных пространствах мира. Также будут интегрированы и дополнительные системы для совместимости с будущими решениями в области управления воздушным движением».
Примечание редакции: в европейском небе в соответствии с мандатом АЗН-В 2020 года, применяется АЗН-В 1090ES, которое де-факто является мировым стандартом и используется в Европе, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Мексике, Гонконге, Индонезии и других странах.
— Планирует ли Airbus интегрировать технологию геофенсинга (геозон)?
«Схожие по работе с геофенсингом функции будут интегрированы, поскольку полеты в отведенном воздушном пространстве являются необходимым условием будущей эксплуатации».
Примечание редакции: технологии геофенсинга позволяют создавать объемные виртуальные зоны. К примеру подобные зоны могут разворачиваться над аэропортами, тем самым ограничивая движение посторонних летательных аппаратов.
— Применяются ли бортовые системы обнаружения и уклонения от столкновений (Detect-And-Avoid, DAA)?
«Vahana для обнаружения и предотвращения использует камеры, лидар и радар для мониторинга в трех измерениях. Наша система автоматического пилотирования выполняет многие функции, которые обычно возложены на пилота воздушного судна, включая распознавание и предотвращение опасных сближений».
— Можете ли вы выделить три наиболее важные технологий для городских полетов?
«С нашей точки зрения — это аккумуляторы высокой емкости. Помимо этого, также важны легкие двигатели и недорогая авионика».
Примечание редакции: Airbus отрыла новую лабораторию для развития технологий аккумуляторов в Шэньчжэне, Китай. Начиная с 2010 года, в связи с развитием электротранспорта глобальный спрос на литий-ионные аккумуляторы вырос более чем на 700%.
Зак Ловеринг, вице-президент по городской аэромобильности Airbus.
Стоит отметить, что летающие такси наиболее близки городским вертолетам, и иногда данные проекты напрямую связаны. Генеральный директор сервиса по заказу вертолетов Airbus Voom Клеман Монне отмечает, что лучший способ внедрить городскую аэромобильность (UAM) — это сначала протестировать модель с использованием вертолетов, а только потом внедрять электротранспорт (eVTOL). Клеман Монне сделал такое заявление, комментируя аналогичный проект Uber — Uber Copter. Напомним, что у Uber также есть своя программа городского аэротакси — Uber Elevate (Uber Air). Airbus Voom работал в Латинской Америке в течение трех лет, а год назад запустился в Сан-Франциско, США. Voom осуществляет перевозку клиентов между аэропортами в регионе.
В завершение отметим другую инициативу — Skyways — экспериментальный проект по доставке дронами, запущенный в 2016 году совместно с EASA и CAAS (Управление гражданской авиации Сингапура). Сервис уже выполнил ряд тестовых полетов в Сингапуре.
Беспилотник и станция взлета/посадки Airbus Skyways.
Airbus активно участвует в работе по формированию стандартов для электронранспорта (eVTOL) в Европе и возглавляет направление городской аэромобильности в рамках EIP-SCC, партнерами которого также являются EASA и Eurocontrol. 2 июля 2019 года EASA опубликовало «Особые условия для малых воздушных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL)». Несмотря на все сложности, связанные с определением и формализацией новых требований к eVTOL, данная инициатива была встречена позитивно и оценивается как важный шаг в направлении сертификации летающего электротранспорта eVTOL в Европе. В ходе подготовительной работы более 1000 компаний и частных лиц, включая Airbus, представили свои комментарии EASA.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: