интервью

Аэронавигация на экспорт

Российские компании составляют серьезную конкуренцию мировым игрокам рынка аэронавигационных услуг.
18 ИЮЛЯ / 2019 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 5 МИНУТ
Фото вышки в Örnsköldsvik
После развала СССР отечественные технологии в сфере воздушного пространства переживали не лучшие времена. Отставание от передовых стран наблюдалось по всем направлениям. В начале нулевых в этой тенденции наметился определенный перелом. Российские компании, специализирующиеся на радиоэлектронном оборудовании, сумели адаптироваться к новому аэронавигационному миропорядку и даже умудрились навязать ему некоторые свои правила.
По данным Минпромторга РФ, в 2019 году экспорт российских приборов для аэронавигации вырос на 35%. Сегодня ключевыми импортерами российских технологий являются Индия, Беларусь, Египет, Китай, Сирия, ОАЭ, Куба, Казахстан и др.

Портал Sky review запускает медиапроект из серии интервью с топ-менеджерами компаний, успешно реализующих свою продукцию за рубежом. Об опыте АО «Азимут», входящего в структуру Ростеха, — в эксклюзивном интервью генерального директора этой компании Аскера Саидова.

Аскер Саидов – генеральный директор АО «Азимут».
— Аскер Казбекович, у компании «Азимут» много технологий, востребованных потребителями аэронавигационных услуг. Самым успешным здесь можно считать комплекс УВД «ГАЛАКТИКА», который успешно внедрен не только в авиагаванях РФ, но и таких стран, как Армения, Египет, Германия, Южная Корея и т. д. Поделитесь секретом — что нужно, чтобы создать продукт мирового уровня?
«Успех любой фирмы кроется, прежде всего, в наличии команды из высококвалифицированных специалистов. Для создания каждого из своих продуктов мы тщательно собираем команду разработчиков из профессионалов разных поколений. Для проекта КСА УВД "ГАЛАКТИКА" были приглашены как очень опытные специалисты, стоявшие у истоков создания систем автоматизации УВД в Советском Союзе, так и молодые — со знанием современных вычислительных технологий и с опытом работы в области средств УВД.

В головах разработчиков, привлеченных к созданию проекта "ГАЛАКТИКА", идея использования трехмерной модели Земли (WGS-84) для вычисления точного местоположения воздушного судна по данным средств наблюдения зародилась очень давно. Эти поиски были обусловлены тем, что использование плоских проекций при траекторной обработке данных и при вычислении плановых траекторий не позволяет добиться необходимой по современным требованиям точности. "ГАЛАКТИКА", прошедшая сертификацию в России в 2013 году и отвечающая требованиям ИКАО блочной модернизации авиационных систем (Aviation System Block Upgrade), в итоге смогла решить эту задачу еще эффективнее. Система базируется на четырехмерных траекториях полетов, является современным масштабируемым решением для воздушного пространства низкой, средней и высокой интенсивности».
— Расскажите, пожалуйста, что составляет техническую базу КСА УВД «ГАЛАКТИКА»?
«Математика, математика и еще раз математика… Точность расчета местоположения воздушного судна — одно из важнейших качеств систем управления воздушным движением. Это предоставляет органам УВД возможность прогнозирования и отслеживания параметров полета, спасателям — точные координаты поиска, экономистам — возможность наиболее плотно загрузить воздушное пространство полетами и монетизировать результат. Выигрывать должны все участники рынка, а главное — граждане, которые спокойно садятся в самолет и безопасно добираются до пункта назначения.

„ГАЛАКТИКА“ является комплексом высокого уровня автоматизации, что предполагает выработку различных предупреждений диспетчеру УВД в случае возникновения внештатной ситуации в режиме реального времени. Комплекс постоянно мониторит взаимоположение воздушных судов на предмет предотвращения опасных сближений, снижения ВС ниже минимально безопасной высоты, нарушения ВС зон воздушного пространства, предупреждает диспетчера в случае отклонения ВС от заданного маршрута движения, невыполнения пилотом указаний службы движения и т. п. В результате работы комплекса снижается нагрузка на диспетчера УВД и повышается уровень безопасности полетов».
— Как завоевывалась ниша на рынке?
«Первая "ГАЛАКТИКА" была установлена в Казани в 2013 году для обеспечения повышения пропускной способности воздушного пространства во время летней Универсиады. В тот же год еще один комплекс был введен в эксплуатацию в Ереване. Для нашей компании проект в Армении был и остается очень значимым. Во-первых, мы выиграли тендер, в котором участвовали мировые лидеры в области аэронавигационного оборудования "Талес" и "Индра" Во-вторых, Армения входит в агентство Евроконтроль, и для КСА УВД "ГАЛАКТИКА" это стало испытанием на прочность и на соответствие стандартам европейского агентства.

Конечно же, большим успехом можно считать и реализованные проекты в Германии и Южной Корее. В настоящее время мы также осуществляем отгрузку оборудования в Шри-Ланку для обеспечения полетов в океанических секторах индийского океана».
— Что позволяет быть конкурентоспособным на мировом уровне?
«Люди, уникальные технологии и качество. Ни один провайдер аэронавигационных услуг ни при каких обстоятельствах не допустит установку системы УВД сомнительного качества. Наш комплекс уже хорошо знают, ведь профессиональное сообщество диспетчеров воздушного движения — это ограниченный круг людей, в котором моментально распространяются преимущества и недостатки работы любой системы. Кроме того, одно из главных преимуществ КСА УВД "ГАЛАКТИКА" — модульная и масштабируемая архитектура, которая позволяет производить как очень большие системы, так и отдельные рабочие места. Эта гибкость дает свою эффективность, так как в разных точках планеты воздушное пространство, а также аэропорты имеют разные пропускные возможности».
— Какие сложности имеются у российских компаний, выходящих на мировой рынок аэронавигационных услуг?
«В первую очередь, надо понимать, что это не сиюминутная история — с начала представления продукта на рынке до момента первой поставки могут пройти годы. Кроме того, необходимо уметь предлагать отрасли новые решения, то, чего нет у других.

При этом не стоит забывать, что основная цель нашей работы заключается именно в обеспечении безопасности полетов, и на достижение этой задачи должны быть направлены все ресурсы компании».
Покрытие вторичными локаторами
Тренажер КСА УВД «ГАЛАКТИКА».
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: