ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

A-SMGCS: безопасность на ВПП и при рулении

Тенденция роста интенсивности воздушного движения и требований к безопасности стали главными катализаторами развития A-SMGCS-решений.
29 ЯНВАРЯ / 2020 / ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ: 3 МИНУТЫ
Фото вышки в Örnsköldsvik
Аббревиатура A-SMGCS расшифровывается как Advanced Surface Movement Guidance and Control System — усовершенствованная система контроля и управления наземным движением. Главной задачей подобных систем является наблюдение и контроль над поверхностью аэродрома.
В основе A-SMGCS лежат многопозиционные системы наблюдения (МПСН), которые состоят из специализированных станций, распределенных по территории аэродрома. Сеть МПСН получает сигналы с бортовых ответчиков ВС и определяет координаты воздушных судов. Наземные транспортные средства, работающие на территории аэропорта, так же, как и воздушные суда (ВС) оснащаются мобильными ответчиками АЗН-В 1090ES Out, сигналы от которых принимает многопозиционная система наблюдения. Таким образом автотранспорт встраивается в общую сеть.
Наблюдение осуществляется в режиме реального времени и с высокой точностью, благодаря чему диспетчеры знают, в какой части аэродрома находится транспорт или ВС, даже в условиях невозможности наблюдать их визуально. Помимо АЗН-В 1090ES A-SMGCS также интегрирует данные и от других средств наблюдения, к примеру, от локаторов обзора летного поля.
Наблюдение хоть и основная, но не единственная функция A-SMGCS. В соответствии с категориями ИКАО, существует четыре уровня систем, у каждого из которых есть свои особенности.
Для обеспечения безопасности наземных операций применяются A-SMGCS уровней 1−2. Системы обеспечивают наблюдение и выдачу предупреждений диспетчерам о движении как воздушных судов, так и наземных транспортных средств на территории аэродрома.
A-SMGCS 3−4 уровней применяются еще и для повышения эффективности наземного движения, снижения зависимости аэропорта от непогоды. Данные A-SMGCS позволяют сократить общее время руления воздушных судов по территории аэродрома за счет более эффективной маршрутизации, оптимизировать использование ВПП, сократить очереди вылета и увеличить пропускную способность аэропорта в целом.

Читайте также по теме

В EUROCONTROL используют несколько отличный от ИКАО подход к определению категорий A-SMGCS. Вместо уровней в ведомстве выделяют функции систем. В частности, это службы наблюдения, поддержки безопасности, маршрутизации и управления.
В опубликованном ранее анализе эффективности систем A-SMGCS (Economic Aspects of Advanced Surface Movement Guidance and Control Systems (A-SMGCS) сообщалось, что преимущества систем уровней 1 и 2 доказаны на практике и хорошо известны. Уточнялось, что риски вторжения на ВПП несанкционированных транспортных средств могут быть уменьшены как минимум вдвое, а задержки, связанные с погодными условиями, могут быть сокращены на 10%. В ходе реализации европейского проекта EMMA 2 было также отмечено, что дополнительные функции A-SMGCS, такие как TAXI-CPDLC, электронные карты и маршруты руления позволят увеличить данный полезный эффект.
Среди дополнительных систем, которые также интегрируются с A-SMGCS, — специализированные камеры, помогающие диспетчерам осуществлять визуальное наблюдение ВС. В пример можно привести аэропорт Риги, где также развернута A-SMGCS. Дополнительные видеокамеры были установлены на вышке КДП и охватывают взлетно-посадочную полосу аэропорта, а также зоны руления. Камеры интегрированы в A-SMGCS и могут управляться диспетчерами удаленно.
На сегодняшний день A-SMGCS-решения получили широкое распространение по всему миру. Среди крупнейших мировых аэропортов, эксплуатирующих A-SMGCS, можно выделить Хитроу в Лондоне, Схипхол в Амстердаме, аэропорты Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, а также многое другие. Технология внедряется и в России.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Подписка на Sky review
Отправляем анонсы уже вышедших и будущих материалов, никакого спама.
Нажимая на кнопку «Подписаться» выше, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (читать).
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: