ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Аэронавигация в Европе сегодня и завтра

Обзор документа SESAR «ADS-B and other means of surveillance implementation status», содержащий информацию по внедрению АЗН-В, мультилатерации и вторичных радиолокаторов в Европе.
25 ИЮНЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 7 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
В мире гражданской авиации вторичная радиолокация применяется уже давно, в настоящее время в системах ОрВД ЕС эксплуатируется порядка 200 вторичных радиолокаторов. Инфраструктура S-диапазона широко распространена в аэропортах и на прилегающих территориях.
Сеть вторичных радиолокаторов S-диапазона
SESAR ADS-B and other means of surveillance implementation status
Вместе с этим уже порядка 10 лет в Европе внедряются мультилатерация и АЗН-В. Данная тенденция сохранится и после 2020 года. Рост трафика и реализация новых концепций SESAR способствуют обновлению текущих решений.

Среди них:
— повышение безопасности и увеличение ситуационной осведомленности;
— оптимальные траектории полетов и заходов на посадку (PBN, RNav);
— снижение интервалов движения;
— внедрение беспилотников и т. д.
Все это способствуют внедрению технологий, дающих возможность вести наблюдение с более высоким темпом обновления и с большей точностью.
Мультилатерация
Сеть систем мультилатерации (включая широкозонную)
SESAR ADS-B and other means of surveillance implementation status
В отчете SESAR сообщается о порядка 80 зонах в 16 странах. Системы широкозонной мультилатерации (WAM) продолжают внедрять. Данные решения могут использоваться, как альтернатива вторичным радиолокаторам.

Принцип мультилатерации позволяет определять местоположение ВС по временной задержке получения сигнала с борта несколькими наземными станциями. Инфраструктура мобильна и обладает относительно низким энергопотреблением.

Стоимость широкозонной мультилатерации обычно ниже, чем стоимость аналогичных решений с применением вторичных радиолокаторов (зависит от каждого конкретного случая). Подобные системы могут разворачиваться не только в традиционных районах, но и в ранее недоступных для наблюдения местах, начиная от гор (например, как это сделано в Австралии или в Австрии), заканчивая нефте- и газодобывающими платформами в открытом море (Великобритания). Большинство станций широкозонной мультилатерации также настроены для работы в качестве приемников АЗН-В 1090ES. Средний срок службы систем, внедряемых в Европе, составляет 15 лет. Из совсем недавних проектов в ЕС можно отметить Швецию, где зона наблюдения покрывает территорию всей страны.
Решения на базе мультилатерации в аэропортах пока менее распространены, чем локаторы S -диапазона, заявляется о порядка 40 систем, установленных в основных Европейских аэропортах. Почти все системы, расположенные в аэропортах, интегрированы в систему ОрВД ЕС и применяются для отслеживания бортов и транспортных средств в режиме реального времени. Все текущие эксплуатанты сообщили о полном охвате зоны маневрирования и в основном полном охвате зон перронов, а также о своих планах продолжить эксплуатацию имеющихся систем в будущем. В Российских аэропортах также начался процесс внедрения аналогичных систем.
АЗН-В: наземный сегмент
АЗН-В в ЕС сегодня носит фрагментарный характер. Установлено более 70 станций, из которых около 90% находятся в эксплуатации. Чаще всего их используют в изолированных районах (Корсика и Фарерские острова) и на нефтяных вышках в Северном море. Вместе с этим, Норвегия эксплуатирует зоны, где АЗН-В является единственным средством наблюдения за воздушным движением. Оставшийся срок службы имеющихся систем АЗН-В в среднем составляет 12 лет.

В аэропортах ЕС АЗН-В широко распространено. Большая часть станций интегрированы в системы ОрВД, а также планируется объединить их с имеющимися системами мультилатерации. В аэропортах АЗН-В чаще всего является частью систем контроля и управления наземным движением A-SMGCS.
В Европе поддерживается АЗН-В 1090ES. Существует еще два вида линий передачи данных: UAT — разработана и сертифицирована только для США, а также VDL-4 — шведская разработка. VDL-4 не получила поддержки в мире по ряду причин, среди которых проблемы с помехами, более низкая скорость передачи данных по сравнению с 1090ES/UAT и другие. В 2003 году на сайте ИКАО был опубликован документ Airbus, где перечислялись данные и другие причины, а также сообщалось, что в Airbus поддержали мнение AEA о прекращении работы над АЗН-В VDL-4. Было предложено перенаправить ресурсы работу с 1090ES.
АЗН-В: Оснащение бортов
В отчете ADS-B and other means of surveillance implementation status отмечается, что только около 20% парков операторов ВС соответствуют стандарту ED-102A (DO260B), большинство из них ориентированы на новые поставки в ближайшие несколько лет.
Позиция АЗН-В в пустыне
Зеленый — оснащенные борта. Светло синий — нет.
SESAR ADS-B and other means of surveillance implementation status
Что дальше? Перспективы мультилатерации
Мультилатерация (включая широкозонную) после 2020 года
SESAR ADS-B and other means of surveillance implementation status
Количество систем мультилатерации (включая широкозонные) продолжает расти. Запланировано создание больше 20 новых зон. Сообщается о широкомасштабной инициативе по развертыванию в Альпийском регионе, а также о системах в Греции Румынии, Прибалтике и Дании. Все новые системы, по всей вероятности, смогут предоставлять данные АЗН-В. Использование мультилатерации в аэропортах также будет увеличено и продолжено. Заявляется о планах установить и обновить около 30 систем мультилатерации в период между 2018 и 2020 годами.

В долгосрочной перспективе и по мере выхода из строя вторичных радиолокаторов широкозонная мультилатерация будет все чаще играть роль альтернативы. Некоторые страны, такие как Италия, Финляндия, Хорватия и Словацкая Республика, будут развертывать дополнительные проекты. Великобритания и Венгрия также имеют схожие планы, данные с их систем, однако, не будут интегрированы в единую систему ОрВД ЕС.
Вторичные радиолокаторы
Вторичные радиолокаторы S-диапазона после 2020 года
SESAR ADS-B and other means of surveillance implementation status
Инфраструктуру вторичных радиолокаторов S-диапазона в ЕС еще ждет ряд расширений. Эксплуатанты сообщают о планах установки порядка 58 локаторов в период между 2018 и 2021 годами. После 2022 года общее число локаторов будет сокращаться.

АЗН-В

Ситуация с установкой АЗН-В в Европе также имеет тенденцию к росту. В общей сложности больше 60 систем включены в инвестиционные планы.
Космическое АЗН-В
В документе также отмечается, что космическая система АЗН-В должна дать возможность наблюдений над Атлантикой, в отдаленных и географически сложных районах мира, в районах как с плохой, так и с хорошей инфраструктурой, например, в центре Европы. Национальные операторы Великобритании (NATS) и Канады (Nav Canada) планируют развернуть космическое АЗН-В (Aireon) в Северной Атлантике и Канаде в 2019—2020 годах. Некоторые европейские эксплуатанты планируют начать использовать его уже с 2019 года.

Совсем недавно Aireon был официально одобрен Агентством по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) в качестве поставщика аэронавигационного обслуживания, для дальнейшего предоставления услуг по управлению воздушным движением.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: